БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0020-01-2022-002222-36 33а-4340/2022
(2а-1457/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Белгород 29 сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Колмыковой Е.А., Маликовой М.А.
при секретаре Крюковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи со Старооскольским городским судом Белгородской области административное дело по административному иску Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о признании незаконным бездействия
по апелляционному представлению Старооскольского городского прокурора
на решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Колмыковой Е.А., объяснения прокурора Череповой А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Старооскольский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, поданных в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (т. 2 л.д. 149), просит:
- признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию обустройства улицы Радужной в городе Старый Оскол тротуаром и искусственной неровностью в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605-2006, ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТ Р 51256 и ГОСТ Р 52766-2007, обустройстве сетей центрального водоотведения хозяйственно-бытовых стоков улицы Радужная в городе Старый Оскол;
- возложить на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность обустроить тротуар вдоль улицы Радужной в городе Старый Оскол Белгородской области от пересечения с улицей Домостроителей до пересечения с улицей Хвойной в городе Старый Оскол, а также искусственную неровность в соответствии с проектом организации дорожного движения, утвержденного постановлением администрации Старооскольского городского округа от 25 сентября 2020 года №2130, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- возложить на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области организовать выполнение инженерно-изыскательных работ и разработку проектно-сметной документации на строительство сети центрального водоотведения хозяйственно-бытовых стоков из домовладений по улице Радужной в городе Старый Оскол.
Ссылался на то, что в ходе прокурорской проверки по коллективному обращению жителей улицы Радужная в городе Старый Оскол выявлено отсутствие тротуара на улице Радужная на участке дороги от пересечения с улицей Домостроителей до пересечения с улицей Хвойной, что нарушает требования статей 3, 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.7 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) (ред. от 15 апреля 2020 года).
Также выявлены нарушения пунктов 6.1, 6.2 Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52605-2006. «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 № 295-ст) (ред. от 9 декабря 2013 года), выразившиеся в отсутствии на участке дороги по улице Радужная искусственной неровности для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
В ходе проведенной проверки также было установлено, что сети центрального водоотведения хозяйственно-бытовых стоков по улице Радужная отсутствуют. Строительство близлежащей к выявленным домам самотечной канализации (колодца и сетей) выполнено отдельными собственниками домовладений за счет собственных средств, в дальнейшем данная сеть передана на безвозмездной основе администрации Старооскольского городского округа.
17 сентября 2021 года Старооскольским городским прокурором в адрес главы администрации Старооскольского городского округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения и водоотведения.
По результатам рассмотрения представления по улице Радужная выполнена установка дорожных знаков 5.21 «Жилая зона», 5.22 «Конец жилой зоны», 5.7.1 «Выезд на дорогу с односторонним движением», внесены дополнения в проект организации дорожного движения города Старый Оскол Белгородской области, утвержденный постановлением администрации Старооскольского городского округа от 25 сентября 2020 года №2130, по обустройству искусственной неровности по улице Радужная.
При этом, перечнем расходов на капитальные вложения и проведение капитальных ремонтов по объектам жизнеобеспечения и социально-культурного назначения Старооскольского городского округа затраты на проектирование и строительство сетей центрального водоотведения по улице Радужная, на строительство пешеходного тротуара не предусмотрены и к финансированию предложены не были.
Решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2022 года суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении Старооскольской городской прокурор полагает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда, изложенных в решении, материалам дела, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
На доводы апелляционного представления от администрации Старооскольского городского округа поступили письменные возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции не явились уведомленные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом: представитель административного ответчика администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (посредством личного вручения уведомления под расписку (т. 2 л.д. 218), направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 года, текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде») (т. 2 л.д. 226), заинтересованные лица МКУ «Управление капитального строительства» (заказным письмом, врученным 16 сентября 2022 года) (т.2 л.д. 223), МКУ «Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа» (заказным письмом, врученным 16 сентября 2022 года) (т. 2 л.д. 224), МУП «Старооскольский водоканал» (заказным письмом, врученным 14 сентября 2022 года) (т.2 л.д. 225).
Участники процесса ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, их явка не признана судом обязательной.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения административного дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
На основании части 2 статьи 150, части 6 статьи 226, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в суд участников процесса.
Проверив законность и обоснованность судебного постановления по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со статьей 3 названного Федерального закона автомобильная дорога- объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1); ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (пункт 11); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктам 1, 6 и 11 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статей 11 Устава Старооскольского городского округа, принятого решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 21 февраля 2008 года №24, к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, постановлением главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области № 3122 от 22 сентября 2014 года утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Старооскольского городского округа, в который включена автомобильная дорога по улице Радужная (т. 1 л.д. 13). Согласно перечню автомобильных дорог, автомобильная дорога введена в эксплуатацию в 1992 году, является дорогой V категории, имеет протяженность 0,62 км.
На основании соглашения 8/с от 21 апреля 2020 года «О передаче в безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности Старооскольского городского округа Белгородской области в целях организации выполнения работ по их содержанию и обслуживанию», дополнительного соглашения №1 от 8 февраля 2021 года, заключенных между департаментом имущественных и земельных отношений администрации Старооскольского городского округа и МБУ «Старооскольское городское многоотраслевое производственное объединение коммунального хозяйства», последнему по акту приема-передачи от 21 апреля 2020 года переданы в безвозмездное пользование автомобильные дороги, элементы их обустройства и искусственные дорожные сооружения, являющиеся объектами муниципальной собственности Старооскольского городского округа, для обеспечения содержания, обслуживания и поддержания в надлежащем эксплуатационном состоянии (т. 1 л.д. 53-81).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее также - Федеральный закон «О безопасности дорожного движения») ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Документом, устанавливающим требования к искусственным неровностям, устраиваемым на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений Российской Федерации, для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения, является «ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 11 декабря 2006 года № 295-ст).
Настоящий стандарт распространяется на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации. Стандарт устанавливает общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения (пункт 1).
В силу пункта 4.1.1 ГОСТ Р 52605-2006, искусственные неровности устраивают на отдельных участках дорог для обеспечения принудительного снижения максимально допустимой скорости движения транспортных средств до 40 км/ч и менее.
В соответствии с пунктом 6 указанного Национального стандарта, искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением.
Искусственные неровности устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений. Искусственные неровности допускается устраивать на основе анализа причин аварийности на конкретных участках дорог с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий:
- в начале опасного участка перед детскими и юношескими учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах;
- перед опасными участками дорог, на которых введено ограничение скорости движения до 40 км/ч и менее, установленное знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 5.3.1 «Зона с ограничением максимальной скорости», 5.21 «Жилая зона»;
- перед нерегулируемыми перекрестками с необеспеченной видимостью транспортных средств, приближающихся по пересекаемой дороге, на расстоянии от 30 до 50 м до знака 2.5 «Движение без остановки запрещено»; по всей зоне действия знака 1.23 «Дети» через 50 м друг от друга (п. 6.2).
Анализ информации о состоянии безопасности дорожного движения и выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения входит в компетенцию Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Суду представлены доказательства, подтверждающие, что Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации проводился анализ причин аварийности на конкретном участке дороги с учетом состава и интенсивности движения и дорожных условий, по результатам такого анализа не была установлена необходимость организовать на участке дороги улицы Радужная обустройство искусственной неровностью.
Данное обстоятельство подтверждается ответом начальника ОГИБДД УМВД России по городу Старому Осколу ФИО1 от 15 сентября 2021 года № 11/1642 о результатах обследования улицы Радужная города Старый Оскол, проведенного на основе анализа аварийности участка дороги. Из ответа следует, что улица Радужная не является опасным участком дороги или местом концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, суду не представлены доказательства, подтверждающие необходимость организации на участке дороги улицы Радужная обустройства искусственной неровностью.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований возложения на административного ответчика обязанности организовать на участке дороги, проходящем по улице Радужной города Старый Оскол, обустройство искусственной неровности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, основанным на правильном толковании закона и соответствующим обстоятельствам дела.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст утвержден ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Согласно пункту 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007).
Установив в ходе судебного заседания, что состояние дороги не соответствует ГОСТ Р 52766-2007, требуется проведение ее капитального ремонта, суд первой инстанции посчитал, что данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения иска, поскольку включение конкретной автомобильной дороги в муниципальную программу по ремонту автомобильных дорог производится с учетом лимитов бюджетных ассигнований.
Судебная коллегия считает такие выводы основанными на неправильном применении норм права и установлении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения заявленных требований, несоответствии выводов судов материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Из административного иска следует, что поводом для обращения в суд послужило установление прокурором нарушений прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения по улице Радужная в городе Старый Оскол бездействием администрации муниципального района, выразившемся в ненадлежащем содержании конкретного участка дороги. Требование возложить на администрацию муниципального района обязанность обустроить тротуар вдоль улицы Радужная города Старый Оскол от пересечения с улицей Домостроителей до пересечения с улицей Хвойной города Старый Оскол в соответствии с предписаниями ГОСТ Р 52766-2007 истец связывает с бездействием органа местного самоуправления, незаконность которого подлежит проверке в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающего обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62). При этом возложение судом на административного истца обязанности по доказыванию несоответствия дороги нормативным требованиям противоречит правилам доказывания, установленным статьей 62, частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов (часть 4 статьи 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Классификация устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом «в» части 4 статьи 4 Приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» к комплексу работ капитального ремонта по элементам обустройства автомобильных дорог относится, в том числе устройство тротуаров.
Приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 утвержден Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, определен состав и периодичность работ по определению соответствия комплекса характеристик технического уровня автомобильной дороги и ее эксплуатационного состояния, обеспечивающего требуемые потребительские свойства автомобильной дороги, полученного на основании результатов комплекса работ по обследованию, сбору и анализу информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования автомобильной дороги, о наличии повреждений ее элементов и причин их появления, о характеристиках транспортных потоков (далее - диагностика), требованиям технических регламентов (п. 1).
Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог (далее - обследование). Допускается проведение оценки технического состояния автомобильных дорог на основании результатов обследования, выполненного иными лицами с разрешения владельцев автомобильных дорог (пункт 3).
При оценке технического состояния автомобильных дорог осуществляются следующие виды обследования: 1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3 - 5 лет со дня проведения первичного обследования; 2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится); 3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) (пункт 4).
По результатам оценки технического состояния владельцем автомобильной дороги: 1) устанавливается соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов; 2) обосновывается возможность движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам (пункт 6).
Однако соответствующего акта органом местного самоуправления или уполномоченной организации, подтверждающего соответствие спорного участка дороги техническим регламентам и иным нормативным документам, в том числе требованиям ГОСТ Р 52766-2007 в материалы дела не представлено.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 51 Обзора судебной практики № 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 апреля 2021 года, обратил внимание на необходимость при рассмотрении административного искового заявления о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильной дороги местного значения, устанавливать фактические обстоятельства, связанные с техническим состоянием дороги, выполнением собственником (владельцем) обязанности по ее ремонту и содержанию.
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии незаконного бездействия со стороны Администрации является преждевременным, основанным на неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Административные исковые требования о необходимости обустроить тротуар вдоль улицы Радужная города Старый Оскол основаны на результатах проведенной прокуратурой проверки исполнения администрацией Старооскольского городского округа Белгородской области законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Заявленные прокуратурой недостатки могли быть подтверждены либо опровергнуты только результатами оценки технического состояния владельца автомобильной дороги.
Государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 13.1 Закона № 257-ФЗ).
Выполнение задач и реализация принципов, установленных указанным выше нормативным регулированием, осуществляется, в том числе, при проведении соответствующих процедур в сфере государственного контроля и надзора.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Судом установлено, что автомобильная дорога по улице Радужная города Старый Оскол является дорогой общего пользования местного значения, находится в собственности Старооскольского городского округа Белгородской области. Технический паспорт на указанную дорогу отсутствует, оценка технического состояния дороги не проводилась.
Пунктом 78 Правил подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса России от 30 июля 2020 года № 274, предусмотрено, что Правила подготовки документации по организации дорожного движения (ПОДД) должны содержать ряд адресных ведомостей, в том числе ведомость размещения пешеходных дорожек, тротуаров. Ведомость должна включать перечень участков дорог с указанием для каждого из них: месторасположения пешеходных дорожек, тротуаров в плане дороги (с привязкой к адресу дороги или населенного пункта и указанием начала и конца), расположения по ширине дороги (справа, слева), протяженности (в метрах), пометки о наличии пешеходных дорожек, тротуаров, о требовании по их реконструкции или новому строительству (имеется, требуется реконструкция, требуется строительство).
Такой документ административным ответчиком не представлен.
Учитывая изложенное, администрация Старооскольского городского округа в соответствии с положениями пунктов 4, 6 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса России от 7 августа 2020 года № 288 обязана провести оценку технического состояния автомобильной дороги общего пользования по улице Радужная города Старый Оскол для установления соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
Требования в части возложения на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области организовать выполнение инженерно-изыскательных работ и разработку проектно-сметной документации на строительство сети центрального водоотведения хозяйственно-бытовых стоков из домовладений по улице Радужной в городе Старый Оскол судом первой инстанции признаны необоснованными, поскольку действующее законодательство допускает, что на территориях поселений система централизованного водоснабжения может отсутствовать, и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 12.1, 12.2 СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденного приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года №1034/пр (Водоснабжение и канализация), проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Согласно пункту 4.1 СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85, утвержденного Приказом Минстроя России от 25 декабря 2018 года № 860/пр (редакция от 27 декабря 2021 года), проектирование систем водоотведения (канализации) поселений, городских округов должно осуществляться на основании генеральных схем и проектов районной планировки и застройки поселений, городских округов и размещения промышленных предприятий, с учетом требований к очистке сточных вод, климатических условий, рельефа местности, геологических, гидрологических, экологических условий и других факторов.
Проекты схем водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, городского округа. При этом следует учитывать существующие и планируемые схемы водоснабжения, энергоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения.
Из приведенных норм не следует, что организация централизованной системы водоотведения в поселениях является обязанностью, которая должна быть исполнена в течение какого-либо определенного времени с момента введения соответствующего правового регулирования и которая может быть возложена на органы местного самоуправления в судебном порядке.
При этом законодательством не исключается, что в границах различных муниципальных образований централизованной системы водоотведения (как и системы водоснабжения) может не иметься и что в этом случае применяются правила сбора и вывоза отходов, установленные для неканализированных домовладений (нецентрализованная система водоотведения).
Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», которым закреплены требования, которым должно отвечать жилое помещение, указано, что жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12).
Таким образом, действующее законодательство допускает, что на территориях поселений система централизованного водоснабжения может отсутствовать и предусматривает для этих случаев специальные правила вывоза жидких отходов с неканализированных объектов.
Из изложенного выше следует, что организация водоотведения индивидуального жилого дома путем устройства автономной канализации (индивидуального накопителя сточных вод) является надлежащим и соответствующим нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территориях поселений возможно, однако оно осуществляется в соответствии с установленным Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» порядком, согласно которому органы местного самоуправления утверждают схемы водоснабжения и водоотведения поселений (статья 38), после чего происходит утверждение инвестиционных программ, которые, в том числе должны содержать перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы и т.д. (статья 40).
Постановлением администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 23 июля 2021 года № 1756 утверждена актуализированная (откорректированная) схема водоснабжения и водоотведения Старооскольского городского округа на период до 2030 года (включительно), решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 28 июня 2019 года № 245, утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2019 - 2028 годы (включительно) (далее – Программа).
Программа разработана в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Генерального плана Старооскольского городского округа.
Утвержденная Программа является документом, на основании которого органы местного самоуправления и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности принимают решение о подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства (объекты производственного назначения - головные объекты систем коммунальной инфраструктуры и линейные объекты систем коммунальной инфраструктуры), о подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта перечисленных объектов капитального строительства.
Целью разработки Программы является обеспечение надежности, качества и эффективности работы коммунального комплекса в соответствии с планируемыми потребностями развития Старооскольского городского округа на период 2019 - 2028 годы. Программа представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления перечень мероприятий, направленных на обеспечение функционирования и развития коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа.
Решение об утверждении указанной программы не оспорено и не отменено.
Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 30 декабря 2019 года № 38/16, утверждена инвестиционная программа МУП «Старооскольский водоканал» по развитию системы водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2020 - 2022 годы.
На 2022 год расходы на проектирование и строительство сетей центрального водоотведения по улице Радужная города Старый Оскол не предусмотрены.
Согласно пункту 28 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана).
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.
Таким образом, вопреки доводам апелляционного представления каких-либо предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области обязанности организовать выполнение инженерно-изыскательных работ и разработку проектно-сметной документации на строительство сети центрального водоотведения хозяйственно-бытовых стоков из домовладений по улице Радужной в городе Старый Оскол не имеется, в связи с чем решение суда в данной части является законным и обоснованным.
В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое административным истцом решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене в части отказа в признании незаконным бездействия администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию обустройства улицы Радужной в городе Старый Оскол тротуаром.
В статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержащей в части 3 требования к резолютивной части решения об удовлетворении административного искового заявления, установлено, что суд указывает на обязанность принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на устранение иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в том случае, если в этом имеется необходимость.
В отмененной части судебная коллегия полагает необходимым принять новое решение о признании незаконным бездействия администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию обустройства улицы Радужная в городе Старый Оскол тротуаром в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) (ред. от 15 апреля 2020 года), возложить на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность произвести оценку технического состояния автомобильной дороги по улице Радужная города Старый Оскол Белгородской области для установления соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям технических регламентов.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309, пунктом 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2022 года по административному делу по административному иску Старооскольского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Старооскольского городского округа Белгородской области (ИНН <***>) о признании незаконным бездействия отменить в части отказа в признании незаконным бездействия администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившегося в непринятии мер, направленных на организацию обустройства улицы Радужная в городе Старый Оскол тротуаром в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) (ред. от 15 апреля 2020 года).
В указанной части принять новое решение. Признать незаконным бездействие администрации Старооскольского городского округа Белгородской области, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию обустройства улицы Радужная в городе Старый Оскол тротуаром в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52766-2007. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст) (ред. от 15 апреля 2020 года).
Возложить на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области обязанность произвести оценку технического состояния автомобильной дороги по улице Радужная города Старый Оскол Белгородской области для установления соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов.
В остальной части решение Старооскольского городского суда Белгородской области от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление Старооскольского городского прокурора – без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Старооскольский городской суд Белгородской области.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Определение10.10.2022