ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1432/20 от 20.01.2021 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Пелепец Е.Л.

№ 33а-229/2021

№2а-1432/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

20 января 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Тихоновой Ж.В.

судей

ФИО1

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения Кольского района о признании недействительным приказа от 6 июля 2020 г. № 188Д20/2010, признании права на получение социальных выплат

по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кольского районного суда Мурманской области от 27 октября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Тихоновой Ж.В., объяснения ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно удовлетворения жалобы представителя межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения Кольского района по доверенности ФИО5, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к межтерриториальному государственному областному бюджетному учреждению Центр занятости населения Кольского района (далее – МГОБУ ЦЗН Кольского района) о признании недействительным приказа от 6 июля 2020 г. № 188Д20/2010 о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), признании права на получение социальных выплат.

В обоснование заявленных требований указано, что с 20 ноября 2019 г. административный истец ФИО4 состояла на учете в МГОБУ ЦЗН Кольского района. 19 мая 2020 г. истек шестимесячный срок выплаты пособия по безработице. Заявления о снятии с учета в качестве безработного административный истец не оформляла и своего заявления о постановке на учет не отзывала, в течение всего времени нахождения на учете в качестве безработного установленные правила перерегистрации не нарушала. 29 мая 2020 г. дистанционно прошла перерегистрацию, так как намерена была сохранить статус безработного. Письмо МГОБУ ЦЗН Кольского района о явке для перерегистрации 3 июня 2020 г. не получала.

6 июля 2020 г. на электронную почту административного истца поступило уведомление МГОБУ ЦЗН Кольского района о снятии с учета в качестве безработного по причине длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин. С приказом о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) ФИО4 ознакомлена не была, данный приказ получен по её запросу 25 сентября 2020 г.

Административный истец считает неправомерными действия службы занятости по снятию с учета в качестве безработного и нарушающими её права на получение мер государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 2020 г. №844.

Просила суд признать приказ МГОБУ ЦЗН Кольского района от 6 июля 2020 г. №188Д20/2010 недействительным, признать за ней право на получение с 1 июня 2020 г. пособия и дополнительной выплаты на несовершеннолетних детей.

Решением Кольского районного суда Мурманской области от 27 октября 2020 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить и принять по административному делу новый судебный акт об удовлетворении административного искового заявления.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что при вынесении решения суд первой инстанции не применил Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460.

Полагает, что в соответствии с положениями пункта 17 указанных Временных правил административный ответчик должен был произвести перерегистрацию без личного посещения административным истцом центра занятости населения.

Отмечает, что программный комплекс «Катарис», с помощью которого служба занятости населения осуществляет ведение единого регистра получателя государственных услуг, предусматривает обратную связь с целью подтверждения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, факта получения и ознакомления с предоставленной центром информации.

Выражает несогласие с выводами суда о том, что приказ о снятии с регистрационного учета не нарушает прав административного истца и издан по истечении месячного срока со дня последней перерегистрации.

Обращает внимание судебной коллегии на то, что с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. №844, она обладала правом на увеличение размера пособия и продление срока его выплаты, поскольку по состоянию на 10 июня 2020 г. она не была снята с регистрационного учета в центре занятости.

Относительно апелляционной жалобы представитель МГОБУ ЦЗН Кольского района ФИО6 представила возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы ФИО4 - без удовлетворения.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда приходит к следующему.

Исходя из части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании решения органа государственной власти, иного лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании оспариваемого решения незаконным (пункт 2).

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Пунктом 1 статьи 3 названного закона установлено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Статьёй 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлены основания для прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера.

Судом первой инстанции установлено и материалами административного дела подтверждено, что согласно записям в трудовой книжке до 25 октября 2019 г. ФИО4 работала в ***

20 ноября 2019 г. обратилась в МГОБУ ЦЗН Кольского района с заявлением о признании её безработным, оформила письменное согласие на получение информации по каналам связи.

Приказом МГОБУ ЦЗН Кольского района от 26 ноября 2019 г. № 330П15/1910 ФИО4 признана безработным с 20 ноября 2019 г., назначено пособие по безработице с 20 ноября 2019 г. по 19 мая 2020 г.

Согласно сведениям из регистра получателей государственных услуг последний раз ФИО4 прошла перерегистрацию 27 мая 2020 г.

Очередная явка была назначена административному истцу на 3 июня 2020 г., о чем посредством электронной почты центром занятости населения в адрес ФИО4 было направлено уведомление. Однако в указанную дату в адрес МГОБУ ЦЗН Кольского района заявление от ФИО4 о прохождении перерегистрации не поступило.

В связи с длительной (более месяца) неявкой административного истца в органы службы занятости без уважительных причин, приказом МГОБУ ЦЗН Кольского района от 6 июля 2020 г. № 188Д20/2010 ФИО4 была снята с учета в качестве безработного по основаниям пункта 2 статьи 35 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что действия административного ответчика МГОБУ ЦЗН Кольского района соответствуют требованиям Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», нарушений прав административного истца не установлено.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, по следующим основаниям.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. №N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», которым в частности утверждены «Правила регистрации безработных граждан» (далее - Правила регистрации безработных).

Названными Правилами, в частности, установлено, что граждане, признанные государственными учреждениями службы занятости населения безработными, подлежат постановке на регистрационный учет. Постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета осуществляются государственными учреждениями службы занятости населения. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (пнкты 2,3,7).

Пунктами 13-15 этих же Правил предусмотрено, что государственные учреждения службы занятости населения устанавливают безработным гражданам сроки посещения (не более 2 раз в месяц) для подбора им подходящей работы. Безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки. Ведение регистрационного учета безработных граждан, за исключением безработных граждан, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, осуществляется при посещении указанными гражданами государственных учреждений службы занятости населения для подбора подходящей работы при условии предъявления ими следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

Ведение регистрационного учета безработных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы. Безработные граждане письменно (под роспись) уведомляются о дате следующего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы (пункты 17-18 Правил регистрации безработных).

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 35 Закона «О занятости населения» длительная (более месяца) неявка безработного в органы службы занятости населения без уважительных причин является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Указанное основание также предусмотрено в качестве обстоятельства для снятия с регистрационного учета безработного и подпунктом «в» пункта 20 Правил регистрации безработных.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации постановлением от 8 апреля 2020 г. № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее – Временные правила), а также рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации организовать дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункта 17 Временных правил, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.

Как следует из основания заявленного иска, административный истец уведомление МГОБУ ЦЗН Кольского района о явке для перерегистрации 3 июня 2020 г., направленное ей посредством электронной почты не получала, кроме того полагала, что перерегистрация будет произведена в соответствии с пунктом 17 указанных Временных правил без личного посещения центра занятости населения на основании сведений из Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку заявления о снятии её с учета в качестве безработного не направляла, не трудоустроилась.

Надлежащих доказательств уведомления административного истца о необходимости явки на перерегистрацию 3 июня 2020 г. с подтверждением получения ею такого уведомления, материалы дела не содержат. Каких либо иных мер для уведомления ФИО4 о необходимости перерегистрации плоть до снятия с учета в качестве безработного 6 июля 2020 г. МГОБУ ЦЗН Кольского района не предпринималось.

Оценив приведенные административным истцом обстоятельства в обоснование причин не прохождения перерегистрации и действующие в стране ограничения, введенные в рамках борьбы с коронавирусной инфекцией, судебная коллегия полагает, что в данном случае нельзя признать законным снятие ФИО4 с учета в качестве безработного по основанию длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительных причин.

При этом, судебная коллегия принимает во внимание, что в спорный период личный прием граждан центром занятости населения не осуществлялся.

Доводы административного ответчика о том, что пункт 17 Временных правил на ФИО4 не распространяется, поскольку только с 1 сентября 2020 г. центры занятости населения направляют запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными до вступления в силу настоящих Временных правил, по мнению судебной коллегии необоснованы.

Временные правила приняты законодателем в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, при этом в водной части правил не оговаривается, что они распространяются только на граждан, зарегистрированных в качестве безработного после их введения. Такого разграничения прав граждан на перерегистрацию в качестве безработного не содержит и пункт 17 Временных правил.

При этом, пункт 17 Временных правил дополнен вторым абзацем о том, что с 1 сентября 2020 г. центры занятости населения направляют запросы, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными до вступления в силу настоящих Временных правил, только постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2020 г. № 844 и начало его действия – 13 июня 2020 года.

Таким образом, ФИО4 праве была рассчитывать на перерегистрацию в соответствии с пунктом 17 указанных Временных правил без личного посещения центра занятости населения на основании сведений из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Также, согласно абзацу 5 части 3 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрен, что выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.

С учетом вышеприведенных норм и всей совокупности конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда приходит к выводу о несоответствии положениям Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» действий административного ответчика по снятию административного истца с учета в качестве безработного.

Руководствуясь статьями 174, 177, 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кольского районного суда Мурманской области от 27 октября 2020 г. отменить, принять новое решение.

Приказ Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения Кольского района № 188Д20/2010 от 6 июля 2020 года о снятии ФИО4 с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) признать незаконным и отменить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 февраля 2021г.

Председательствующий

Судьи