ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-144/2023 от 02.08.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2а-144/2023; 33а-3339/2023 судья Гуляева Е.В. 2023 год

УИД 69RS0014-02-2023-000142-81

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 августа 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,

судей Кустова А.В., Иванова Д.А.

при секретаре судебного заседания Хохловой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Образцовой О.А.

административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда Тверской области от 02 мая 2023 года, которым постановлено:

«ФИО1 в удовлетворении требований о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 29 декабря 2020 года № 171-ОД «Об утверждении документации территориального планирования» отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области от 29 декабря 2020 года № 171-ОД «Об утверждений документации территориального планирования».

В обоснование требований указал, что 15 марта 2021 года он, административный истец - индивидуальный предприниматель ФИО1, приобрел три земельных участка расположенных но адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами , , .

Вид разрешенного использования земельных участков им был изменен с «ИЖС» на «Блокированная жилая застройка» в соответствии с ч. 4 статьи 37 ГК РФ.

В соответствии с ч. 4, 5 статьи 57.3 ГрК РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

22 апреля 2021 года он в соответствии с ч. 5 статьи 57.3 ГрК РФ обратился в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности за выдачей градостроительного плана земельных участков (357,354). По итогам рассмотрения заявления от 22 апреля 2021 года № 430-Г были выданы ГПЗУ 19 мая 2021 года.

Выдачей ГПЗУ уполномоченный госорган власти подтвердил наличие необходимых документов для его получения и соответствие указанной в ГПЗУ информации фактическим сведения, имеющимся у выдавшего органа на момент выдачи.

При подготовке градостроительного плана и земельного участка используются данные из документов территориального планирования и градостроительного зонирования (п. 2 статьи 57.3 ГрК РФ). Для его составления применяют нормативы градостроительного проектирования, а также сведения: из ЕГРН; из федеральной государственной информационной системы территориального планирования; из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, о технических условиях подключения капитальных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно информации, содержавшейся в выданных ему ГПЗУ, у выдавшего органа отсутствовала информация о наличии документации по планировке территории по имеющимся у него в собственности земельным участкам с видом разрешенного использования «Блокированная жилая застройка».

После получения ГПЗУ он обратился в специализированные организации для проведения комплекса работ: научно-исследовательские археологические работы на сумму 1 000 000 руб., инженерные геологические изыскания на сумму 400 000 руб., инженерные гидрометеорологические изыскания на сумму 117 992,53 руб., проектирования 19 жилых домов на сумму 15 200 000 руб., понес иные расходы, связанные с реализацией проекта строительства, общая сумма которых превышает 25 000 000 рублей.

Проектная документация была разработана на основании выданных ГПЗУ и соответствует планам в полном объеме.

10 декабря 2021 года, действуя в качестве индивидуального предпринимателя, обратился в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство «Блокированная жилая застройка на земельных участках в районе <адрес> с кадастровыми номерами , .

По результатам рассмотрения заявления Главным управлением архитектуры и градостроительства Тверской области ему было отказано в выдаче разрешения на строительство блокированной жилой застройки в районе <адрес> (письмо от 17 декабря 2021 года исх. № 6003-ВМ).

Отказ мотивирован ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, в частности противоречием сведений, содержащихся в приложенной к заявлению о выдаче разрешения на строительство документации, документации территориального планирования, утвержденной постановлением администрации Бурашевского сельского поселений Калининского района Тверской области №171-од от 29 декабря 2020 года.

Отказ он оспаривал в судебном порядке, но арбитражный суд, сославшись на приоритет публичных интересов перед частными, отказал в признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным.

Проект Планировки территории в отношении данных земельных участков был утвержден постановлением администрации МО «Бурашевского сельского поселения» Калининского района Тверской области от 29 декабря 2020 года № 171-од. Данный Проект планировки территории (ППТ) разработан на основании задания предыдущего собственника с целью размещения 81 индивидуального жилого дома с элементами благоустройства в виде магазина и фельдшерского пункта и территорией общего пользования при виде разрешенного использования земельных участков - «для ИЖС».

Утвержденный оспариваемым постановлением ППТ делает невозможным использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования и не соответствует предстоящим целям строительства.

Так как утвержден ППТ для вида разрешенного использования земельных участков «ИЖС» и для этой цели они использоваться не будут, он, как собственник имеет намерение строить объекты «Блокированной жилой застройки», для строительства которых утверждение ППТ не является обязательным в силу Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2022 года № 575.

В соответствий с Правилами землепользования и застройки МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области в ред. от 29 декабря 2020 года, земельные участки с кадастровыми номерами , , расположены в функциональной зоне Ж1 с основными видами разрешенного использования, включающими блокированную жилую застройку (далее - БЖЗ), что подтверждено письмом № 683 от 15 апреля 2021 года, выданным администрацией «Бурашевского сельского поселения» (Приложение 1).

Перед тем как приступить к использованию земельных участков в соответствий с их целевым назначением, ИП ФИО1 23 июня 2021 был сделан запрос в администрацию Бурашевского сельского поселения Калининского района Тверской области на официальную электронную почту о предоставлении информации о нормативно-правовых актах, утверждающих документацию территориального планирования, в том числе проект планировки территории на проектируемые участки.

23 июня 2021 года в ответ на обращение администрацией Бурашевского сельского поселения предоставлено только «Заключение о результатах общественных слушаний по ППТ» от 29 декабря 2020 года. Иных сведений предоставлено не было.

В соответствии с ч. 2-3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.

Утвержденный ППТ делает невозможным использование земельных участков в соответствии с видом их разрешенного использования и не соответствует предстоящим целям строительства, выбранным собственником.

14 марта 2022 года были отменены ранее выданные ГПЗУ, в которых отсутствовала информация об утверждении ППТ по указанным участкам с видом разрешенного использования «для блокированной жилой застройки», и выданы новые ГПЗУ от 16 марта 2022 года, содержащие требования к земельным участкам и размещенным на нем объектам капитального строительства с разрешенным видом использования «для ИЖС».

Действующим законодательством не установлены обязанности собственника использовать земельный участок определенным образом или следовать плану предыдущего владельца. Действующим законодательством не установлено, что утвержденный проект планировки территории императивен и обязателен для исполнения собственником. Постановлением Правительства Тверской области № 226-пп не предусмотрено внесения изменений в ППТ, в связи с чем скорректировать утвержденный ППТ при изменении вида разрешенного использования земельного участка собственник не имеет возможности.

Таким образом, в соответствии со ст. 40, 43 ЗК РФ, п. 4 ст. 37 ГрК РФ он не обязан следовать проекту предыдущего владельца и использовать земельный участок в соответствии с его представлениями о таком использовании и вправе сам определить как им пользоваться и какие объекты капитального строительства размешать при условий соблюдения ПЗЗ и генерального плана Бурашевского сельского поселения.

Согласно действующим градостроительным регламентам нормативы для зоны ИЖС и зоны блокированной жилой застройки отличаются, поэтому утвержденный ППТ в части земельных участков заявителя, изменившего вид разрешенного использования участков с ИЖС на блокированную жилую застройку, не распространяет свое действие на указанные земельные участки, так как содержит сведения о планировочной организации территории зоны индивидуальной жилой застройки.

Так как указанная документация по планировке территории нарушает права собственника земельных участков, обязывая использовать земельный участок для целей ИЖС, что существенным образом ограничивает права собственника, имеющего намерения использовать его для «блокированной жилой застройки», а также уже причинило убытки в размере стоимости проделанных работ и оказанных услуг для подготовки проектной документации на блокированную жилую застройку, считает ППТ подлежащим отмене.

В настоящий момент утверждённые ППТ - единственное препятствие, не позволяющее собственнику получить разрешительную документацию на объекты строительства.

Кроме того, согласно заключению кадастрового инженера, земельные участки с кадастровыми номерами , , в соответствии с координатным описанием характерных точек границ данных земельных участков, расположены в границах населенного пункта - <адрес>, Бурашевского сельского поселения, в то время как утвержденный ППТ разработан на часть территории деревни <адрес>. ППТ, разработанный для части территории одного населенного пункта, не может распространять свое действие на территорию другого населенного пункта. Данное обстоятельство делает невозможным применение ППТ, разработанного для д. <данные изъяты>, к территории д<адрес>, в границах которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами , , .

В судебном заседании административный истец участия не принимал. В предыдущих судебных заседаниях представители истца ФИО2 и ФИО3 представили письменные пояснения по доводам иска. ФИО2 исковые требования поддержала по доводам изложенным в исковом заявлении и письменных пояснениях по иску.

Дополнительно представителем истца ФИО2 представлены письменные доводы по иску, в которых указано на нарушения порядка опубликования муниципального нормативного акта.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Бурашевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области ФИО4 в предыдущем судебном заседании возражала против заявленных требований.

Глава Администрации муниципального образования «Буращевское сельское поселение» Калининского муниципального района Тверской области ФИО5, протокольным определением суда привлеченный к участию в деле административным ответчиком, в суд не явился.

Привлеченные к участию в деле заинтересованными лицами Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, Правительство Тверской области, Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, ФИО6, ООО «ТЕРРА» в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда. В обоснование жалобы указано, что судом неверно истолкованы нормы материального права, а именно п. 3 статьи 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; не применены нормы права, содержащиеся в ч. 2 статьи 46 ГрК РФ, п. 2 статьи 47 ФЗ-131.

В оспариваемом решении судом неверно установлено отсутствие нарушений порядка проведения публичных слушаний и порядка опубликования решения об их проведении и оспариваемого постановления на основании акта проверки Минконтроля Тверской области, приобщенного к материалам дела, что является нарушением п. 8 ст. 213 КАС РФ, так как выяснения соблюдения порядка проведения публичных слушаний и порядка опубликования оспариваемого постановления входит в предмет доказывания в рамках настоящего спора и не может подменяться актами иных органов власти.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав выступление представителя ФИО1 ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя Правительства Тверской области и Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области ФИО7, возражавшего против жалобы, заключение прокурора Обихода И.Д. о законности решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статьям 41, 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории является в том числе проект планировки территории.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи (ч. 1 статьи 45 ГрК РФ).

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи (ч. 5 статьи 45 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (ч. 10 статьи 45 ГрК РФ).

В силу статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории муниципального округа, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 настоящего Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. В случае подготовки документации по планировке территории заинтересованными лицами, указанными в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, принятие органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления муниципального округа, органом местного самоуправления городского округа решения о подготовке документации по планировке территории не требуется.

Заинтересованные лица, указанные в части 1.1 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку документации по планировке территории в соответствии с требованиями, указанными в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса, и направляют ее для утверждения в орган местного самоуправления поселения, в орган местного самоуправления муниципального округа или в орган местного самоуправления городского округа.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документации по планировке территории, решение об утверждении которой принимается в соответствии с настоящим Кодексом органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа, осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы обеспечивают рассмотрение документации по планировке территории на общественных обсуждениях или публичных слушаниях либо отклоняют такую документацию и направляют ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, муниципального округа, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

Орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления муниципального округа или орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории, проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или отклоняет такую документацию и направляет ее на доработку не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, а в случае, если в соответствии с настоящей статьей общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи.

Из материалов административного дела усматривается, что ФИО6, являвшийся в тот период собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: <адрес>, обратился 06 октября 2020 года в администрацию МО «Бурашевское сельское поселение» с заявлением о выдаче постановления на разработку ППТ для принадлежащих ему участков (л.д. 209 т. 2).

Администрацией МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области на основании заявления ФИО6 20 октября 2020 года принято постановление № 107-од «О подготовке проекта планировки».

На основании технического задания на разработку градостроительной документации по планировке территории и постановления администрации МО «Бурашевское сельское поселение» от 20 октября 2020 года ООО «Терра» по заказу ФИО6 подготовлена документация по планировке территории «Комплекс малоэтажной индивидуальной жилой застройки» по адресу: <адрес>» (л.д. 12 т. 1).

Приведённый адрес соответствует данным о расположении земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Иного адреса, на который ссылался административный истец – д. Греблево, не могло быть указано, в противном случае это противоречило бы сведениям Единого государственного реестра недвижимости.

24 ноября 2020 года ФИО6 обратился в администрацию поселения с заявлением о проведении общественных обсуждений по проекту планировки территории (л.д. 211 т. 2)

26 ноября 2020 года администрацией Бурашевского сельского поселения принято постановление № 34-пс «О проведении общественных обсуждений по Документации по планировке территории «Комплекс малоэтажной индивидуальной жилой застройки» по адресу: <адрес>», которым определён срок проведения общественных обсуждений с 27 ноября 2020 года по 28 декабря 2020 года включительно, порядок их проведения, организатор, место сбора предложений и замечаний (л.д. 212 т. 2). Проект, подлежащий общественному обсуждению, и информационные материалы к нему были размещены на сайте администрации поселения после оповещения о начале общественных слушаний.

Оповещение о начале общественных обсуждений было обнародовано на информационных стендах и размещено на официальном сайте администрации Бурашевского сельского поселения (л.д. 25, 26 т. 3).

Согласно Журналу учёта посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, посетители отсутствовали.

29 декабря 2020 года составлен протокол общественных обсуждений № 6, из которого следует, что в период проведения общественных обсуждений предложений и замечаний не поступило.

Заключением о результатах общественных обсуждений от 29 декабря 2020 года документация по планировке территории «Комплекс малоэтажной индивидуальной жилой застройки» по адресу: <адрес>» рекомендована к утверждению.

Оспариваемым постановлением администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района от 29 декабря 2020 года № 171-од утверждена Документация по планировке территории «Комплекс малоэтажной индивидуальной жилой застройки» по адресу: <адрес>».

Уставом МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района в редакции, действовавшей в спорный период, был предусмотрен порядок обнародования муниципальных правовых актов путём размещения текстов актов в трёхдневный срок со дня подписания на информационных стендах поселения, расположенных в здании администрации поселения в с. Бурашево, д. Езвино, с. Ильинское, зданиях культурных досуговых центров поселения в д. Андрейково, д. Березино Бурашевского сельского поселения, где они должны находиться в течение не менее 10 дней (п. 39 Устава).

Данное постановление было обнародовано путём размещения нормативного правового акта в порядке, предусмотренном Уставом, что подтверждается журналом опубликования нормативных правовых актов, фотоматериалами (л.д. 217-224 т. 3).

С учётом приведённых обстоятельств и требований закона судом сделан правильный вывод о соблюдении процедуры принятия оспариваемого постановления.

ФИО1 приобрёл право собственности на земельные участки на основании договора купли-продажи, заключённого с ФИО6 12 марта 2021 года, т.е. после принятия оспариваемого постановления. Впоследствии им изменён вид разрешённого использования земельных участков – блокированная жилая застройка.

Ссылаясь на то, что утверждённая постановлением от 29 декабря 2020 года № 171-од Документация по планировке территории «Комплекс малоэтажной индивидуальной жилой застройки» является препятствием ему как собственнику земельных участков использовать их в соответствии с видом разрешённого использования, чем нарушаются его права, а также на нарушение процедуры принятия нормативного акта, настаивал на признании оспариваемого постановления недействующим.

Доводы административного истца, приводимые им как в административном иске, так и в апелляционной жалобе, о нарушении порядка опубликования правовых актов административным ответчиком являются необоснованными.

В соответствии со статьёй 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Приведённой нормой закона предусматривалась возможность обнародования нормативных правовых актов муниципальных образований.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что, учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 года № 23-П указано, что исходя из потребности в обеспечении правовой определенности, стабильности регулирования и возникших правоотношений, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступившие в силу на момент вступления в силу настоящего Постановления и в течение двух лет после его вступления в силу (но не позднее внесения изменений в устав муниципального образования в соответствии с настоящим Постановлением) и обнародованные без их официального опубликования в порядке, установленном уставом муниципального образования, признаются действующими с момента их первоначального обнародования.

Поэтому доводы административного истца о нарушении порядка опубликования постановлений от 20 октября 2020 года № 107-од и от 29 декабря 2020 года № 171-од ввиду их не опубликования в печатном издании – газете «Буревестник» не могут быть приняты как основания для признания недействующими правовых актов органа местного самоуправления.

Ссылки в апелляционной жалобе на нарушения требований статьи 5.1 ГрК РФ при проведении общественных обсуждений, которые, по мнению административного истца заключаются в том, что в населённом пункте - д. Кольцово, т.е. территории, в отношении которой подготовлена документация по планировке территории, информация о готовящемся проекте планировки территории не размещалась, также не могут быть приняты как основания для признания оспариваемого постановления недействующим.

В силу приведённой нормы закона в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.

Согласно постановлению администрации поселения № 107-од проект планировки территории должен был быть подготовлен в отношении части территории Бурашевского сельского поселения - земельных участков с кадастровыми номерами , , . Правообладателем данных земельных участков являлся только ФИО6, по инициативе которого была подготовлена документация по проекту планировки территории и проводились общественные обсуждения. При рассмотрении дела ФИО6, привлечённый к участию в деле, о нарушении своих прав не заявлял. Жители Бурашевского сельского поселения, как указывалось выше, были оповещены о проведении общественных обсуждений.

Согласно статье 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Полномочия администрации МО «Бурашевского сельского поселения» на принятие оспариваемого постановления на период декабря 2020 года административным истцом не оспариваются и соответствуют нормам Градостроительного кодекса РФ и законам субъекта РФ – Тверской области.

Постановление № 171-од не противоречит положениям Градостроительного кодекса и соответствует Генеральному плану Бурашевского сельского поселения и Правилам землепользования и застройки поселения, согласно которым земельные участки расположены в функциональной зоне Ж1, зона застройки индивидуальными жилыми домами.

При рассмотрении административного дела судом не установлено нарушений прав ФИО1 оспариваемым постановлением. Как правильно указано судом первой инстанции, само по себе желание нового собственника земельных участков, приобретших их после утверждения Проекта планировки территории, использовать данные участки для строительства блокированных жилых домов, не свидетельствует о нарушений его прав и наличии оснований для признания постановления № 171-од недействующим.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о недоказанности нарушения прав административного истца, судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилые дома, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами , .

С учётом изложенного оснований для отмены решения суда не установлено. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности решения суда и наличии оснований для признания оспариваемого постановления администрации Бурашевского сельского поселения недействующим.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Калининского районного суда Тверской области от 02 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи