Судья Самсонов А.А. Дело №2а-13/22-33а-1250/22
УИД 53RS0016-01-2021-001720-24
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2022 года Великий Новгород
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Алещенковой И.А.,
судей Макаровой Л.В., Комаровской Е.И.,
при секретаре Жукове Ф.И.,
с участием прокурора Жуковой Е.С., представителей: Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области ФИО1, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» ФИО2, филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Алещенковой И.А. административное дело по апелляционному представлению прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 01 февраля 2022 года, принятое по административному исковому заявлению прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л а:
Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области (далее также прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Старорусского муниципального района (далее также Администрация района) о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии на учет бесхозяйного недвижимого объекта сети газораспределения, газоснабжения и газовое оборудование (далее также сети газораспределения), расположенные по адресу: г. Старая Русса, мкр. Сомровая Роща, в/ч 51592, на земельном участке с кадастровым номером , бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации обслуживания бесхозяйного недвижимого объекта сети газораспределения, возложении на Администрацию района обязанностей в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном федеральным законом организовать обслуживание сети газораспределения и в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, предусмотренном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, обратиться в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества сети газораспределения.
В обоснование административных исковых требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки законодательства в сфере организации в границах Старорусского муниципального района газоснабжения населения выявлены нарушения действующего федерального законодательства. Так, сети газораспределения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером , права на который не разграничены, находятся в критическом техническом состоянии. Поскольку сети газораспределения расположены в административных границах муниципального образования городское поселение город Старая Русса, бездействие Администрации района, осуществляющей на территории городского поселения полномочия по решению вопросов местного значения, по решению вопроса о постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ.
Определением суда от 11 октября 2021 года к участию по делу в качестве заинтересованных лиц привлечено ФКГУ «Центральное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и АО «Газпром газораспределение Великий Новгород».
Определением суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФКГУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, для дачи заключения по делу привлечен Ростехнадзор по Новгородской области.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 01 февраля 2022 года административные исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с таким решением, прокурор принес на него апелляционное представление, в котором просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что в материалах дела не содержатся сведения о собственнике опасных объектов – газопровода среднего давления и распределительного шкафа (далее ШРП). Орган местного самоуправления является единственным органом, наделенным полномочиями по подаче заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При таких обстоятельствах спорные опасные объекты вправе поставить на учет лишь Администрация района, которой такая обязанность не исполнена.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ФКГУ «Центральное управление имущественных отношений», МТУ Росимущества в Псковской и Новгородской областях, Северо-Западного Управления Ростехнадзора не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителя Северо-Западного Управления Ростехнадзора поступило заявление о рассмотрении административного дела без участия представителя, остальные участники о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие названных участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, поддержанного прокурором Жуковой Е.С., выслушав мнение иных лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
Приведенным требованиям закона решение суда первой инстанции не отвечает.
Отказ собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество может быть выражен в форме объявления об этом либо совершения других действий, определенно свидетельствующих о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (пункт 1 статьи 236 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что по адресу Новгородская область, г. Старая Русса, мкр. Сомровая Роща, в/ч 51592 находятся газопроводы низкого и среднего давления и шкафной регуляторный пункт (ШРП), построенные для перевода жилых домов военного городка в/ч 39843 (в настоящее время в/ч 51592 Сомровая роща, г. Старая Русса Новгородской области) со сжиженного газа на природный за счет средств Министерства обороны Российской Федерации и принятые в эксплуатацию в ноябре 1993 года.
Подземный газопровод среднего давления протяженностью 135,6 м и ШРП расположены на земельном участке с кадастровым номером из категории земли поселений, государственная собственность на которые не разграничена.
Сети газопровода низкого давления протяженностью 247, 9 м, расположенные на территории земельного участка с кадастровым номером , в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 1214 переданы на праве оперативного управления ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации».
Техническое обслуживание и текущий ремонт подземного газопровода низкого давления и газопровода среднего давления и ШРП ранее осуществлялось специализированной организацией на основании договоров с ФГКЭУ Ржевская КЭЧ района Минобороны России от 01 января 2010 года, с ОАО «» от 01 января 2015 года.
С 01 июля 2015 года подземный газопровод среднего давления и ШРП АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» не обслуживаются в связи с отсутствием договора на техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения, газопотребления и газового оборудования. Между тем, названные сети газоснабжения являются действующими, относятся к III классу опасности.
В настоящее время сети газораспределения находятся в предельно аварийном состоянии. Предложения АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» о заключении такого договора Администрацией района оставлены без удовлетворения.
В то же время, мероприятия по инвентаризации газораспределительной сети и ШРП с целью их постановки на балансовый учет и направления в адрес Департамента имущественных отношений Минобороны России проекта приказа о закреплении данного газового оборудования на праве оперативного управления за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не реализованы.
Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в судебном заседании не установлены критерии, предусмотренные статьей 255 ГК РФ, позволяющие признать сети газоснабжения вещью, не имеющей собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался, поскольку в судебном заседании установлена принадлежность сетей газоснабжения Министерству обороны Российской Федерации, которое явным образом отказа от собственности на трубопровод среднего давления и ШРП-21 не выразило.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, поскольку он не соответствует требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, фактическим обстоятельствам, является преждевременным и сделан судом с нарушением норм процессуального закона.
На основании пункта 2 части 2 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество вооруженных сил является исключительно федеральной собственностью.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее также Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесено расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, организация выполнения работ по инженерным изысканиям, по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатации таких объектов.
При этом согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.(часть 1 и пункты «б», «ж», «е» части 2).
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 12, 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года № 607, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (пункт 21 Устава).
Согласно пункту 25 Устава, Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закрепленных на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.
В силу части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Привлекая к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФКГУ «Центральное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации», суд первой инстанции не учел, что названное учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, закрепленных за ним на праве оперативного управления. Между тем, сети газораспределения в оперативное управление учреждению не передавались.
При таком положении имеются основания полагать, что оспариваемым судебным актом были затронуты законные права и интересы лица, не привлеченного к участию в деле – Министерства обороны Российской Федерации.
Исходя из положений главы 4, статьи 135 КАС РФ определение круга лиц, участвующих в административном деле, является прерогативой суда.
В адрес Министерства обороны Российской обороны не направлялись копии административного иска, апелляционной жалобы, извещения о дате, времени и месте слушания дела, его позиция по существу спора не выяснялась и не проверялась судом первой инстанции.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Данные обстоятельства свидетельствуют о существенном нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, которые влекут отмену принятого судом решения с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит устранить допущенные нарушения, приведшие к отмене решения суда, определить круг лиц, участвующих в деле, привлечь их к участию в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дать оценку представленным доказательствам и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 01 февраля 2022 года отменить, апелляционное представление прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Новгородской области удовлетворить частично.
Административное дело по административному исковому заявлению прокурора Старорусской межрайонной прокуратуры Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Председательствующий И.А. Алещенкова
Судьи Л.В. Макарова
Е.И. Комаровская