Дело №2а-1403; 33а-3510 судья Замрий В.Н. 2021 год
УИД 69RS0036-01-2021-002047-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 сентября 2021 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н., Иванова Д.А.
при секретаре судебного заседания Лининой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Образцовой О.А.
административное дело по апелляционным жалобам УМВД России по Тверской области и ОМВД России по Калининскому району на решение Заволжского районного суда города Твери от 02 июля 2021 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Альхомси А.Х. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить заключение ОМВД России по Калининскому району от 17.03.2021г. об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в отношении гражданина Сирийской Арабской Республики Альхомси А.Х..
Признать незаконным и отменить решение УМВД России по Тверской области № 30/0001226/2020/69 от 30 марта 2021г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Сирийской Арабской Республики Альхомси А.Х..
Обязать УМВД России по Тверской области рассмотреть заявление гражданина Сирийской Арабской Республики Альхомси А.Х. о выдаче разрешения на временное проживание.
Административные исковые требования Альхомси А.Х. в остальной части оставить без удовлетворения».
Судебная коллегия
установила:
Альхомси А.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением с учётом уточнения к УМВД России по Тверской области и ОМВД России по Калининскому району о признании незаконным и отмене решения УМВД России по Тверской области от 30 марта 2021 года № 30/0001226/2020/69 об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и заключения ОМВД России по Калининскому району от 17 марта 2021 года об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учёт по месту пребывания.
В обоснование требований указал, что является гражданином <данные изъяты> Республики. Решением УМВД России по Тверской области от 30 марта 2021 года № 30/0001226/2020/69 ему было отказано в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании пп. 4 п. 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с предоставлением им ложных сведений о месте пребывания. Основанием для принятия такого решения явилось заключение ОМВД России по Калининскому району от 17 марта 2021 года об установлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учёт по месту пребывания.
Однако он ложных сведений о себе не сообщал, согласно уведомлению о прибытии от 25 августа 2020 года он прибыл в место пребывания по адресу: <адрес>, поставлен на учёт до 30 июля 2021 года и всё это врем непрерывно проживал по данному адресу.
Оспариваемое решение было получено им 06 апреля 2021 года. Срок обращения в суд он пропустил, т.к. ему как иностранному гражданину было трудно разобраться с законодательством Российской Федерации, к тому же в самом решении срок обжалования не был указан.
Определениями суда от 20 мая 2021 года и 18 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ОМВД России по Калининскому району, в качестве заинтересованных лиц привлечены заместитель начальника УМВД России по Тверской области Сенькин С.И., заместитель начальника УВМ УМВД России по Тверской области Градова М.В., врио начальника отдела РВР УВД УМВД России по Тверской области Крылова Ж.Н., ведущий специалист-эксперт ООДВ и ПП ОРВР УВМ УМВД России по Тверской области Мелкумова К.А., начальник ОМВД России по Калининскому району Громов О.Г., начальник ОВМ ОМВД России по Калининской району Петрова О.Г., старший инспектор ОВМ России по Калининскому району Таисов М.А.
В судебном заседании Альхомси А.Х и его представитель Андреев М.Н. требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель УМВД России по Тверской области Кретова Л.И. возражала против административного иска.
Представитель ОМВД России по Калининскому району Нефедова Н.В. требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо Таисов М.А. возражал против удовлетворения требований административного истца.
Остальные участники процесса в суд не явились.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционных жалобах УМВД России по Тверской области и ОМВД России по Калининскому району ставится вопрос об отмене решения суда. Полагаю, что решение суда является незаконным и необоснованным. Согласно материалам учётного дела гражданин <данные изъяты> Республики Альхомси А.Х. прибыл в Российскую Федерацию в визовом порядке, выдана многократная виза для прохождения обучения в ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заключён брак с гражданкой Российской Федерации ФИО.
Альхомси А.Х. обратился за получением разрешения на временное проживание на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
С 25 сентября 2020 года вступил в силу приказ МВД России от 11 августа 2020 года № 561 «Об утверждении формы заключения об установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в жилом помещении и формы заключения об установления факта фиктивной постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания». Оспариваемое заключение сотрудниками ОМВД России по Калининскому району было подготовлено на основании данного приказа.
Суд при вынесении решения отдал предпочтение доводам свидетелей со стороны административного истца, которые безоговорочно не подтверждают факт намерения иностранного гражданина постоянно проживать по адресу, указанному им в заявлении на статус РВП.
Административным истцом пропущен срок обращения в суд с административным иском, а суд в отсутствие уважительных причин для его восстановления восстановил данный срок, сославшись на незначительность пропуска срока, что не может быть признано обоснованным. В законе не содержится такого основания для восстановления срока как его незначительный пропуск.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав выступление представителя УМВД России по Тверской области Кретовой Л.И., представителя ОМВД России по Калининскому району Нефедовой Н.В., поддержавших доводы жалоб, представителя административного истца Лукашевича М.А., возражавшего против жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).
Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1 данного Федерального закона).
Разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность (абзац шестой статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ).
Статьей 7 указанного Федерального закона определен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранному гражданину в Российской Федерации. Одним из таких оснований является представление иностранным гражданином поддельных или подложных документов либо сообщение о себе заведомо ложных сведений (подпункт 4 пункта 1 данной статьи).
Из материалов дела усматривается, что гражданин <данные изъяты> Республики Альхомси А.Х., заключивший 01 октября 2020 года брак с гражданкой Российской Федерации ФИО., обратился 15 декабря 2020 года в УВМ УМВД России по Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание без учёта квоты на основании п. 3 статьи 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Заключением УМВД России по Тверской области от 30 марта 2021 года № 30/0001226/2020/69 административному истцу отказано по п. 4 п. 1 статьи 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Основанием для принятия такого решения явилось заключение ОМВД России по Калининскому району от 17 марта 2021 года об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан или лица без гражданства на учёт по месту пребывания. Согласно названному заключению 25 августа 2020 года ОВМ ОМВД России по Калининскому району Альхомси А.Х. был поставлен на миграционный учёт по месту пребывания по адресу: Тверская область, Калининский район, д. Симоново, д. 3А.
12 марта 2021 года в ходе проверки, проводимой сотрудниками отдела по вопросам миграции ОМВД России по Калининскому району совместно с сотрудниками УУП и ПДН ОМВД России по Калининскому району, был осуществлён выезд по адресу: <адрес>
В результате проверки установлено, что у Альхомси А.Х. не было намерения пребывать/проживать по указанному адресу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», исследовав материалы проверки, опросив свидетелей, пришёл к выводу, что проверка проведена неполно, наличие пояснений лишь одного свидетеля не свидетельствует об обратном, проверочные мероприятия не проведены в полном объёме по факту проживания административного истца по месту пребывания.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными, подтверждёнными материалами дела.
В силу статьи 29.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (пункт 3 части 1 статьи 2 Федерального закона № 109-ФЗ).
Согласно статье 7 названного закона при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.
Как видно из материалов дела, проверка по факту проживания/не проживания Альхомси А.Х. по месту регистрации проводилась один день в рабочее время. Выводы должностных лиц, проводивших проверку, были основаны на пояснениях лишь одного свидетеля Карповой Е.В. При этом пояснений ни собственника дома, где зарегистрирован административный истец, ни самого Альхомси А.Х. не отбиралось.
Суд первой инстанции, допросив свидетелей Ал Хомси Ахмад, Кузнецова Л.В., Хамси Муссалама, а также Карпову Е.В., подтвердивших проживание административного истца по указанному им месту пребывания, дал надлежащую оценку показаниям свидетелей в совокупности с показаниями свидетеля Асланова З.М., материалами дела, как того требует норма статьи 84 КАС РФ, и пришёл к обоснованному выводу о неполноте проведённой проверки, неподтверждении результатов проверки объективными данными и, соответственно, о признании незаконным заключения ОМВД России по Калининскому району от 17 марта 2021 года об установлении факта фиктивной постановки иностранных граждан или лица без гражданства на учёт по месту пребывания, принятого в отношении административного истца.
С учётом того, что оспариваемое решение УМВД России по Тверской области от 30 марта 2021 года основано на признанном судом незаконным заключении ОМВД России по Калининскому району от 17 марта 2021 года, суд правильно признал незаконным и отменил и решение УМВД России по Тверской области, в качестве способа восстановления нарушенного права в силу статьи 227 КАС РФ суд обязал названного административного ответчика рассмотреть заявление Альхомси А.Х. о выдаче разрешения на временное проживание.
Доводы апелляционных жалоб о том, что у суда не имелось оснований для восстановления срока административному истцу на подачу административного иска в суд, поскольку не имеется уважительных причин для этого, судебная коллегия не принимает как основания для отмены решения суда.
В соответствии с чч. 8 и 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, статьи 9 КАС РФ).
При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом решений.
Суд первой инстанции, установив, что срок на обращение в суд иностранным гражданином пропущен незначительно, принятые в отношении него государственными органами решения являются незаконными, в целях защиты нарушенных прав правильно восстановил срок на обращение в суд с административным иском.
Доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку имеющихся по делу доказательств и установленных судом обстоятельств, не свидетельствуют о незаконности решения суда и не содержат оснований для отмены решения суда.
Судом при рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Твери от 02 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы УМВД России по Тверской области и ОМВД России по Калининскому району – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи