ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1433/2023 от 27.06.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-4777/2023

№ 2а-1433/2023

Строка 198а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 июня 2023 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Доровских И.А., Сухова Ю.П.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа к Ковалевской Ольге Александровне о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы России по Коминтерновскому району г. Воронежа на решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 марта 2023 года.

(судья районного суда Курындина Е.Ю.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа по доверенности Доманиной М.А., административного ответчика Ковалевской О.А., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа обратилась в суд с административным иском к Ковалевской О.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, пени.

В обоснование требований административный истец указал, что в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации Ковалевская О.А. является налогоплательщиком земельного налога.

В связи с несвоевременной уплатой налога административному ответчику было направлено требование об уплате № 61840 от 9 декабря 2021 года, в котором сообщалось о наличии у Ковалевской О.А. задолженности. Требование не исполнено в установленный срок.

28 февраля 2022 года мировым судьей судебного участка № 11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области по заявлению административного истца вынесен судебный приказ о взыскании с Ковалевской О.А. задолженности по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, пени в размере 233494,90 руб., который отменен определением от 23 августа 2022 года.

На момент подачи административного искового заявления задолженность не погашена.

Административный истец просил взыскать с Ковалевской О.А. задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 199789 руб., пеню за период с 2 декабря 2021 года по 8 декабря 2021 года в размере 349,63 руб., задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 33298 руб., пеню за период с 2 декабря 2021 года по 8 декабря 2021 года в размере 58,27 руб., а всего задолженность в размере 233494,90 руб.

Решением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 марта 2023 года требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа оставлены без удовлетворения (л.д. 71, 72-76).

В апелляционной жалобе ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа просит отменить решение Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 13 марта 2023 года, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д.78-79).

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из содержания статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в случае, если обязанность по исчислению налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до дня наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании части 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно частям 3,4 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании указанной задолженности за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Судом первой инстанции установлено, что налоговым органом ответчику начислен земельный налог за 2018 год на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в сумме 199789 руб. и за 2019 год в сумме 33298 руб. В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление №84550344 от 19 ноября 2020 года (л.д. 12).

Так как начисленная сумма добровольно ответчиком уплачена в полном объеме не была, налоговым органом в адрес Ковалевской О.А. направлено требование № 61840 от 9 декабря 2021 года об уплате земельного налога в размере 233087 руб., пени в размере 407,90 руб., которое подлежало исполнению в срок до 28 декабря 2021 года (л.д.13).

Указанное требование не было исполнено ответчиком, начисленные суммы налога и пени не уплачены в установленный срок, в связи с чем, по заявлению ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа мировым судьей судебного участка № 11 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области был вынесен судебный приказ от 28 февраля 2022 года о взыскании задолженности в размере 233494,90 руб., который отменен определением мирового судьи от 23 августа 2022 года в связи с поданными ответчиком возражениями (л.д.11).

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа требований о взыскании с Ковалевской О.А. задолженности по земельному налогу за 2018 и 2019 годы, пени, районный суд пришел к выводу о том, что административным истцом земельный налог за 2018 и 2019 годы необоснованно исчислен с применением к налоговой ставке коэффициента 4, указанный повышающий коэффициент применен необоснованно, в связи с чем задолженность в заявленном размере взысканию не подлежит, поскольку суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции, в связи с чем суд не вправе осуществлять расчет задолженности по налогам и сборам.

Суд апелляционной инстанции с таким решением суда первой инстанции не может согласиться, полагает, что выводы, изложенные в решении суда, не в полной мере соответствуют обстоятельствам административного дела, в связи с чем решение нельзя признать законным и обоснованным в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).

Пунктом 3 статьи 3 Решения Воронежской городской Думы от 7 октября 2005 года № 162-II «О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж» установлены налоговые ставки 0,3 процента от кадастровой стоимости участка - в отношении земельных участков, в том числе занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

В силу части 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно части 15 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Из материалов дела следует, что на имя Ковалевской О.А. в период с 29 декабря 2014 года по 21 февраля 2019 года Управлением Росреестра по Воронежской области был зарегистрирован земельный участок для многоэтажной застройки, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер . На указанном земельном участке в период владения ответчиком строительство не начато, в связи с чем налоговым органом земельный налог исчислен в соответствии с положениями части 15 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации с применением коэффициента 4.

При этом Управлением главного архитектора администрации городского округа город Воронеж на запрос суда первой инстанции сообщено, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021 -2041 годы, утверждённого решением Воронежской городской Думы № 137-V от 25 декабря 2020 года, земельный участок кадастровый номер расположен в двух функциональных зонах: с индексом 100 - жилые зоны, а также в зоне магистральной улично-дорожной сети.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными Решением Воронежской городской Думы от 20 апреля 2022 года №466-V, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом ЖМ(р) - зона реконструкции многоэтажной жилой застройки.

Согласно имеющимся картографическим материалам, земельный участок ограничен в использовании в отношении сетей инженерно-технического обеспечения.

Границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций - границы территорий, предназначенных для обеспечения обслуживания и безопасной эксплуатации наземных и подземных транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций. Строительство капитальных объектов в границах охранных зон инженерных коммуникаций недопустимо.

В соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе ПЗЗ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах зоны санитарной охраны скважин № 4 (ГВК №20202857), № 5 (ГВК №20200256), № 6 (ГВК №20203136) и <адрес>, а также в границах приаэродромной территории аэродромов, в связи с чем необходимо соблюдение соответствующих ограничений.

Согласно данным публичной кадастровой карты портала Росреестра рассматриваемый земельный участок расположен в границах зон с особыми условиями использования территории, реестровые номера: 36:00-6.701, 36:00- 6.703, 36:00-6.704, 36:00-6.705, 36:00-6.706, 36:34-6.284.

Рассматриваемый земельный участок частично расположен за границами красной линии, на территории общего пользования, которая должна быть общедоступной.

Управление главного архитектора полагает, что месторасположение и имеющиеся ограничения земельного участка не позволяют использовать его в качестве самостоятельного для строительства объектов капитального строительства (л.д.66-67).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ввиду установленного запрета строительства недвижимости, административный ответчик имела объективные препятствия для его использования в соответствии с видом разрешенного использования «для многоэтажной застройки», поэтому применение налоговым органом при исчислении земельного налога за 2018, 2019 годы повышающего коэффициента 4, установленного частью 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, необоснованно, поскольку воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению.

При применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что с Ковалевской О.А. подлежит взысканию земельный налог, исчисленный из ставки 0,3% без применения повышающего коэффициента с вязи с наличием объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, что составит за 2018 год из расчета 16649115 руб. (кадастровая стоимость) х 1(доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка) = 49947,35 руб.; за 2019 год: 16649115 руб. (кадастровая стоимость) х 1(доля в праве) х 0,3% (налоговая ставка), с учетом двух месяцев владения в 2019 году = 8324 руб.

Вопреки выводам суда первой инстанции, с Ковалевской О.А. подлежит взысканию задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 49947,35 руб., за 2019 год в размере 8324 руб., поскольку налоговое законодательство возлагает на нее, как на собственника земельного участка, обязанность по уплате земельного налога.

В части требований ИФНС России по Коминтерновскому району г.Воронежа о взыскании с Ковалевской О.А. пени за период с 2 декабря 2021 года по 8 декабря 2021 года судебная коллегия полагает, что требования удовлетворению не подлежат, поскольку административным истцом налог по ставке 0,3% не начислялся, пени на указанную задолженность не расчитывались, требование об уплате до настоящего времени не выставлялось, в связи с чем разрешение вопроса о взыскании пени на суммы налога, взыскиваемые настоящим судебным актом, является преждевременным.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 13 марта 2023 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым требования ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа удовлетворить частично.

Взыскать с Ковалевской Ольги Александровны в пользу ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа задолженность по земельному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 49947,35 руб., за 2019 год в размере 8324 руб., а всего задолженность в размере 58271,35 руб.

В удовлетворении остальной части требований ИФНС России по Коминтерновскому району г. Воронежа отказать.

Взыскать с Ковалевской Ольги Александровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1948,14 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: