Судья Петушков Ю.А. №33а-3858/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №2а-1423/2023
город Калуга 21 декабря 2023 года
Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А.,
судей Ермиковой Т.В., Калининой Н.Н.,
при секретаре Кострове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калининой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе администрации МО ГП «Город Балабаново» на решение Боровского районного суда Калужской области от 4 августа 2023 года по административному исковому заявлению прокурора Боровского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГП «Город Балабаново» о признании бездействия незаконным,
у с т а н о в и л а :
5 июня 2023 года прокурор Боровского района Калужской области обратился в Боровский районный суд Калужской области с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором, уточнив требования, просил:
признать незаконным бездействие администрации МО ГП «Город Балабаново», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и теплоснабжения, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>;
обязать администрацию МО ГП «Город Балабаново» принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, распложенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>, а также сетей газоснабжения, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>.
В обоснование требований административный истец указал, что органом местного самоуправления не приняты надлежащие меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, теплоснабжения, распложенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, предназначенных для обслуживания многоквартирных жилых домов <адрес>. Сведения о принадлежности указанного имущества отсутствуют, в связи с чем имеются признаки, указывающие на бесхозность данного недвижимого имущества.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ФИО1 административные исковые требования поддержал, представитель заинтересованного лица ООО «Репинка» ФИО2 административные исковые требования полагала подлежащими удовлетворению, представитель административного ответчика администрации городского поселения «Город Балабаново» Боровского района Калужской области ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Малоярославецмежрайгаз», просивший в письменном отзыве рассмотреть дело в его отсутствие, представители заинтересованных лиц ООО Специализированный застройщик «Содалит», ГП «Калугаоблводоканал», будучи уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Боровского районного суда Калужской области от 4 августа 2023 года требования административного иска удовлетворены частично, постановлено:
признать незаконным бездействие администрации ГП «Город Балабаново», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных сетей водоснабжения, водоотведения, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>, а также сетей газоснабжения, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>;
обязать администрацию ГП «Город Балабаново» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять на учет в качестве бесхозяйного имущества сети водоснабжения, водоотведения, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящие до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>, а также сети газоснабжения, проходящие до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>.
В апелляционной жалобе администрацией МО ГП «Город Балабаново» Боровского района Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Выслушав представителя административного истца прокурора Баеву А.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, изучив новые доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Как следует из содержания пункта 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года №931, действовавшего в период рассмотрения дела судом первой инстанции, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5).
Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации (пункт 6).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона (пункт 9).
Согласно пункту 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Росреестра от 15 марта 2023 года N П/0086, вступившим в силу с 5 декабря 2023 года, на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку) и документов, предусмотренных в пункте 10 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Федеральным законом N 218-ФЗ к документам, поступающим в орган регистрации прав; внесение записей в ЕГРН о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (пункт 4).
В силу подпунктов 4 и 5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491 (далее также - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), в соответствии с которыми оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также объекты, находящиеся на земельном участке, на котором расположен данный дом, предназначенные для обслуживания и эксплуатации данного дома, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома (пункт 8). Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью (пункт 9).
Из материалов дела видно, что прокуратурой Боровского района Калужской области рассмотрены обращения собственников помещений в многоквартирных домах <адрес>, а также обращение управляющей компании ООО «Репинка» по вопросу непринятия мер по организации содержания и обслуживания наружных сетей газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, проведены проверки соблюдения администраций МО ГП «Город Балабаново» требований законодательства.
По результатам указанных проверок Главе администрации МО ГП «Город Балабаново» 15 июня 2022 года и 29 января 2023 года прокурором внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства в сфере водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, в которых указано, в том числе, что сети водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, не имеют собственников, фактически являются бесхозяйными, администрацией МО ГП «Город Балабаново» юридически значимые действия, направленные на постановку на учет указанных сетей в качестве бесхозяйных, не приняты.
Из материалов дела также видно, что строительство многоквартирных домов <адрес> осуществляло ООО Специализированный застройщик «Белквартал» (в настоящее время - ООО Специализированный застройщик «Содалит», название изменено с 21 февраля 2023 года).
Многоквартирные дома <адрес> были введены в эксплуатацию. В границах земельных участков с кадастровыми номерами №, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расположены сети водоснабжения, водоотведения, газоснабжения.
На балансе ООО Специализированный застройщик «Содалит» спорные сети не состоят. Право собственности на них в установленном законом порядке не зарегистрировано.
Управляющая данными многоквартирными домами компания ООО «Репинка» неоднократно обращалось в администрацию МО ГП «Город Балабаново» по вопросу принятия на баланс и в муниципальную собственность указанных сетей. В удовлетворении заявлений административным ответчиком отказано.
Разрешая требования административного иска и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции пришел к выводу, что вышеназванные сети водоснабжения, водоотведения и газоснабжения имеют признаки бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в связи с чем подлежат постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, указанные мероприятия должны проводить органы местного самоуправления. Сетей теплоснабжения в границах вышеназванных земельных участков не имеется.
С указанными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрена возможность постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи, собственник которой не известен, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, а также принимая во внимание что спорные сети на балансе застройщика не состоят, собственника не имеют, при этом для органа местного самоуправления законом установлена обязанность по организации в границах городского округа газо- и водоснабжения населения, водоотведения, в границах населенного пункта, решение суда по существу является верным.
Доводы апелляционной жалобы о возникновении права собственности на спорные сети у застройщика ООО Специализированный застройщик «Содалит» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении спорных сетей в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах, с учетом вышеприведенных положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, нельзя признать обоснованными.
Апелляционная жалоба не содержит основанных на законе и подтвержденных доказательствами доводов, которые могли бы служить основанием для отмены решения.
Однако, поскольку в силу вышеприведенных положений правовых норм, а также пункта 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляется федеральным органом регистрации прав на недвижимое имущество на основании заявления органа местного самоуправления и необходимых документов, абзац третий резолютивной части решения суда необходимо изложить в другой редакции, возложив на административного ответчика обязанность по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества спорных сетей водоснабжения, водоотведения и газоснабжения.
Кроме того, исходя из положений статей 16, 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть исполнимым.
В силу части 8 статьи 227 во взаимосвязи со статьей 187, частью 1 статьи 352 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом, суд вправе указать предельные сроки и способ исполнения решения суда в соответствии с характером требований.
В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Таким образом, срок исполнения решения суда является юридически значимым обстоятельством по делу.
Между тем, районный суд, возлагая на административного ответчика обязанность по устранению выявленного нарушения в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, не проверил объем работ и затрат, которые должен произвести административный ответчик для исполнения решения суда, в каком порядке это необходимо сделать, то есть не выяснил, является ли указанный срок реальным, а решение исполнимым.
Поскольку принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в отношении объектов, сведения о которых внесены ЕГРН, как следует из объяснений представителя административного истца в суде апелляционной инстанции и материалов дела, сведения о спорных объектах недвижимости в ЕГРН отсутствуют, технической документации в отношении спорных объектов, необходимой для внесения указанных сведений в соответствии с пунктом 7.3 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», не имеется, доказательств обратного суду не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что административному ответчику надлежит установить срок для исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок отвечающим требованиям разумности и необходимым для оформления соответствующих документов, с учетом особенностей бюджетного финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
абзац третий резолютивной части решения Боровского районного суда Калужской области от 4 августа 2023 года изложить в следующей редакции: «обязать администрацию городского поселения «Город Балабаново» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества сетей водоснабжения, водоотведения, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>, а также сетей газоснабжения, расположенных в границах земельных участков с кадастровыми номерами №, проходящих до внешних границ стен многоквартирных домов <адрес>.
В остальном решение Боровского районного суда Калужской области от 4 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГП «Город Балабаново» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи