Дело № 33а-1145/2020 Председательствующий в первой
Категория 020а инстанции Просолов В.В.
дело № 2а-139/2020 (2а-1746/2019)
докладчик в апелляционной
инстанции Дудкина Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2020 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Артамоновой Т.А., Кондрак Н.И.
при секретаре: Михайловой В.Г.
при участии:
представителя административного истца – прокурора ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балаклавского района города Севастополя к Департаменту капитального строительства города Севастополя, заинтересованное лицо – Правительство Севастополя, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Балаклавского района города Севастополя обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, уточнив который, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер в порядке, предусмотренном ч. 10 ст. 32, п. 1 ч. 2 ст. 57, п.п. 1, 1.1 ст. 85, 86 87 Жилищного кодекса РФ, неисполнении п.2 распоряжения Правительства Севастополя от 06.10.2016 года № 546-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу» в отношении квартир №,№,№,№,№,№,№,№,№<адрес>, а также обязать Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир №,№,№,№,№,№,№,№,№,№<адрес>, не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года административные исковые требования прокурора Балаклавского района города Севастополя удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Департамента капитального строительства города Севастополя, выразившееся в непринятии мер по расселению квартир №,№,№,№,№,№,№,№,№,№<адрес>.
Обязано Департамент капитального строительства города Севастополя исполнить обязанность по расселению квартир №,№,№,№,№,№,№,№,№,№<адрес> не позднее трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
На данное решение административным ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, при неполном выяснении всех обстоятельств дела.
Лицо, подавшее апелляционную жалобу, указывает, что принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции руководствовался исключительно доводами административного иска и не принял во внимание представленные административным ответчиком документы. Постановлением Правительства Севастополя №242-ПП от 15.04.2019 года внесены определенные изменения в постановление Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Жилище» на 2017 – 2022», задачами которой является ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов.
С целью расселения граждан-жильцов вышеуказанного дома Департаментом проведен комплекс мероприятий, в частности, на установление местонахождения лиц, проживающих в аварийном доме. Обращает внимание, что во всех без исключения квартирах проживают лица, являющиеся нанимателями данных жилых помещений, при этом у части из них (жильцы квартир №, №, и №) отсутствует какая бы то ни было правоустанавливающая документация, а также доказательства, подтверждающие законность проживания там данных граждан.
Частью 11 статьи 16 Федерального закона №185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда г. Севастополя было принято правлением Фонда 24 мая 2018 года, протокол №. Следовательно, продление срока реализации Подпрограммы 4 до 31 декабря 2019 года требованиям указанного Федерального закона не противоречит.
Соответственно расселение граждан осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и в сроки установленные постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года, в редакции постановления №242-ПП от 15.04.2019 года. Полагает, что суду не представлены доказательства, подтверждающие бездействие Департамента, выразившееся в неисполнении Подпрограммы 4 государственной программы г. Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя № 1010-ПП от 27.10.2016 года в части длительного не расселения жильцов дома указанных квартир.
В судебном заседании прокурор в удовлетворении апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика.
Заслушав судью-докладчика, выслушав прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 06.10.2016 года № 546-РП «О признании многоквартирных домов, расположенных в городе Севастополе, аварийными и подлежащими сносу», с учетом заключения от 19.09.2016 года № межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Севастополе, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
В апреле 2017 года жильцами указанных квартир дома №<адрес> поданы в Департамент капитального строительства города Севастополя заявления о согласии на переселение из аварийного жилищного фонда в благоустроенный жилой фонд.
В соответствии с приложением № 1 к Подпрограмме 4, названный многоквартирный жилой дом включен в Программу, дом подлежал расселению в 2018 году, однако Программа в данной части до настоящего времени не выполнена.
Поскольку в установленные сроки жильцы аварийного дома №<адрес> отселены не были, прокурор Балаклавского района г. Севастополя обратился с административным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности требований прокурора и наличия противоправного бездействия административного ответчика.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
Постановлением Правительства Севастополя №1010-ПП от 27.10.2016 года утверждена государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2017 - 2022 годы» (далее Программа), задачами которой являются, в том числе, финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из помещений, непригодных для проживания, и аварийных многоквартирных жилых домов, ликвидация аварийного жилищного фонда города Севастополя. Ответственный исполнитель Программы - Департамент капитального строительства города Севастополя, соисполнители и участники Программы - отсутствуют.
Программа, в редакциях от 30.07.2018 года, 12.02.2019 года и 15.04.2019 года, разделена на пять подпрограмм (п. 4 Паспорта Программы), четвертая из которых «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Севастополя» (далее Подпрограмма 4), основными целями и задачами которой являются, соответственно:
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, путем предоставления жилых помещений, приобретенных у застройщиков, и выплаты выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд;
- приобретение жилых помещений у застройщиков и (или) лиц, не являющихся застройщиками, и (или) выплата выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд; ликвидация освободившегося аварийного жилищного фонда; создание комфортных и безопасных условий для проживания граждан.
Разработчиком и исполнителем Подпрограммы 4 является Департамент капитального строительства города Севастополя (п.п. 4, 7 паспорта Подпрограммы 4).
Согласно п. 8 паспорта Подпрограммы 4 общий объем финансирования подпрограммы составит в редакции от:
- 30.07.2018 723607436,44 рубля, в том числе средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) - 413148260,28 рубля; средства бюджета города Севастополя - 310459176,16 рубля;
- 15.04.2019 1213292,2 рубля, в том числе: средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 696898,4 рубля; средства бюджета города Севастополя - 516393,8 рубля.
Средства Фонда и средства бюджета города Севастополя расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах на территории города Севастополя, а также на выплату выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд.
Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками, оговорены в разделе VI, которым установлено, что в случае наступления внешнего риска, связанного с отсутствием финансирования из бюджета города Севастополя, исполнение Программы осуществляется путем перераспределения средств бюджета города Севастополя, выделенных для реализации Программы. В случае наступления организационного риска, последний урегулируется своевременной координацией исполнителем Программы иных органов государственной власти с целью оптимизации сроков административных процедур.
Информация о рисках реализации Подпрограммы 4 и мерах по управлению этими рисками полностью соответствует разделу VI Программы.
Механизм реализации Подпрограммы 4 определен в разделе VII паспорта последней, согласно которого процедура переселения граждан из аварийного жилищного фонда заключается в переселении граждан, занимающих жилые помещения на условиях социального найма, в благоустроенные жилые помещения и предоставлении денежной компенсации за изымаемое имущество или предоставлении благоустроенного жилого помещения лицам, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными в порядке, определенных ст.ст. 32, 85 ЖК РФ, главой VII.1 ЗК РФ, статьей 27 Закона города Севастополя №137-ЗС от 15.05.2015 года «О жилищной политике города Севастополя».
Собственник жилого помещения вправе обратиться в Департамент с заявлением о:
- предоставлении ему возмещения за изымаемое жилое помещение в виде денежной компенсации, размер которой определяется исходя из рыночной стоимости изымаемого имущества;
- предоставлении ему жилого помещения, меньшего по площади изымаемого жилого помещения.
Собственник изымаемого жилого помещения возмещает городу Севастополю разницу между рыночной стоимостью предоставляемого и рыночной стоимостью изымаемого недвижимого имущества.
Собственник изымаемого жилого помещения освобождается от возмещения разницы между рыночной стоимостью предоставляемого и рыночной стоимостью изымаемого недвижимого имущества в случаях, установленных статьей 27 Закона города Севастополя от 15.05.2015 N 137-ЗС "О жилищной политике города Севастополя".
Реализация мероприятий Подпрограммы 4 осуществляется посредством приобретения жилых помещений в жилых домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), и (или) выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение для собственников, и (или) приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками.
Департамент, являясь ответственным исполнителем, осуществляет текущее управление реализацией Подпрограммы 4, в рамках которой, в том числе:
- определяет объем средств городского бюджета, требуемых для реализации мероприятий Подпрограммы 4;
- осуществляет расходование финансовых средств, выделенных на переселение граждан из аварийных многоквартирных жилых домов;
- осуществляет приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в аварийных многоквартирных жилых домах или помещениях, непригодных для проживания;
- осуществляет выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд или признанные непригодными для проживания, выкупной цены;
- предоставляет жилые помещения гражданам для переселения из аварийных многоквартирных жилых домов;
- осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию Подпрограммы 4.
Таким образом, приняв решение о признании аварийным и сносе дома №<адрес> ответственный исполнитель- Департамент капитального строительства города Севастополя, обязан выполнить переселение граждан из аварийного жилья в разумный срок в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК Российской Федерации.
В нарушение указанных положений Департаментом капитального строительства города Севастополя жильцы квартир указанного дома из аварийного жилья не переселены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и указывает, что на протяжении длительного времени Департамент капитального строительства города Севастополя реальных действий по переселению жильцов из указанного дома не предпринимал. При этом сроки переселения граждан неоднократно продлевались, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, создает угрозу их жизни и здоровью возможным обрушением аварийного здания.
Таким образом, Департамент капитального строительства города Севастополя, являясь исполнителем Программы, дом №<адрес>, который в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим расселению, как ответственное лицо за осуществление Программы, возложенных на него обязанностей по приобретению жилых помещений для расселения жильцов из аварийного дома в установленные сроки не выполнил, как и не принял необходимых мер по предотвращению рисков реализации Программы, указанных в разделе VI последней. При этом, доводы жалобы бездеятельность административного ответчика не опровергают и о принятии всех необходимых мер не свидетельствуют.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балаклавского районного суда города Севастополя от 09 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: