ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1454/2022 от 23.05.2023 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-3403/2023

№ 2а-1454/2022

Строка 024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 мая 2023 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,

судей Андреевой Н.В., Доровских И.А.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области к государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области ФИО1 о признании незаконным уведомления от 27 августа 2021 года,

по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Воронежской области на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2022 года.

(судья районного суда Корыпаев Г.В.)

Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области ФИО2, судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда

У С Т А Н О В И Л А :

Администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области ФИО1 о признании незаконным уведомления от 27 августа 2021 года.

В обоснование требований административный истец указал, что 16 августа 2021 года администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обратилась в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером: <адрес> об изменении вида разрешенного использования с «Земельные участки (территории) общего пользования» на условно разрешенный вид использования «Магазины (4.4)».

27 августа 2021 года административным ответчиком было вынесено уведомление № КУВД-001/2021-33694392/1 об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений по заявлению администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.

Считая свои права нарушенными, администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области просила суд признать незаконным уведомление государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) ФИО1 № КУВД-001/2021-33694392/1 от 27 августа 2021 года об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица; обязать государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) ФИО1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца и осуществить государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>

Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2022 года требования администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области удовлетворены в полном объеме (л.д.194, 195-201).

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Воронежской области просит решение Рамонского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение (л.д. 206-207).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый).

Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Рамонскому городскому поселению Рамонского муниципального района Воронежской области на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <адрес> площадью 1146 квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>

14 апреля 2021 года администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обратилась в комиссию по подготовке проектов землепользования и застройки поселений Воронежской области, городского округа город Нововоронеж, Борисоглебского городского округа с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «Магазины (4.4)» (л.д.23).

В адрес администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области поступил проект приказа Департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (л.д. 27-28).

Постановлением главы Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 14 мая 2021 года № 10 «О назначении публичных слушаний по проекту приказа департамента архитектуры и градостроительной деятельности Воронежской области «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» полученный проект приказа был вынесен на публичные слушания (л.д.29-30).

Согласно заключению от 11 июня 2021 года, по результатам публичных слушаний было рекомендовано предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования указанного земельного участка или объекта капитального строительства «Магазины (4.4)» (л.д.33-35).

02 июля 2021 года Департаментом архитектуры и градостроительной деятельности Воронежской области издан приказ № 45-01-04/745 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства» (л.д.36-37).

16 августа 2021 года администрация Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области обратилась в Семилукский межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>

27 августа 2021 года Семилукским межмуниципальным отделом Управления Росреестра по Воронежской области (Рамонский сектор) было вынесено уведомление об отказе в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица № КУВД-001/2021-33694392/1 (л.д.22).

В качестве оснований для отказа в Уведомлении было указано, что в соответствии с законом правообладатель не вправе использовать земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в заявлении. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/0412, магазины - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 квадратных метров (код 4.4), также данный вид разрешенного использования входит в состав вида разрешенного использования «Предпринимательство», который включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1-4.10. Согласно статье 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделен уставом муниципального образования по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, к которому не относится предпринимательская деятельность. Таким образом, изменить вид разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования «магазины» не представляется возможным (л.д.22).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные администрацией Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области требования о признании незаконным уведомления № КУВД-001/2021-33694392/1 от 27 августа 2021 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в совокупности с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что оспариваемое уведомление не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.

Судом первой инстанции установлено, что согласно представленной выписке из ЕГРН от 6 октября 2021 года земельный участок с кадастровым номером № <адрес>

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указано в частях 3, 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка регламентирован статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Особой процедуры изменения вида разрешенного использования и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действующее законодательство не содержит.

Согласно позиции Минэкономразвития России и Росреестра, высказанной ими в частности в письмах от 26 мая 2009 года № Д23-1570, от 22 сентября 2014 года № 14-исх/10686-ГЕ/14 соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являясь не только собственниками предоставляемых в пользование земельных участков, но и органами власти, осуществляющими планирование использования земельных участков, не выбирают, а утверждают виды разрешенного использования земельных участков. Соответственно, основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на соответствующем праве у названных государственных и муниципальных органов и организаций, в связи с изменением вида разрешенного использования наряду с соответствующим заявлением является распорядительный акт уполномоченного органа.

Судом первой инстанции установлено, что департаментом архитектуры и градостроительство Воронежской области принят распорядительный акт – приказ от 2 июля 2021 года № 45-01-04/745 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства».

Земельный участок с кадастровым номером <адрес> в соответствии с Правилами землепользования и застройки Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными решением Совета народных депутатов Рамонского городского поселения от 21 октября 2011 года № 153, (в редакции действующий на дату принятия оспариваемого уведомления), находится в территориальной зоне Ж-1 (жилая зона). Для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предусмотрен вид разрешенного использования «магазины (4.4)». Изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка с «земельные участки (территории) общего пользования», являющегося основным видом, произведено на условно разрешенный вид использования «магазины».

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка принято уполномоченным органом местного самоуправления.

В связи с принятием Закона Воронежской области от 17 декабря 2018 года № 173-ОЗ «О перераспределении полномочий по утверждению правил землепользования и застройки между органами местного самоуправления поселений Воронежской области, городского округа город Нововоронеж. Борисоглебского городского округа и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» и в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от 31 декабря 2014 года №1240 «Об утверждении Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области» департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия по утверждению Правил землепользования и застройки. В комплекс полномочий по утверждению Правил землепользования и застройки в соответствии с главой 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации среди прочего входит полномочие по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, из материалов дела следует, что процедура публичных слушаний, которая должна предшествовать принятию такого распорядительного акта государственного органа, предусмотренная статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена.

Приказ департамента архитектуры и градостроительство Воронежской области от 2 июля 2021 года № 45-01-04/745 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства», которым изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка, незаконным в установленном законом порядке не признан, в порядке самоконтроля не отменялся.

Из положений статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что предпринимательская деятельность не относится к вопросу местного значения.

При этом статья 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит указание на полномочия по созданию условий для обеспечения жителей городского поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (пункт 10 указанной статьи).

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

При этом каких-либо сведений о том, что орган местного самоуправления на спорном земельном участке собирается осуществлять предпринимательскую деятельность, в материалы дела не представлено.

Действия государственного регистратора Семилукского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Воронежской области являются вмешательством в порядок осуществления полномочий органов местного самоуправления и имущественную самостоятельность муниципальных образований и их органов.

Указанная позиция нашла свое отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года № 1256-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО3 на нарушение ее конституционных прав частью 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 58 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», где сказано, что в полномочия государственного регистратора не входит переоценка выводов, содержащихся в официальных документах, принятых государственными или муниципальными органами в пределах их компетенции.

Кроме того, из материалов дела следует, что в Рамонском городском поселении Рамонского муниципального района Воронежской области в документах по планировке территории не содержатся сведения о красных линиях и режиме территорий общего пользования, то есть красные линии на данной территории не устанавливались.

Перечень случаев обязательной разработки проекта планировки территории, включая установление красных линий, предусмотрен пунктом 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка не входит в данный перечень.

Материалы дела не содержат подтверждения, что спорный земельный участок, в соответствии с материалами территориального планирования и градостроительного зонирования расположен на территориях общего пользования соответствующего муниципального образования.

С учетом изложенного оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных администрацией Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области требований в связи с тем, что оспариваемое уведомление № КУВД-001/2021-33694392/1 от 27 августа 2021 года не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы администрации Рамонского городского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Рамонского районного суда Воронежской области от 23 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Воронежской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

судьи коллегии: