Судья: Щетинкина И.А. адм.дело № 33а-12552/2020 № 2а-1433/2020 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 24 ноября 2020 года г.Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б., судей Сивохина Д.А., Хлыстовой Е.В., при секретаре Моревой Н.П., рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары к Сахаровой Валентине Илларионовне о взыскании недоимки, по апелляционной жалобе Сахаровой Валентины Илларионовны на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 31 августа 2020 года. Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., объяснения представителя административного истца, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Представитель административного истца ИФНС России по Красноглинскому району г. Самара обратился в Красноглинский районный суд г. Самары с административным иском к ответчику Сахаровой В.И., в обоснование иска ссылается на то, что ответчик состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика транспортного налога, как собственник движимого имущества, и обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщику был начислен налог. Однако, последний обязанность по уплате налога не исполнил. В связи с неуплатой налога в установленный срок, истец с учетом уточнений просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу с физических лиц в виде пени за налоговый период 2015 год в размере 2526 рублей 73 коп. (за период с 14.02.2017 по 15.04.2018 год), за налоговый период 2016 год в размере 2 129 рублей 69 коп. (за период с 14.02.2018 по 24.06.2019 год), за налоговый период 2017 год в размере 1266 рублей 47 коп. (за период с 31.01.2019 по 09.07.2019 год), на общую сумму 5 922 рублей 89 коп. Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 31 августа 2020 года заявленные ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары требования удовлетворены, с Сахаровой В.И. в пользу ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары взыскана недоимка по транспортному налогу с физических лиц в виде пени за налоговый период 2015 год в размере 2526 рублей 73 коп. (за период с 14.02.2017 по 15.04.2018 год), за налоговый период 2016 год в размере 2 129 рублей 69 коп. (за период с 14.02.2018 по 24.06.2019 год), за налоговый период 2017 год в размере 1266 рублей 47 коп. (за период с 31.01.2019 по 09.07.2019 год), а всего денежную сумму в размере 5 922 (пяти тысяч девятисот двадцати двух) рублей 89 коп. Также с Сахаровой В.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 (четырехсот) рублей (л.д. 109-112). В апелляционной жалобе Сахарова В.И. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, полагает, что истекли сроки давности для взыскания пеней, ранее пени были оплачены, у ответчика имелась переплата, не учтенная административным истцом в размере 64222,38 руб. (л.д. 120,121). Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее–КАС РФ). Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ. В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 362 НК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса. В силу ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение. Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в силу ст. 70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ). Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в налоговые период 2015-2017 года в собственности ответчика имелись автомобиль Lexus GX 460, государственный номер О498СК163, грузовой фургон, государственный номер Н387ТР163. Административному ответчику Сахаровой В.И. налоговым органом были выставлены налоговые уведомления с расчетом транспортного налога: - за 2015 год уведомление № 97261894 от 30.09.2016 года транспортный налог в размере 36 524 рубля, сроком уплаты до 01.12.2016 года, - за 2016 год уведомление № 32034251 от 23.09.2017 года транспортный налог в размере 48 698 рублей, сроком уплаты до 01.12.2017 года; - за 2017 год уведомление № 54060396 от 23.08.2018 транспортный налог в размере 48 698 рублей, сроком уплаты до 03.12.2018 года. Исходя из не поступления сумм налога своевременно и в исчисленном размере налогоплательщику были выставлены требования о необходимости уплаты недоимки по налогу и пени за не исполнение обязательств. Кроме того, истцом использовано право на принудительное взыскание недоимок. Так, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары от 28.05.2017 года, с Сахаровой В.И. взыскан транспортный налог за налоговый период 2015 год в размере 36524 рублей, пени за период со 02.12.2016 по 13.02.2017 года в размере 900 рублей 93 коп.. Судебным приказом и.о. мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары от 13.08.2018 года, по административному делу № 2а-1848/2018 с Сахаровой В.И. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 37222 рублей и пени за период с 02.12.2017 года по 13.02.2018 года в размере 943 рублей 12 коп. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары по административному делу № 2а-2064/2019 взыскан транспортный налог за 2017 года и пени. Определением от 04.09.2019 года судебный приказ отменен при поступлении возражений должника. Решением Красноглинского районного суда г. Самары от 28.10.2019 года, вступившем в законную силу 03.12.2019 года, по административному делу № 2а-2387/2019 взыскана недоимка по транспортному налогу за 2017 год в размере 30321 рубля 07 коп. и пени за период с 04.12.2018 по 30.01.2019 года в размере 176 рублей 13 коп. Таким образом, судом установлено, что пени по транспортному налогу ранее были взысканы судебными актами. Настоящие административные исковые требования заявлены о взыскании пени за иные периоды, по которым судебные акты не принимались. Согласно выписке из лицевого счета по транспортному налогу Сахаровой В.И. последней вносились денежные средства в счет уплаты налога и пени: 21.06.2017 года – 2000 рублей, 21.06.2017 года – 2000 рублей, 25.07.2017 – 2000 рублей, 03.11.2017 года – 2000 рублей, 14.11.2017 года – 903, 93 рублей (пени), 14.11.2017 – 10000 рублей, 04.04.2018 года – 10000 рублей, 06.04.2018 года – 943 рублей 12 коп. (пени), 18.04.2018 года – 10000 рублей, 24.05.2018 года – 10000 рублей, 22.06.2018 года - 4000 рублей, 23.07.2018 года – 2000 рублей, 27.08.2018 года – 2000 рублей, 21.09.2018 года – 3000 рублей, 24.10.2018 года – 5000 рублей, 22.11.2018 года – 4000 рублей, 23.12.2018 года – 1698 рублей, 12.03.2019 года – 724 рублей 38 коп. (пени), 15.03.2018 года – 6000 рублей, 27.03.2019 года – 249 рублей 17 коп., 24.04.2019 года – 4000 рублей, 05.06.2019 года – 4000 рублей, 19.06.2019 года - 651 рубль 76 коп., 27.06.2019 года – 4000 рублей, 23.07.2019 года – 3000 рублей, 21.08.2019 года – 6000 рублей, 18.09.2019 года – 6000 рублей, 25.11.2019 года – 30000 рублей, 27.11.2019 года – 25000 рублей, 28.11.2019 года – 498 рублей, 04.12.2019 года – 23698 рублей, 21.04.2020 года -58 рублей 85 коп. (пени), 21.04.2020 года – 176 рублей 13 коп. (пени), 03.06.2020 года – 900 рублей 93 коп. (пени). Проверив копии платежных документов, представленных административным ответчиком, судом обоснованно не приняты 4 квитанции на общую сумму 16561 рублей 37 коп. Так, квитанции от 16.04.2017 года на сумму 3000 рублей и от 10.11.2017 на сумму 10900, 93 рублей, поскольку нечитаемые документы не позволяют соотнести платежи к какому-либо налогу и налоговому периоду. По выписке из ПАО Сбербанк от 13.06.2017 года денежная сумма 2000 рублей принята в оплату налога по ОКТМО 36701000, тогда как транспортный налог подлежал оплате по ОКТМО 36701315. Из сообщения ПАО Сбербанк 13.11.2017 года произведено списание 661, 37 рублей по исполнительному производству 50794/17/63053-ИП, принять данное списание в счет оплаты транспортного налога или пени за спорные налоговые периоды не представляется возможным из-за отсутствия сведений по какому судебному акту возбуждено производство. В нарушение положения ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик не представил сверку расчетов с налоговым органом. При этом, налогоплательщик не лишен права проверить зачисление денежных средств по платежным документам, не принятых во внимание судом, и провести их зачет либо возврат. С учетом установленных обстоятельств, неисполнения налогоплательщиком обязанности по своевременной уплате транспортного налога, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что ответчик подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде уплаты пени. Довод апелляционной жалобы Сахаровой В.И. о пропуске административным истцом срока для взыскания пеней по налогу за 2015 год, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса РФ, что данный срок составляет 3 года 6 месяцев, т.е. истек 01.07.2019 года судом апелляционной инстанции рассмотрен, признан несостоятельным, основанным на неверном толковании закона. Так, административным истцом заявлены требования об уплате пеней по транспортному налогу за 2015 год, а не о взыскании самого налога за 2015 год, в связи с чем административным истцом необоснованно при расчете срока давности принимаются к расчету срок, установленный для уплаты налога, а не пени. Вместе с тем, сумма пени, начисленных в связи с неуплатой налога за 2015 год включена в требование № 32565 от 10.07.2019 года (л.д. 8), срок которого установлен до 05.11.2019 года. Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа 29.04.2020 года в установленный законом 6-месячный срок, в связи с чем административным истцом сроки, установленные ст. 48 НК РФ, не нарушены. Определением мирового судьи судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары от 30.04.2020 года отменен судебный приказ от 30.04.2020 года по административному делу № 2а-1595/2020 по заявлению ИФНС о взыскании пени с Сахаровой В.И. Довод апелляционной жалобы о том, что Инспекцией нарушен порядок начисления пени по транспортному налогу со ссылками на ст. 1 Закона Самарской области от 10.04.2017 года № 40-ГД «О порядке начисления пени на сумму недоимки по налог на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года» и на ст. 1 Закона Самарской области от 20.02.2018 года № 9-ГД «О порядке начисления пени сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2016 года», на правильность постановленного решения не влияет ввиду того, что вышеуказанные законы регулируют отношения, связанные с порядком начисления пени по налогу на имущество, а не п транспортному налогу, как начислен ответчику Сахаровой В.И. В ходе рассмотрения вышеуказанного административного дела Инспекцией предоставлена выписка по лицевому счету по транспортному налогу Сахаровой В.И., начиная с 01.12.2016 года по 06.08.2020 года, в которой отражены все поступившие от ответчика, а также суммы, взысканные по исполнительным производствам. Довод апелляционной жалобы Сахаровой В.И. о наличии у нее переплаты в размере 64222,38 руб. рассмотрен. Установлено, что после погашения 23.11.2019 года недоимки за налоговый период 2017 год, Сахаровой В.И. стали вноситься авансовые платежи в счет транспортного налога за 2018 год. Сумма, указанная Сахаровой В.И. в качестве переплаты, была зачислена административным истцом в счет транспортного налога за 2018 год, на счету Инспекции не находится, в связи с чем не может рассматриваться как переплата. Таким образом, довод ответчика о наличии переплаты по транспортному налогу является несостоятельной и не имеет правового значения при рассмотрении данного административного дела. Проверяя расчет пени, представленный административным истцом, с учетом частичной оплаты налога и пени в спорные периоды, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности взыскания судом первой инстанции размера пени по транспортному налогу за налоговый период 2015 год в размере 2526 рублей 73 коп. (за период с 14.02.2017 по 15.04.2018 год), за налоговый период 2016 год в размере 2 129 рублей 69 коп. (за период с 14.02.2018 по 24.06.2019 год), за налоговый период 2017 год в размере 1266 рублей 47 коп. (за период с 31.01.2019 по 09.07.2019 год). Довод апелляционной жалобы Сахаровой В.И., что пени по транспортному налогу ранее были взысканы, факты оплаты подтверждены предоставленными суду квитанциями рассмотрен, признан несостоятельным. Так, установлено, что в требование № 32565 от 10.07.2019 года включены суммы пени, рассчитанные за налоговые периоды 2015-2017 годы: 2015 год: период для исчисления пени с 14.02.2017 года по 15.04.2018 года, супмма пени составила 2526,73 руб. Пени начислялись с учетом поступавших частичных оплат суммы недоимки по транспортному налогу до полного ее погашения 16.04.2018 года. Период с 02.12.2016 года по 13.02.2017 года взыскан судебным приказом № 2а-1171/2017 от 28.05.2017; 2016 год: период для исчисления пени с 14.02.2018 года по 24.06.2019 года, сумма пени составила 2129,69 руб. Пени начислялись с учетом поступавших частичных оплат суммы недоимки по транспортному налогу до полного ее погашения 25.06.2019 года. Период с 02.12.2017 по 13.02.2018 взыскан судебным приказом № 2а-1848/2018 от 13.08.2018; 2017 год: период для исчисления пени с 31.01.2019 года по 09.07.2019 года, сумма пени составила 1266,47 руб. Пени начислялись с учетом поступавших частичных оплат суммы недоимки по транспортному налогу до даты выставления требования №32565 от 10.07.2019. Период с 04.12.2018 по 30.01.2019 взыскан решением Красноглинского районного суда г.Самары от 28.10.2019 года, дело № 2а-2387/2019. Таким образом, административные исковые требования Инспекции о взыскании пени по транспортному налогу заявлены за периоды, по которым судебные акты ранее не выносились. Доказательств уплаты пени в полном объеме Сахаровой В.И. не представлено, контррасчет Сахаровой В.И. суду первой инстанции представлен не был, суду апелляционной инстанции также Сахаровой В.И. контррасчет не представлялся. Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на верном применении норм Налогового кодекса РФ, регулирующих отношения, связанные с уплатой налога на имущество физических лиц и транспортного налога. При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноглинского районного суда города Самары от 31 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахаровой Валентины Илларионовны – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий: Судьи: |