ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1438/2021 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-7162/2022 (2а-1438/2021)

27 апреля 2022 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Куловой Г.Р.

судей Портновой Л.В.

Ситник И.А.

при секретаре Мухаметзянове Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене акта проверки, предписания, решения по жалобе, протоколов об административном правонарушении

по апелляционной жалобе главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Хариной Ю.А. на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Ситник И.А., судебная коллегия

установила:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница (далее также - ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, больница) обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан (далее также - ГИТ РБ) об отмене акта проверки, предписания, решения по жалобе, протоколов об административном правонарушении.

С учетом уточнения административных требований в их обоснование было указано, что ГИТ РБ проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По итогам проверки главным инспектором труда Хариной Ю.А. составлен акт проверки от 31 августа 2020 года и вынесено предписание об устранении нарушений от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3135, также составлены протоколы от 11 сентября 2020 года № 2/3-197-20-ПВ12-87819-И/42-3132 и № 2/3-197-20-ПВ12-8118-И/42-3132 об административных правонарушениях по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ обратилось к руководителю ГИТ РБ АстрелинойТ.Н. с возражением от 22 сентября 2020 года № 1080. Руководителем ГИТ в РБ Астрелиной Т.Н. 09 ноября 2020 года вынесено решение об оставлении предписания без изменений, возражения - без удовлетворения.

Не соглашаясь с выявленными ГИТ РБ нарушениями, административный истец указывал, что оснований для осуществления стимулирующих выплат работникам за июль 2020 года по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 не имелось, поскольку в указанный период инфекционный госпиталь был закрыт, больные маршрутизировались в ГБУЗ РБ Месягутовская ЦРБ, у больных, которым оказывалась медицинская помощь, коронавирусная инфекция не была выявлена, что подтверждается данными из информационной системы. Согласно протоколу комиссии больницы от 27 июля 2020 года №4 работникам были произведены выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 за оказание специализированной помощи в стационарных условиях и риск заражения и по Указу Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122 за особые условия и дополнительную нагрузку в стационаре. Выплаты за непрерывный стаж работы и выслугу лет работникам не носят обязательный характер, в связи с чем, выводы государственного инспектора труда о допущенных нарушениях также являются ошибочными. В апреле 2020 года финансовой возможности для таких выплат не имелось, в связи с чем данные выплаты приказом главного врача больницы были отменены, что не противоречит действующему законодательству и предусмотрено локальными нормативными актами.

Административный истец просил отменить акт проверки от 31 августа 2020 года №2-3-197-20-ПВ/12-7801-И/42-3132; предписание от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132; решение руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан от 09 ноября 2020 года по жалобе (возражению) главного врача на акт проверки; протоколы об административном правонарушении.

Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года постановлено: административное исковое заявление ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ к ГИТ РБ удовлетворить частично.

Отменить предписание от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132, выданное главным государственным инспектором труда ГИТ РБ Хариной Ю.А. и решение руководителя ГИТ РБ Астрелиной Т.Н. от 09 ноября 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на предписание от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132.

В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.

В апелляционной жалобе главный государственный инспектор труда ГИТ РБ Харина Ю.А. просит решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года отменить, вынести по делу новое решение - предписание и решение инспекции оставить без изменения, жалобу истца оставить без удовлетворения. Приводит доводы о том, что работодателем оформлен соответствующий протокол заседания комиссии от 27 июля 2020 года, в котором отражен факт оказания помощи больным COVID-19. За оказание медицинской помощи сотрудникам больницы произведены выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и по Указу Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122, основанием выплат явился факт оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденной коронавирусной инфекции, о чем указано в протоколе от 27 июля 2020 года. Основанием для стимулирующей выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 также является оказание в стационарных условиях медицинской помощи медицинскими и иными работниками, непосредственно работающими с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 ( без уточнения способа выявления). При этом вид стационара ни указанным правовым актом, ни иным правовым документом, вопреки выводам суда, не оговаривается. По стимулирующим выплатам за стаж работы податель апелляционной жалобы указывает, что действующим штатным расписанием больницы стимулирующие выплаты за стаж работы предусмотрены, то есть включены в фонд оплаты труда. Условия оплаты труда работников, предусмотренные фондом оплаты труда, не могут зависеть от хозяйственной деятельности работодателя, образование кредиторской задолженности не зависит от добросовестного выполнения работником своих обязанностей. Также положениями постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года № 311 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» рекомендовано устанавливать всем работникам надбавку за стаж, при этом не предусмотрены иные условия, в том числе образование в учреждении кредиторской задолженности по поставщикам и отсутствием свободных денежных средств.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГИТ РБ - Ишембитову М.Э., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителей ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ – Саетова Б.А., Вахитову Р.Ф., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции допущены.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В соответствии с абзацем 1 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения (приказа) от 13 августа 2020 года №2/3-197-20-ПВ/132-7129-И/42-3128 ГИТ РБ проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ( л.д.180-182 т.2).

По итогам проведения внеплановой выездной проверки главным государственным инспектором труда Хариной Ю.А. составлен акт проверки от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7801-И/42-3132, а также выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20 ПВ/12-7803-И/42-3132 ( л.д. 16-27 т.1).

Из указанного акта проверки следует, что ГИТ РБ были выявлены нарушения условий оплаты труда медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, а именно в нарушение части 6 статьи 136, абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской федерации № 484 при подтвержденном диагнозе коронавирус (протокол от 27 июля 2020 года № 4) не были начислены и осуществлены выплаты за июль 2020 года по постановлению Правительства Российской федерации № 484 следующим работникам: медсестры палатные: Ж.. Н., М., М., Г., Т.Б., Г., Ш., З., Х.. меддезинфектор: Г., С., санитарки: Ч., З., З., Г., С., С., М., Г.

Также было указано, что врачам и среднему медицинскому персоналу (согласно списку работников в количестве 158 человек) отменены стимулирующие выплаты за стаж работы за апрель 2020 года, что является нарушением части 6 статьи 136, абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года №311 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан», утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан.

Согласно выданному государственным инспектором труда Хариной Ю.А. предписанию от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20 ПВ/12-7803-И/42-3132 на ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ возложены обязанности в срок 30 сентября 2020 года по устранению выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно начислить и выплатить работникам единовременную выплату за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской федерации № 484, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации, а также ежемесячную денежную выплату за апрель 2020 года за стаж в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года №311, частью 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации. Выплаты произвести с учетом денежной компенсации согласно статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с предписанием, ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан подано возражение, которое рассмотрено руководителем ГИТ РБ Астрелиной Т.Н. с вынесением решения от 09 ноября 2020 года об отказе в удовлетворении возражения и оставлении предписания без изменения ( л.д. 11-14 т.1).

Также нарушения, установленные государственным инспектором труда Хариной Ю.А. в ходе проведенной проверки, послужили основанием для составления ею 11 сентября 2020 года протоколов об административном правонарушении по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ Саетова Б.А. ( протокол № 2/3-197-20-ПВ12-8119-И/42-3132- л.д. 32-35 т.1) и в отношении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ( протокол № 2/3-197-20-ПВ12-8118-И/42-3132 – л.д. 36-39 т.1).

Разрешая заявленные административные требования, суд первой инстанции указал на необоснованность доводов истца о незаконности оспариваемого предписания по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий и отсутствия согласования проведенной проверки с органами прокуратуры.

Статей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, не требуют согласования указанной проверки с органами прокуратуры.

Выездная внеплановая проверка проведена во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 03 августа 2020 года № ТГ-П12-8767кв, согласования проверки с органами прокуратуры не требовалось.

По требованию о незаконности спорного предписания в части указания на нарушения по отмене стимулирующих выплат за стаж работы за апрель 2020 года суд указал следующее.

В соответствии со статьями 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

В Трудовом кодексе Российской Федерации (статья 129 часть 1, статья 135 часть 2, статья 144) обозначено право работодателя назначать выплаты стимулирующего характера, устанавливать, снижать и лишать, их размер и периодичность.

Согласно Положению об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденному главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ 01 февраля 2020 года, согласованному с председателем профкома (л.д. 52-78 т.1), стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников учреждения по ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности (пункт 4.1).

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимается руководителем самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В учреждении могут осуществляется выплаты, в том числе, надбавка за выслугу лет в медицинской организации (пункт 4.2).

Любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок (п. 4.6).

Согласно приказу главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от 17 апреля 2020 года №314 по итогам работы за январь - апрель 2020 года в части выполнения утвержденных объемов оказания медицинской помощи и других показателей ОМС, а также в связи с отсутствием утверждённых лимитов по фонду оплаты труда и отсутствием денежных средств из других источников финансирования, согласно положению об оплате труда, снята надбавка стимулирующего характера за стаж непрерывной работы за апрель месяц ( л.д. 125 т.1).

Исходя из положений статей 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года N 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан", Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на период с 2019 по 2021 годы, утвержденного 01 февраля 2019 года, Положения о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного 01 февраля 2019 года, Положения об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ 01 февраля 2020 года, суд пришел к выводу, что выплаты стимулирующего характера, в том числе за непрерывный стаж работы, являются надбавкой, не включенной в состав планового фонда оплаты труда и не являются гарантированной выплатой, поскольку ее выплата в трудовом договоре не закреплена в качестве обязательной составляющей системы оплаты труда в учреждении. В связи с чем, данная надбавка могла быть отменена по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствия фонда оплаты труда для их выплаты.

Предоставленные в материалы дела сведения о финансовом состоянии ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, платёжные поручения о поступлении и расходах денежных средств ( л.д.134-145 т.7, л.д. 215-287 т.8, л.д. 1-177 т.9) свидетельствуют, что за апрель 2020 года финансовое положение больницы не позволяло осуществлять стимулирующие выплаты за стаж, в связи с дефицитом фонда оплаты труда.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда поскольку они являются правильными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Положения об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года № 311 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» (далее - Положение от 13 августа 2015 года № 311) стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с положением о материальном стимулировании работников государственного бюджетного (автономного) учреждения - исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке государственному бюджетному (автономному) учреждению из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности (пункт 4.1).

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимается учреждениями самостоятельно в пределах средств фонда оплаты труда. Рекомендованы следующие выплаты: надбавка за интенсивность и высокие результаты работы; надбавка за выслугу лет в медицинских организациях; надбавка за квалификационную категорию; надбавка молодым специалистам; персональный повышающий коэффициент к должностному окладу; премиальные выплаты по итогам работы; надбавка за классность водителям автомобилей; надбавка за ученую степень и почетные звания; единовременная денежная выплата за каждый впервые выявленный и подтвержденный случай злокачественного новообразования на ранних стадиях ( пункт 4.2).

Согласно Положению о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденному 01 февраля 2019 года главным врачом больницы и согласованному председателем профкома больницы, Положению об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ 01 февраля 2020 года стимулирующие выплаты выплачиваются с учетом обеспеченности финансовыми средствами ( л.д.19-48 т.2 ).

Выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы за апрель 2020 года были отменены приказом главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от 17 апреля 2020 года №314.

В качестве обоснования принятого приказа, со ссылкой на пункт 4.2 Положения от 13 августа 2015 года № 311, было указано на отсутствие утверждённых лимитов по фонду оплаты труда и отсутствие денежных средств из других источников финансирования.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции были установлены.

Доказательств того, что административный истец имел денежные средства и распределил их не надлежащим образом административным ответчиком не предоставлено.

Таким образом, нарушений положений постановления Правительства Республики Башкортостан от 13 августа 2015 года №311 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан», а также части 6 статьи 136, абзаца 2 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, на что было указано государственным инспектором труда Хариной Ю.А. в спорном предписании, ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ не было допущено.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о незаконности спорного предписания ГИТ РБ в части не начисления и не выплаты за июль 2020 года медицинским работникам единовременной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее также постановление Правительства Российской Федерации N 415 и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 415 ).

В соответствии с пунктами 8, 11, 16 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 415, иной межбюджетный трансферт расходуется при наличии зарегистрированного на территории субъекта Российской Федерации подтвержденного случая новой коронавирусной инфекции.

Локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера.

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых они являются, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами государственного финансового контроля.

Аналогичные положения о предоставлении в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года N 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» (далее также постановление Правительства Российской Федерации № 484 и Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 484).

В соответствии с пунктом 2 названного постановления оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2020 года.

Согласно пункту 3, 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 484, средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - августе 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).

Пунктами 1, 2, 6 Указа Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122 «Об установлении стимулирующей выплаты медицинским работникам и о некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Республики Башкортостан» (далее также Указ Главы Республики Башкортостан N УГ-122) постановлено: установить с 18 марта 2020 года выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку (за фактически отработанное время) работникам медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, оказывающим медицинскую помощь: а) пациентам, заболевание которых вызвано штаммом коронавируса, в следующих размерах: 25000 рублей - врачам и специалистам с высшим немедицинским образованием; 15000 рублей - среднему медицинскому персоналу; 5000 рублей - младшему медицинскому персоналу; б) лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией в следующих размерах: 5000 рублей - врачам; 2500 рублей - среднему медицинскому персоналу; распространить действие подпункта «а» пункта 1 настоящего Указа на медицинских работников медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, проводящих лабораторную диагностику новой коронавирусной инфекции; Министерству здравоохранения Республики Башкортостан определить перечень подведомственных медицинских организаций, а также перечень должностей медицинского, немедицинского и прочего персонала, участвующих в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и реализации некоторых мер по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Республики Башкортостан.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 484, в том числе полагаются медицинским и иным работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 ( пункт 11 указанных Правил).

Выплаты осуществляются в размере, установленном в пункте 11 Правил, на основании локального акта медицинской организации, согласованного с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункт 12 Правил № 484).

Таким локальным актом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ является Положение об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан «Большеустьикинская центральная районная клиническая больница» ( л.д. 183-188 т. 1).

Пункт 3.5 данного Положения предусматривает, что основанием для начисления выплат стимулирующего характера является подтверждающий факт оказания медицинской помощи, оформленный протоколом заседания комиссии по установлению стимулирующих и премиальных выплат работникам соответствующего структурного подразделения.

В материалы административного дела представлен протокол комиссии по рассмотрению стимулирующих выплат сотрудниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от 27 июля 2020 года ( л.д.79-81 т.1), из которого следует, что согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 29 июня 2020 года №636-А с 01 июля 2020 года развернуты дополнительные койки при инфекционном отделении для лечения больных COVID-19, в июле месяце больным Х., С., Б. и другим 23-25 больным COVID-19 оказывалась специализированная медицинская помощь сотрудниками: медсестры палатные: Ж.. Н., М., М., Г., Т.Б., Г., Ш., З., Х.. меддезинфектор: Г., С., санитарки: Ч., З., З., Г., С., С., Мансурова A.M., Г.

За оказание специализированной помощи больному, подтвержденному COVID-19 (клиника, по КТ исследованиям) вышеуказанным работника больницы комиссией было решено начислить выплаты по постановлению Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и по Указу Главы Республики Башкортостан от 25 марта 2020 года N УГ-122.

Указанный протокол, как верно отмечено ГИТ РБ, подтверждает факт оказания указанными работниками специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, что является основанием для начисления выплаты работникам по постановлению Правительства Российской Федерации N 484.

При указанных обстоятельствах выводы ГИТ РБ, изложенные в оспариваемом предписании о незаконности не начисления выплат работникам больницы по постановлению Правительства Российской Федерации N 484, являются верными, направлены на защиту конституционного права медицинских работников на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в связи с чем правовых оснований для признания оспариваемых решений государственного органа незаконными в этой части у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, по требованию административного истца об отмене протоколов об административных правонарушениях по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу подлежало прекращению.

В силу пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.

При таких обстоятельствах, решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года следует отменить в части удовлетворения требований об отмене предписания от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя ГИТ РБ Астрелиной Т.Н. от 09 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на указанное предписание, в части не начисления и не выплате единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 палатным медсестрам, санитаркам, меддезинфекторам работающим с больными COVID-19 в инфекционном отделении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, и отказа в удовлетворении требований об отмене протоколов об административном правонарушении.

В отмененной части следует принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ к ГИТ РБ об отмене предписания от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя ГИТ РБ от 09 ноября 2020 года, в части не начисления и не выплате единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 палатным медсестрам, санитаркам, меддезинфекторам работающим с больными COVID-19 в инфекционном отделении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ.

Производство по делу в части административных требований ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ к ГИТ РБ об отмене протоколов об административном правонарушении - прекратить.

В остальной части то же решение следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 января 2022 года отменить в части удовлетворения требований об отмене предписания от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан Астрелиной Т.Н. от 09 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница на предписание от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132, в части не начисления и не выплате единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации палатным медсестрам, санитаркам, меддезинфекторам работающим с больными COVID-19 в инфекционном отделении ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, и об отказе в удовлетворении требований об отмене протоколов об административном правонарушении.

В отмененной части принять новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене предписания от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132 и решения руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан Астрелиной Т.Н. от 09 ноября 2020 года, вынесенного по результатам рассмотрения возражения главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница на предписание от 31 августа 2020 года № 2/3-197-20-ПВ/12-7803-И/42-3132, в части не начисления и не выплате единовременной выплаты за июль 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», части 6 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации следующим работникам: медсестры палатные: Ж., Н., М., М., Г., Т., Б., Г., Ш., З., Х., меддезинфектор: Г., С., санитарки: Ч., З., З., Г., С., С., М., Г. - отказать.

Производство по делу в части административных требований Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская центральная районная больница к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене протоколов об административном правонарушении - прекратить.

В остальной части то же решение оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Кулова Г.Р.

Судьи Портнова Л.В.

Ситник И.А.

Справка: судья Леонтьев А.Н.