ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1437/2021 от 23.11.2021 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Одинцов В.В. Дело № 33а-2295/2021

(в 1 инст. дело № 2а-1437/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 ноября 2021 года город Майкоп

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Панеш Ж.К.

судей – Тачахова Р.З. и Тхагапсовой Е.А.

при секретаре судебного заседания – Хаджемуковой Д.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика ФИО1 на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 02.06.2021, которым постановлено:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №3 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с налогоплательщика ФИО1, ИНН в пользу Межрайонной ИФНС №3 по Республике Адыгея:

налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в размере 24 700 руб., пеня в размере 326,86 руб.;

Реквизиты по уплате налоговых платежей. Получатель: ИНН , КПП Управление федерального казначейства по Республике Адыгея (МИФНС России №3 по РА). Номер счета получателя . Банк получателя: Отделение НБ Республики Адыгея. Расчетный счет: , БИК: , КБК , ОКТМО .

транспортный налог с физических лиц: налог в размере 3 690 руб., пеня в размере 315,94 руб.

Реквизиты по уплате налоговых платежей. Получатель: ИНН , КПП Управление федерального казначейства по Республике Адыгея (МИФНС России №3 по РА). Номер счета получателя . Банк получателя: Отделение НБ Республики Адыгея. Расчетный счет: , БИК: 047908001, КБК , ОКТМО .

На общую сумму 29032,80 руб.

Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного акта и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Административный истец Межрайонная ИФНС России №3 по Республике Адыгея (далее – МИФНС России №3 по РА) обратился в суд с административным иском к административному ответчику ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в размере 24 700 руб., пеня в размере 326,86 руб., транспортного налога в размере 3 690 руб., пеня в размере 315,94 руб.

В обоснование административного иска указал, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России №3 по РА и в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обязана уплачивать налоги.

ПАО СК «Росгосстрах» представило в Инспекцию справку 2-НДФЛ за 2018 год о получении ФИО1 дохода в размере 190 000 руб., с которого не удержан НДФЛ в размере 24 700 руб.

При заполнении справки 2-НДФЛ в качестве обоснования получения дохода указан код дохода 2301- суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

В связи с тем, что в соответствии с п. 72 ст. 217 НК РФ ни код полученного дохода, ни период выплаты дохода не являются основаниями для освобождения от налогооблажения, налоговой инспекцией произведен расчет НДФЛ на основании справки 2-НДФЛ, который включен в налоговое уведомление для добровольного исполнения.

Налоговый орган исчислил суммы налогов и направил налогоплательщику единое налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, для добровольного исполнения обязанностей по уплате налогов.

Согласно статье 357 НК РФ административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства, согласно сведений, представленных регистрирующим органом.

Обязанность по уплате обязательных платежей по налогам административным ответчиком не исполнена в установленный срок.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный ответчик, указывая на нарушение норм материального и процессуального права, а именно судом первой инстанции не учтено, что административным истцом пропущен срок исковой давности.

Административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

В суд апелляционной инстанции поступило заявление от представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея (далее – УФНС по Республике Адыгея) по доверенности ФИО4 о процессуальном правопреемстве, согласно которому заявитель просит произвести замену стороны по настоящему делу с МИФНС России №3 по Республике Адыгея на УФНС по Республике Адыгея.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Согласно пункту 2 приказа Федеральной налоговой службы от 05.07.2021 №ЕД-7-4/627 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея» МИФНС России №3 по Республике Адыгея реорганизована путем присоединения к УФНС Республики Адыгея, установлено, что УФНС Республики Адыгея является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности МИФНС России №3 по Республике Адыгея.

Согласно частям 4 и 6 статьи 44 КАС РФ в случае реорганизации юридического лица, являвшегося субъектом спорного либо установленного судом административного или иного публичного правоотношения и стороной в административном деле, суд производит замену этой стороны ее правопреемником, если в данном административном или ином публичном правоотношении допускается правопреемство. Все действия, совершенные в судебном процессе до вступления правопреемника в административное дело, обязательны для него в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

В соответствии с частью 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Рассмотрев заявление и установив, что права и обязанности МИФНС России №3 по Республике Адыгея перешли в связи с реорганизацией в форме присоединения к УФНС по Республике Адыгея, а правопреемство возможно на любой стадии административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости замены стороны правопреемником в соответствии с требованиями статьи 44 КАС РФ.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и частью 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена соответствующая обязанность.

Согласно части 2 статьи 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (часть 5 статьи 226 НК РФ).

В силу часть 6 статьи 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном частью 5 статьи 226 и частью 14 статьи 226.1 НК РФ, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с частью 72 статьи 217 НК РФ, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено частью 7 статьи 228 НК РФ.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно части 3 статьи 363 НК РФ физические лица перечисляют транспортный налог на основании уведомления, направляемого им налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что МИФНС России №3 по Республике Адыгея исчислил суммы налогов и направил в адрес административного ответчика единые налоговые уведомления от 24.06.2018 для добровольного исполнения обязанности по уплате транспортного налога за период 2017 года в размере 2 460 руб. в срок до 03.12.2018; от 25.07.2019 для добровольного исполнения обязанностей по уплате транспортного налога за период 2018 года в размере 1 230 руб. и НДФЛ в размере 24 700 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с тем, что обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок не исполнено налогоплательщиком, налоговая инспекция в предусмотренный частью 1 статьи 70 НК РФ срок направила требования от 28.01.2019 об уплате суммы недоимки по налогам за период 2017 года в размере 2 460 руб., пени в размере 34,69 руб., со сроком исполнения до 25.03.2019; от 10.07.2019 об уплате суммы пени за несвоевременную уплату транспортного налога, рассчитанная с 02.12.2016 по 09.07.2019, в размере в размере 264,98 руб., со сроком исполнения до 01.11.2019; от 04.02.2020 об уплате налога по НДФЛ в размере 24 700 руб., транспортного налога за период 2018 года в размере 1 230 руб., пени в размере 343,13 руб., сроком исполнения до 18.03.2020.

Однако обязанность по уплате обязательных платежей административным ответчиком не исполнена.

Согласно части 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб., за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ (абзац четвертый пункта 1 статьи 48 НК РФ, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.

Сумма задолженности ФИО1 превысила 3 000 руб. после неуплаты обязательных платежей за период 2018 года в срок, указанный в требовании , - 18.03.2020.

Согласно части 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно материалам дела заявление на выдачу судебного приказа в отношении ФИО1 подано МИФНС России №3 по Республике Адыгея мировому судье судебного участка №3 Тахтамукайского района Республики Адыгея 11.06.2020, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.

Определением мирового судьи судебного участка №3 Тахтамукайского района Республики Адыгея от 07.10.2020 судебный приказ в отношении административного ответчика отменен в связи с возражениями ФИО1

Согласно почтовому идентификатору , содержащемуся в материалах дела, рассмотренного мировым судьей судебного участка №3 Тахтамукайского района Республики Адыгея , вышеуказанное определение получено административным истцом 03.12.2020.

Административное исковое заявление направлено в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея 05.04.2021 (л.д. 35), то есть с соблюдением установленного налоговым законодательством шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с соответствующим иском не нашел своего подтверждения.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 02.06.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Произвести замену административного истца по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Республике Адыгея к ФИО1 о взыскании налоговых платежей на его правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с положениями главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (350020, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Морская, д. 3) через суд первой инстанции.

Председательствующий ись Ж.К. Панеш

Судьи Е.А. Тхагапсова

Р.З. Тачахов