УИД11 RS 0007-01-2022-000177-85 Дело №33а-3447/2022
(Дело № 2а-139/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Михайлова С.А., Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Микушевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 мая 2022 года в городе Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционному представлению прокурора города Вуктыл, апелляционной жалобе ОМВД России по городу Вуктыл на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Вуктылу к несовершеннолетнему К.Н.Ю. о помещении в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Республике Коми,
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Пристром И.Г., судебная коллегия по административным делам,
установила:
Начальник ОМВД России по г. Вуктыл обратился в суд с заявлением о помещении несовершеннолетнего К.Н.Ю. года рождения в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Республике Коми, в связи с совершением последним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние.
В заявлении указано на то, что в декабре 2021 году несовершеннолетним К.Н.Ю.., совместно с иным лицом совершено покушение на насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетней, по факту которого 13.01.2022 следователем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в виду недостижения К.Н.Ю.. возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение указанного деяния (ст.ст. 131, 132 УК РФ). Данный факт явился основанием для постановки 30.01.2022 несовершеннолетнего на учёт во всех субъектах профилактики, несовершеннолетний 20.01.2022 рассмотрен на комиссии по делам несовершеннолетних и ему объявлено предупреждение. С учетом изложенного, а также по причине отрицательных характеристик по месту учебы, с целью предупреждения совершения несовершеннолетним повторных общественно опасных деяний, на основании положений Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», административный истец просит поместить несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Республике Коми.
В судебном заседании представитель административного истца заявление поддержал в полном объеме, указав, что новых общественно опасных деяний несовершеннолетним не совершалось.
Административный ответчик суду показал, что способен исправиться без его помещения в специализированный центр, но против удовлетворения заявления не возражал.
Законный представитель ответчика также указала о наличии возможности исправления несовершеннолетнего сына без его помещения в специализированный центр, но, поскольку сам несовершеннолетний против удовлетворения заявления не возражал, также не возражала против удовлетворения заявления.
Адвокат Козубский О.В. против удовлетворения заявления ОМВД России по г. Вуктыл возражал, указав о том, что корректировка поведения несовершеннолетнего возможна без его помещения в специализированный центр.
Прокурор заявление поддержала, поскольку в поведении несовершеннолетнего имеется негативная составляющая, и он может повторно совершить общественно опасное деяние.
Заинтересованные лица - ФИО1, (классный руководитель несовершеннолетнего), ФИО2 (социальный педагог школы), ФИО3 (представитель школы, психолог) и ФИО4 (ответственный секретарь ТКПД и ЗП ГО «Вуктыл»), административное исковое заявление поддержали в полном объеме.
По итогам рассмотрения настоящего дела судом принято решение по которому в удовлетворении административного искового заявления ОМВД России по г. Вуктыл к К.Н.Ю. о помещении в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Министерства внутренних дел по Республике Коми отказано.
Оспаривая законность принятого решения в апелляционном представлении прокурор города Вуктыла поставлен вопрос об отмене решения, указано на то, что для коррекции поведения несовершеннолетнего К.Н.Ю. и предупреждения совершения им общественно опасных деяний необходимо его помещение в ЦВСНП.
В апелляционной жалобе ОМВД России по городу Вуктылу просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, отмечено, что после совершения общественно опасного деяния несовершеннолетний К.Н.Ю. был замечен в противоправных деяниях, что свидетельствует о его склонности к противоправному поведению, совершенное им противоправное деяние относится к категории тяжких преступлений, несовершеннолетний имеет отрицательную характеристику с места учебы.
В письменном отзыве защитник несовершеннолетнего адвокат Козубский О.В. просит решение оставить без изменения.
Стороны и иные лица, участвующие по административному делу в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, изучив доводы апелляционного представления, апелляционной жалобы административного истца письменного возражения адвоката несовершеннолетнего К.Н.Ю.. –Козубского О.В., письменного заключения прокурора Юдина А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, установлены Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон № 120-ФЗ).
Статьей 2 названного Федерального закона предусмотрены основные задачи деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние в том числе, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния (пункт 4 части 2 статьи 22 Федерального закона N 120-ФЗ).
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних: совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. (пункт 8 части статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено, что представленными материалами подтверждается факт совершения несовершеннолетним К.Н.Ю. и иным лицом в декабре 2021 общественно опасного деяния, квалифицированного органом предварительного расследования по ст.ст. 131, 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (просили зайти несовершеннолетнюю с ними в подъезд, чтобы она показала им свои половые органы, К.Н.Ю.. пытался шлепнуть несовершеннолетнюю по ягодице), по факту которого 13.01.2022 следователем следственного отдела по г. Вуктыл СУ СК России по Республике Коми принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголоно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием в деянии ФИО5 состава преступления, в виду недостижения им возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершенное деяние.
Данный факт явился основанием для постановки несовершеннолетнего К.Н.Ю.. на учет в органы профилактики, 20.01.2022 несовершеннолетний рассмотрен на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ГО «Вуктыл», объявлено предупреждение.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, с учетом сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего, единичного факта совершения последним общественно опасного деяния, имевшего место в декабре 2021года, на основе анализа пояснений представителей учебного заведения, свидетеля, а также представленных характеристик пришел к выводу о том, что принимаемые контролирующими органами в отношении несовершеннолетнего меры профилактического характера приносят положительный результат, в связи с чем, оснований утверждать о том, что коррекция поведения несовершеннолетнего возможна только посредством его помещения в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, не имеется, цель по исправлению негативных элементов поведения несовершеннолетнего К.Н.Ю. в том числе предупреждение совершения им повторных противоправных деяний, объективно может быть достигнута посредством проведения профилактических мероприятий по месту жительства и учебы несовершеннолетнего, без его помещения в специализированный центр.
С данным выводом судебная коллегия не соглашается, поскольку он не соответствует установленным обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона № 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Как следует из представленного муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «СОШ№2 им. Г. В. Кравченко» г. Вуктыл информационного материала о проведенной профилактической работы с обучающимся 4 г класса К.Н.Ю. несовершеннолетний поступил в образовательную организацию 01.11.2021 из МБОУ «СОШ№1» г. Вуктыл, в связи с трудностями в усвоении программы по решению психолого-медико-педагогической комиссии стал обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.
С начала обучения К.Н.Ю. взят на контроль классного руководителя и социального педагога, так как имелись проблемы в обучении и нарушение норм поведения, 22.12.2021 несовершеннолетний К.Н.Ю.. поставлен на внутришкольный учет по вышеуказанным основаниям. В образовательной организации с обучающимся постоянно проводится профилактическая работа, которая дает лишь кратковременный положительный результат. После совершения несовершеннолетним противоправного действия 15.12.2021 в отношении одноклассницы с К.Н.Ю.. проведена профилактическая работы, однако должных выводов для себя не сделал, продолжает систематически нарушать общепринятые нормы, хотя правила поведения знает. В лексиконе постоянно присутствуют ненормативные слова и выражения, поступали жалобы от обучающихся по поводу нарушений несовершеннолетним К.Н.Ю.. общепринятых норм поведения в отношении детей: К.Н.Ю. часто с ребятами ведет себя вызывающе, затевает ссоры, часто оскорбляет их, критические замечания не воспринимает, признает очевидные промахи лишь на словах, склонен к обману, асоциальному поведению.
В обучении у несовершеннолетнего есть трудности в усвоении программного материала, желание учиться не проявляется, работает формально, к выполнению домашнего задания самостоятельно не приступает, не заинтересован в хороших оценках результата своего труда.
В вопросах обучения и воспитания взрослые, принимающие участие в жизни ребенка не придерживаются единых взглядов и требований, между ними существуют разногласия, им оказывается консультативная помощь. Отец воспитанием ребенка занимается ситуативно (работает вахтовым методом), мама временно не работает, на ребенка должного влияния не имеет, жилищно-бытовые условия благоприятные. Связь со школой в адаптационный период в данном учебном заведении поддерживал крестный отец несовершеннолетнего К.Н.Ю. Петровских А.Г. у которого проживал К.Н.Ю., он помогал мальчику в обучении, связь со школой законными представителями осуществляется в основном по инициативе школы.
В результате коррекционно-педагогической работы К.Н.Ю. показал продвижение в развитии, у него имеются незначительные личностные результаты, но постоянно проводимые беседы педагогического и воспитательного характера с семьей и ребенком не приносят желаемого результата.
Участвующий в суде первой инстанции классный руководитель несовершеннолетнего -ФИО1 показала, что с первых дней обучения в школе К.Н.Ю. сдружился с социально опасными элементами, пытается заработать ложный авторитет, постоянно нарушая Устав школы, задирает ребят, сквернословит, К.Н.Ю. требуется проведение профилактической работы со специалистами в комплексе.
Социальный педагог МБОУ «СОШ№2 им. Г.В. Кравченко» ФИО2 пояснила, что проводимая работа с несовершеннолетним К.Н.Ю., его родителями имеет низкие результаты, после совершения К.Н.Ю. общественно опасного деяния факты нарушения порядка повторяются (нецензурная брань в адрес одноклассников, учителей) поведение ребенка возможно скорректировать, но не в рамках школы, в которой нет специалистов требуемого уровня, как в центре.
Педагог-психолог МБОУ «СОШ№2 им. Г.В. Кравченко» ФИО3 показала, что по результатам проведенной работы несовершеннолетний К.Н.Ю. показал себя лидером с отрицательной стороны, пытается добиться авторитета в целях защиты от чего-то, он неплохой ребенок, но ему нужен постоянный и строгий контроль, нахождение в ЦВСНП пойдет ему на пользу.
Приведенная в прениях на заседании суда первой инстанции позиция законного представителя – К.Н.Ю.. не возражавшей против заявленных требований, ссылаясь на мнение самого несовершеннолетнего, также свидетельствует о том, что принимаемые в семье меры воздействия на несовершеннолетнего К.Н.Ю. до настоящего времени являются не слишком действенными, и учитывая, что к настоящему времени у несовершеннолетнего К.Н.Ю. сформировалось устойчивое негативное отношение к общепризнанным и установленным законом нормам поведения, а иные методы воздействия на его поведение исчерпаны, в целях предупреждения совершения им повторных общественно опасных деяний и защиты интересов самого несовершеннолетнего, имеются основания для обеспечения дальнейшего развития несовершеннолетнего К.Н.Ю. в особых условиях содержания.
Судебная коллегия принимает во внимание, что К.Н.Ю. относится к лицу, в отношении которого органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вправе проводить индивидуальную профилактическую работу, поскольку он является несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние и не подлежащим уголовной ответственности вследствие недостижения возраста привлечения к уголовной ответственности, при этом совершенное общественно опасное деяние относится к категории тяжких, несовершеннолетний К.Н.Ю.. требует постоянного контроля, нуждается в комплексной психологической работе.
Необходимость проведения комплекса профилактических мероприятий в условиях ЦВСНП обусловлена интересами самого К.Н.Ю. формированием у него положительного поведения в быту, предупреждением совершения повторных общественно опасных деяний, наличием в ЦВСНП квалифицированных специалистов в области педагогики и психологии несовершеннолетних с нарушением поведения.
При таких обстоятельствах решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Срок, на который, по мнению судебной коллегии, несовершеннолетний К.Н.Ю. подлежит помещению в ЦВСНП – 30 суток, является достаточным для проведения с ним профилактических мероприятий по корректировке противоправного поведения и выработки рекомендаций школьным психологам по продолжению данной работы с целью защиты законных интересов несовершеннолетнего.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 11 апреля 2022 отменить.
Принять по делу новое решение, по которому административное исковое заявление начальника ОМВД России по г. Вуктыл удовлетворить.
Несовершеннолетнего К.Н.Ю., года рождения, направить в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Коми на срок до 30 суток.
Срок содержания исчислять с момента помещения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08.06.2022.
Председательствующий -
Судьи-