ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1453/20 от 27.04.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Козлова Е.А. Дело № 2а-1453/2020

Докладчик Кошелева А.П. Дело № 33а-4215/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Певиной Е.А., Шумовой Н.А.,

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 апреля 2021 года административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2020 года, которым удовлетворен административный иск Северо-Осетинской таможни к ФИО1 о взыскании таможенных платежей и пени,

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения ФИО1, представителя Северо-Осетинской таможни ФИО2, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Северо-Осетинская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит взыскать с административного ответчика неуплаченные таможенные платежи и пени в размере 1 220 913,14 рублей, из них 974 352, 02 рублей — таможенные платежи, 246 561,12 рублей — пени.

В обоснование административного искового заявления указано, что 18 октября 2015 года гражданин Республики Южная Осетия ФИО1 временно ввез на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) транспортное средство марки <данные изъяты> года выпуска, идентификационный номер (VIN) - государственный регистрационный знак , по доверенности, выданной 07 сентября 2015 года, сроком на три года, в зоне деятельности таможенного поста МАПП Нижний Варамаг Северо-Осетинской таможни, где им была заполнена пассажирская таможенная декларация на транспортное средство, номер операции по ПТД № , с установлением срока временного ввоза автомашины на территорию ЕАЭС до 18 октября 2016 года.

В нарушение ст. 264 ТК ЕАЭС административным ответчиком не совершены дальнейшие действия ни по таможенному декларированию в целях вывоза транспортного средства с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с ТК ЕАЭС, ни по помещению транспортного средства под таможенные процедуры в порядке, установленном ТК ЕАЭС.

01 апреля 2019 года ФИО1 было направлено уведомление о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах и пеней от 29 марта 2019 года на общую сумму 1 176 360,89 рублей и повторное уведомление от 25 апреля 2019 года, установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности — 15 рабочих дней со дня получения уведомления. Однако, ФИО1 не исполнены обязанности по уплате таможенных платежей и пеней.

02.08.2019 года мировым судьей был выдан судебный приказ на взыскание задолженности, который определением от 14.02.2020 отменен.

Решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 25 декабря 2020 года постановлено: «Взыскать с ФИО1 неуплаченные таможенные платежи в размере 974 352 рублей 02 копеек, пени в размере 246 561 рублей 12 копеек. Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 14 304 рублей 57 копеек.

С решением суда не согласен ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение которым в удовлетворении административного иска отказать.

В обоснование доводов жалобы указано на ошибочность выводов суда об отсутствии обстоятельств, прекращающих обязанность ФИО1 уплатить таможенные платежи. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.11.2015: автомобиль был продан и передан третьему лицу, которым он был впоследствии утрачен в ДТП.

В нарушение ст. 63 КАС РФ судом не истребована информация из полиции о том, кому по завершении расследования уголовного дела по факту ДТП были переданы остатки автомобиля после ДТП.

Ошибочным является вывод суда первой инстанции о том, что административный ответчик должен был уведомить таможенный орган о факте уничтожения ввезенного им транспортного средства. В законе не раскрыто, каким образом должно происходить признание таможенным органом указанного факта. В законе нет прямого указания на то, что лицо, ввезшее товар, должно уведомить таможенный орган о факте аварии. Вина ФИО1 в неуведомлении таможенного органа о безвозвратной утрате временно ввезенного автомобиля вследствие аварии отсутствует.

Административный истец обратился в суд по истечении шестимесячного срока на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей.

На апелляционную жалобу ФИО1 административным истцом поданы возражения.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 18.10.2015 ФИО1 временно ввез на территорию Российской Федерации с территории республики Южная Осетия транспортное средство марки <данные изъяты> года выпуска, идентификационный номер (VIN) - , государственный регистрационный знак принадлежащее на праве собственности ФИО3, по доверенности, выданной 07.09.2015, в зоне деятельности таможенного поста МАПЛ Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни, где им была заполнена пассажирская таможенная декларация в отношении транспортного средства.

В срок до 18.10.2016 указанное транспортное средство не было вывезено с территории Таможенного союза.

Решением по результатам таможенного контроля от 22 марта 2019 года установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства, в связи с чем, произведен расчет таможенных платежей и начислены пени.

1 апреля 2019 ФИО1 направлено уведомление от 29 марта 2019 о неуплаченных суммах таможенных платежей и пени; 30 мая 2019 уведомление от 29 марта 2019 года направлено повторно. В уведомлении установлен срок исполнения обязанности по уплате платежей - 15 рабочих дней со дня получения уведомления.

02.08.2019 года мировым судьей был выдан судебный приказ на взыскание заявленной задолженности.

14.02.2020 определением мирового судьи судебный приказ от 02.08.2019 отменен.

Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза, действующей на дату ввоза транспортного средства, таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Согласно п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории Таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

С 01.01.2018 вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Пунктом 1 статьи 457 ТК ЕАЭС установлено, что в отношении товаров для личного пользования, таможенное декларирование и (или) выпуск которых осуществлены без помещения под таможенные процедуры до вступления ТК ЕАЭС в силу и которые находятся под таможенным контролем на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, с даты вступления в силу ТК ЕАЭС подлежат соблюдению условия, установленные для использования таких категорий товаров, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Пунктом 5 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 статьи 268 ТК ЕАЭС.

Подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза, день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса, считается сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств.

На основании ч.ч.1,5,6 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней производится с плательщиков, лиц, несущих солидарную обязанность с плательщиком по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - лица, несущие солидарную обязанность), а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.

Взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.

Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган.

В силу положений ст. 72 названного Закона пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

На основании ч.ч. 15, 19,20 ст. 73 Федерального закона № 289-ФЗ уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), но не ранее истечения срока исполнения уведомления, к которому направлено такое уточнение.

При неисполнении уведомления (уточнения к уведомлению) в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой.

Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Как следует из п.2 ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу п.4 ст. 11 НК РФ в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

На основании ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу приведенных норм права и обстоятельств настоящего дела, подтвержденных доказательствами районным судом сделан верный вывод о том, что ФИО1 в установленный законом срок не была исполнена обязанность по уплате таможенных платежей в связи с временным ввозом транспортного средства, потому требования таможенного органа о взыскании таможенных платежей и пени основаны на законе. Порядок и сроки взыскания соблюдены. Расчет таможенных платежей и пени является верным, апеллянтом по существу не оспаривается.

Вопреки позиции апеллянта, срок на обращение в суд не пропущен.

На основании п.1 ч.8 ст. 71 Федерального закона № 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней не применяются если уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, предусмотренное статьей 73 настоящего Федерального закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 Кодекса Союза, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Материалами дела подтверждено, что уведомление направлено ФИО1 в установленный законом срок, по истечении срока исполнения которого таможенный орган своевременно обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены с административным иском в суд.

Вопреки доводам апеллянта, доказательств того, что обязанность по уплате таможенных платежей у него прекратилась, последним не представлено.

Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Положения пункта 6 вышеуказанной нормы предусматривают, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно пункту 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 4, 5 пункта 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", возложение обязанности по уплате таможенной пошлины за отсутствующее транспортное средство, выбывшее из владения декларанта помимо его воли, ставит его в неравное положение с другими участниками таможенных правоотношений.

Правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены в ст. 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г.

В частности, пунктом 3 статьи 14 названной Конвенции предусмотрено, что действие режима временного ввоза может быть прекращено по просьбе заинтересованного лица, если это лицо приведет таможенным органам удовлетворительное доказательство полного уничтожения или утраты товаров (включая транспортные средства) вследствие аварии или действия непреодолимой силы. В этом случае лицо, пользующееся льготами, связанными с временным ввозом, будет освобождено от уплаты ввозных пошлин и сборов.

В соответствии с указанным Соглашением от 26 июня 1990 года в п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза установлены случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

В случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный ввоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы (пункт 6 статьи 358 Кодекса).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П, субъекты таможенных отношений имеют возможность должным образом подтверждать, что нарушение таможенных правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне их контроля, при соблюдении ими той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от них в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей.

Как следует из содержания п.37 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. N 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы (далее - авария), судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 283 и пункта 6 статьи 358 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Исходя из доводов апеллянта, временно ввезенное им транспортное средство выбыло из его владения по его воле (передача другому лицу), доказательств обращения ФИО1 в пределах срока временного ввоза в таможенный орган с заявлением о продлении срока, о признании факта аварии, о полном уничтожении транспортного средства не представлено. Отсутствуют и объективные доказательства того, что в результате произошедшего ДТП, автомобиль полностью уничтожен.

Доказательств того, что нарушение требования о вывозе в установленный срок транспортного средства и неуплата таможенных платежей вызваны объективными обстоятельствами, находящимися вне контроля административного ответчика, а также того, что он проявил должную степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях сохранности имущества, апеллянтом не представлено.

Юридически значимые обстоятельства по рассматриваемому делу, подлежащие установлению судом определены в ч.6 ст. 289 КАС РФ, согласно которой при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Эти обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами.

В свою очередь, в соответствии с положениями ч.1 ст. 62 и п.3 ч.2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказать наличие оснований для освобождения от уплаты обязательных платежей и санкций, наличия обстоятельств прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, на которые ссылается ФИО1, возложена на него. Эта обязанность им не исполнена.

Истребование судом по собственной инициативе в соответствии с положениями ст. 63 КАС РФ сведений в органах полиции о лице, которому автомобиль передан после ДТП, не являлось обязательным.

Данный факт сам по себе не имеет правового значения для рассмотрения дела, поскольку не подтверждает невозможность осуществления ФИО1 в срок до 18.10.2016 предусмотренных законом действий как по вывозу транспортного средства, так и по обращению в таможенный орган с заявлением о продлении срока временного ввоза (п.2 ст. 358 ТК ТС), помещении транспортного средства под иные таможенные процедуры, предоставлению доказательств факта полного уничтожения транспортного средства на дату вывоза.

С учетом изложенного, оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда города Новосибирска от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи