ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-139/2022 от 12.07.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Папушина Г.А. Дело № 2а-139/2022

УИД 35RS0010-01-2021-011385-24

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 июля 2022 года № 33а-3031/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Цветковой Л.Ю.,

судей Мещеряковой Н.В., Балаевой Т.Н.,

при секретаре Быстровой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Селезневой Н.А., Селезнева Е.В. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 06 мая 2022 года по административному исковому заявлению Селезневой Н.А., Селезнева Е.В. к администрации города Вологды, муниципальному казенному учреждению «Градостроительный центр города Вологды» о признании недействительным проекта межевания и постановления администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» в части земельного участка с кадастровым номером №....

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Цветковой Л.Ю., объяснения представителя административного ответчика администрации города Вологды Рунге Г.Э., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Попова В.А., судебная коллегия

установила:

Селезнева Н.А., Селезнев Е.В., являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: , обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации города Вологды, муниципальному казенному учреждению «Градостроительный центр города Вологды» (далее – МКУ «Градостроительный центр города Вологда») о признании недействительным проекта межевания и постановления администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 ««Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» в части земельного участка с кадастровым номером №....

В обоснование требований указали, что при подготовке Проекта межевания не было учтено фактическое землепользование, кроме того, Проект межевания территории основывается на прекратившим свое действие и содержащим устаревшую и недостоверную информацию о землепользовании Проекте планировки района Ананьино и топографическом плане масштаба 1:500, в котором отсутствует дата его составления.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 06 мая 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Селезневой Н.А., Селезнева Е.В. отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе Селезнева Н.А., Селезнев Е.В., ссылаясь на прежние доводы, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора города Вологды Нечаев М.Л. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации города Вологды по доверенности Рунге Г.Э. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор прокуратуры Вологодской области Попов В.А. в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Селезнёв Е.В., Селезнёва Н.А. на основании договора купли-продажи от 10 июля 2014 года являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №... общей площадью 856 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: . Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Постановлением Главы города Вологды от 18 августа 2008 года № 4428 утвержден проект планировки района Ананьино города Вологды, на основании которого разработан проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №....

Постановлением администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 проект межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №... утвержден.

Земельный участок, принадлежащий Селезнёву Е.В., Селезнёвой Н.А. учтен в проекте межевания территории в границах, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, границы фактического землепользования Селезнёвым Е.В., Селезнёвой Н.А. не совпадают с границами принадлежащего им земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Полагая, что границы фактического землепользования необоснованно не учтены в проекте межевания, а также что при подготовке проекта межевания незаконно использовался проект планировки территории с истекшим сроком и недатированный топографический план, административные истцы обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725.

Разрешая спор, суд первой инстанции, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации города Вологды, форма и вид, в которых администрация вправе принимать нормативный правовой акт, не нарушены, процедура принятия и введения его в действие, в том числе порядок опубликования, соблюдены, постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов административного истца, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Селезнёва Е.В., Селезнёвой Н.А.

Такие выводы основаны на правильном применении судом первой инстанции норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и в полном объеме выясняет следующие обстоятельства: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (части 7-9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В пункте 29 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения, согласно которым при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие данный порядок, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50).

Как следует из материалов дела и содержания оспариваемого решения, суд первой инстанции проверил полномочия администрации города Вологды по принятию постановления об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды.

Так, в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 44 Устава городского округа город Вологда, принятого решением Вологодской городской Думы от 25 августа 2005 года № 301, администрация города Вологды осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе утверждает подготовленную на основе генеральных планов городского округа документацию по планировке территории.

Таким образом, постановление от 21 июня 2019 года № 725 «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» принято администрацией города Вологды в пределах предоставленных ей действующим законодательством полномочий.

В силу части 1 статьи 27 Устава городского округа город Вологда по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области, администрация города Вологды издает постановления.

Следовательно, форма оспариваемого Селезнёвым Е.В., Селезнёвой Н.А. нормативного правового акта также соблюдена.

В силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются проект планировки территории; проект межевания территории.

Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 6 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

Подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом. В целях подготовки проекта межевания территории допускается использование материалов и результатов инженерных изысканий, полученных для подготовки проекта планировки данной территории, в течение не более чем пяти лет со дня их выполнения (часть 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Порядок выполнения инженерных изысканий установлен Правилами выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 402 (далее – Правила).

В силу пункта 2 Правил выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, осуществляется в следующих случаях: а) недостаточность материалов инженерных изысканий, размещенных в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, схемах комплексного использования и охраны водных объектов и государственном водном реестре; б) невозможность использования ранее выполненных инженерных изысканий с учетом срока их давности, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Достаточность материалов инженерных изысканий определяется органом местного самоуправления, по инициативе которого принимается решение о подготовке документации по планировке территории (пункт 4 Правил).

Статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа.

Так, в соответствии с частью 5 указанной статьи проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев (часть 11 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (часть 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что оспариваемый Селезнёвым Е.В., Селезнёвой Н.А. проект межевания территории района Ананьино города Вологды обсуждался на публичных слушаниях 27 мая 2019 года. Заключение по результатам публичных слушаний размещено на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушен не был, требования части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации о проведении обязательных публичных слушаний соблюдены.

В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Согласно части 11 статьи 27 Устава городского округа город Вологда правовые акты направляются для официального опубликования (обнародования) не позднее десяти дней со дня их подписания, если иное не установлено самим актом. Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Вологодские новости» или ином печатном средстве массовой информации, определенном решением Вологодской городской Думы, опубликованным в газете «Вологодские новости». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание, определенное решением Вологодской городской Думы, опубликованным в газете «Вологодские новости».

Из материалов дела следует, что постановление администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» после его принятия опубликовано в газете «Вологодские новости» № 25 от 26 июня 2019 года, а также на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок его опубликования, административным ответчиком соблюден.

Проверяя соответствие постановления администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно привел положения статей 3, 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающих требования к порядку разработки и утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории.

Установив, что оспариваемое постановление не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд не усмотрел оснований для удовлетворения административных исковых требований в указанной части.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основании всестороннего, полного и объективного изучения всех обстоятельств дела.

Как правильно указано в решении суда, оспариваемым проектом межевания территории установление, изменение или отмена существующих красных линий, утвержденных в составе проекта планировки района Ананьино города Вологды постановлением администрации города Вологды от 18 августа 2008 года № 4428, не предусматривалось. В проекте межевания территории образовывались земельные участки только на территории общего пользования под улично-дорожную сеть и инженерные коммуникации. Проект межевания территории разрабатывался в целях упорядочения границ существующих земельных участков.

Проведение дополнительных инженерных изысканий для подготовки проекта межевания не требовалось.

Комплексные кадастровые работы на территории кадастровых кварталов №..., №... были выполнены кадастровыми инженерами МКУ «Градостроительный центр города Вологды» в 2019 году.

Обнаруженные расхождения между фактическим землепользованием и границами земельного участка, принадлежащего административным истцам, внесенными в Единый государственный реестр недвижимости, анализировались на предмет реестровой ошибки, которая выявлена не была.

При этом в ходе рассмотрения настоящего дела судом было установлено, что Селезнёвым Е.В., Селезнёвой Н.А. было допущено самовольное занятие части земельного участка, находящегося в государственной неразграниченной собственности, площадью 144,1 кв.м, и части земельного участка, находящегося в частной собственности, площадью 19,1 кв.м, в связи с чем Селезневой Н.А. 26 сентября 2019 года выдавалось предписание об устранении выявленных нарушений.

Более того, постановлением заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Рассохиной М.М. №... от 06 ноября 2019 года Селезнева Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей, основанием для привлечения Селезневой Н.А. к административной ответственности послужил факт использования части земельного участка в границах кадастрового квартала №... площадью 144,1 кв.м, находящегося в государственной собственности, и части земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 19,1 кв.м, находящегося в собственности Аникина М.Л.

Распоряжением начальника Департамента градостроительства Администрации города Вологды от 13 ноября 2019 года № 2165 Селезневой Н.А. было отказано в перераспределении земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок (самовольно занятый административным истцом) расположен в границах территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №..., в отношении которой постановлением администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 утвержден проект межевания; не представлено в письменной форме согласие залогодержателя и всех собственников земельного участка с кадастровым номером №... на образование испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, постановление администрации города Вологды от 21 июня 2019 года № 725 «Об утверждении проекта межевания территории района Ананьино города Вологды в границах кадастровых кварталов №..., №...» прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Доводы административного истца о необоснованном использовании при подготовке проекта межевания территории проекта планировки территории с истекшим сроком и недатированного топографического плана подлежат отклонению как несостоятельные.

Действующим законодательством не предусмотрено требований о наличии на топографическом плане территории даты.

Согласно вышеприведенным требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, достаточность материалов инженерных изысканий определяется органом местного самоуправления, по инициативе которого принимается решение о подготовке документации по планировке территории

В силу части 8 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территории осуществляется с учетом материалов и результатов инженерных изысканий в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с Кодексом.

В настоящем случае дополнительных инженерных изысканий для подготовки проекта межевания территории не требовалось. Срок действия утвержденного проекта планировки территории законодательством не установлен, в связи с чем утверждение административного истца об истекшем сроке действия проекта планировки территории является несостоятельным.

Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правовая оценка, оснований, считать которую неправильной не имеется, оснований для отмены или изменения судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 06 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селезневой Н.А., Селезнева Е.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи: