ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1459/2022 от 31.05.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Бусыгин Д.А. УИД 16RS0051-01-2021-023999-60

дело в суде первой инстанции № 2а-1459/2022

дело в суде апелляционной инстанции № 33а-6930/2022 Учет №024а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Куляпина Д.Н.

судей Моисеевой Н.Н., Нуриахметова И.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пашаевой Э.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда города Казани от 4 февраля 2022 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании действий незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 – ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по Республике Татарстан - ФИО4 и представителя ФИО5 – ФИО6, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО2, Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании действий незаконными и понуждении к устранению допущенных нарушений.

В обосновании заявленных требований указано, что между административным истцом и ФИО5 был заключен договор купли-продажи объектов недвижимости, а именно земельного участка, общей площадью .... кв. м., с кадастровым номером ...., садового дома №2, площадью .... кв. м., с кадастровым номером ...., а также бани, общей площадью .... кв. м., с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>

Как указывает административный истец, расчет между сторонами произведен полностью до подписания договора. Одновременно, при заключении договора между сторонами подписан передаточный акт, согласно которого покупатель принял земельный участок и все находящиеся на нем строения.

При этом, административный истец указывает, что уведомлением государственного регистратора ФИО2 от 29 октября 2021 года государственная регистрация права была приостановлена в связи с предоставлением ФИО5 29 октября 2021 года заявления о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости.

Административному истцу в срок до 26 ноября 2021 года было предложено предоставить заявление о прекращении государственной регистрации. Административный истец документы в адрес административного ответчика не представил, ввиду чего, 30 ноября 2021 года государственный регистратор ФИО2 приняла решение об отказе в государственной регистрации прав, указав, что причины приостановления государственной регистрации прав не устранены: ФИО1 не предоставлено заявление на прекращение регистрации.

ФИО1 считает данное решение незаконным, поскольку оно затрагивает его права. Так, оспариваемое решение, по мнению административного истца не имеет ссылок на нормативно-правовые акты, кроме того, отказ государственного регистратора не соответствует требованиям закона, предусматривающего исчерпывающий перечень причин и оснований для отказа в государственной регистрации прав, делает невозможным для административного истца устранение выявленных недостатков в ходе проведения правовой экспертизы, поскольку, ссылки на такие недостатки отсутствуют. Полагает, что отказ в государственной регистрации является немотивированным.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконными действия Управления Росреестра по Республике Татарстан, выразившееся в отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности, перехода права в отношении зданий с кадастровыми номерами .... и в отношении земельного участка с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес> и возложить на административного ответчика обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности.

Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении административного иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований. Административный истец указывает, что государственным регистратором неправильно применены нормы материального права. По мнению апеллянта, в обжалуемом решении нет доводов и ссылок на нормативные акты, позволявшие бы продавцу недвижимого имущества отказаться от взятых на себя по договору купли-продажи обязательств после фактического совершения сделки, получения денежных средств в полном объеме и передачи имущества по акту приема-передачи в пользование покупателя. Административный истец указывает, что причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, указанных в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», судом установлено не было.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица ФИО5 – ФИО6 указал, что государственный регистратор действовал обоснованно и в рамках предоставленных ему полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 указала, что перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав и сроков такого приостановления предусмотрен статьей 26 Закона о регистрации. Если в течении срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, государственный регистратор принимает решение об отказе в осуществлении государственной регистрации в соответствии со статьей 27 Закона о регистрации. Перечень оснований для приостановления или отказа является исчерпывающим.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 – ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан ФИО4 просила решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное. Дополнительно пояснила, что на основании пункта 41 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный регистратор приостановила государственную регистрацию права собственности. При этом государственный регистратор, также ссылалась на часть 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», где ФИО1 было предложено представить такое же заявление, как у ФИО5 о прекращении государственной регистрации перехода права собственности. Поскольку такое заявление от ФИО1 не поступило, государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности.

Представитель заинтересованного лица ФИО5 – ФИО6 поддержал действия государственного регистратора и вынесенное решение суда. Дополнительно пояснил, что ФИО1 в свою очередь должен был обжаловать уведомление о приостановлении государственной регистрации прав, так как государственный регистратор действовал в рамках закона, поскольку от ФИО5 поступило заявление о прекращении государственной регистрации перехода права собственности.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данным Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пунктам 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26 октября 2021 года ФИО1 и ФИО5 обратились в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлениями о государственной регистрации права, перехода права №...., №...., №...., в отношении зданий с кадастровыми номерами: .... и земельного участка с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>

Вместе с заявлением были предоставлены следующие документы: договор купли-продажи объектов недвижимости от 26 октября 2021, заключенный между ФИО5 (продавец) и ФИО1 (покупатель); передаточный акт от 26 октября 2021 года, квитанция об оплате государственной пошлины от 26 октября 2021 года.

29 октября 2021 года в Управление Росреестра по Республике Татарстан ФИО5 было подано заявление №...., №.... о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости.

Из материалов дела следует, что 29 октября 2021 года Управлением Росреестра по Республике Татарстан было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в связи с тем, что ФИО5 было подано заявление о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости, тогда как сторонами сделки выступают ФИО5 и ФИО1

При этом, заявление от ФИО1 на прекращение регистрации не представлено.

В этой связи административному истцу было предложено устранить выявленные недостатки в срок до 26 ноября 2021 года. Данное решение было доведено до сведения административного истца путем направления ему соответствующего уведомления.

30 ноября 2021 года Управлением Росреестра по Республике Татарстан принято решение об отказе в государственной регистрации права в связи с тем, что не представлено заявление от административного истца о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение от 30 ноября 2021 года является законным и обоснованным, поскольку при проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию сторонами договора, было установлено, что 29 октября 2021 года ФИО5 было представлено заявление №...., №.... о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости, тем самым ФИО5 отказалась от ранее поданного своего заявления о проведении государственной регистрации права и перехода права на основании представленных документов.

При этом суд первой инстанции указал, что государственная регистрация права была приостановлена по основанию, которое предусмотрено законом (пункт 41 части 1 статьи 26 Закона о регистрации) и административному истцу было предложено устранить выявленные недостатки и в срок до 26 ноября 2021 года предоставить в регистрирующий орган заявление о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в предусмотренный срок дополнительные документы административным истцом предоставлены не были, следовательно, административными соответчиками законно принято оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», ввиду отсутствия заявления ФИО1 о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации.

Относительно доводов представителя административного истца о том, что государственный орган был обязан провести государственную регистрацию перехода права собственности на основании первоначально поданных документов, суд первой инстанции отметил, что государственный регистратор прав действовала обоснованно и в рамках предоставленных ей полномочий. Первоначально поданные документы не могли быть рассмотрены, поскольку ФИО5 было заявлено об отказе от заявления о проведении государственной регистрации перехода права собственности. Проведение государственной регистрации перехода права собственности на основании заявления только ФИО1, от которого он не отказался, противоречило бы закону. Решение о приостановлении государственной регистрации права, и в последующем решение об отказе в государственной регистрации права принято в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом судом первой инстанции так же было отмечено, что ввиду отказа в удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным, у суда не имеется правовых оснований для понуждения административных соответчиков к совершению определенных действий.

В этой связи судебная коллегия отмечает следующее.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (часть 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

В силу пункта 3 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ, осуществляется по заявлению сторон договора.

Как следует из материалов дела, 26 октября 2021 года через Советский отдел государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан» в адрес Управления Росреестра по Республике Татарстан обратились ФИО5 и ФИО1 с заявлениями о государственной регистрации права, перехода права собственности №...., №...., №...., в отношении зданий с кадастровыми номерами: ...., .... и земельного участка с кадастровым номером ...., расположенных по адресу: <адрес>

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права, перехода права собственности был представлен договор купли-продажи объектов недвижимости от 26 октября 2021 года, заключенный между ФИО5 и ФИО1

29 октября 2021 года ФИО5 были представлены заявления №...., №.... о прекращении государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости и регистрация была приостановлена с вынесением уведомления от 29 октября 2021 года N .... со ссылкой на часть пункт 41 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сроком до 29 ноября 2021 года.

Согласно пункту 41 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для приостановления регистрации является, в том числе не представление заявления всеми сторонами договора о прекращении регистрации такового договора и (или) прав на его основании и возврате документов без проведения государственной регистрации прав, то есть решение о приостановлении регистрации также принято обоснованно и является законным.

Согласно части 8 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в пункте 41 части 1 настоящей статьи, приостанавливается на срок не более чем один месяц.

В силу статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 29 октября 2021 года ФИО1 было предложено представить заявление о прекращении государственной регистрации права, перехода права собственности, поскольку сторонами сделки являются ФИО5 и ФИО1

30 ноября 2021 года государственным регистратором было принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности, перехода права на вышеуказанные объекты недвижимости, посредством вынесения уведомления об отказе государственной регистрации прав №...., на основании статьи 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что в срок не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, в том числе согласно пункту 41 части 1 статьи 26 вышеназванного Федерального закона.

Судебная коллегия отмечает, что отказ основан на отсутствии заявления о прекращении регистрации сделки от всех участников сделки, но данное основание являлось основанием для приостановления регистрации в целях выяснения намерений другой стороны сделки, покупателя ФИО1, и предоставления ему возможности также обратиться с заявлением о прекращении регистрации, подтвердив обоюдное намерение о прекращении регистрации, однако ФИО1 такое заявление не подавал, отсутствие такого заявления свидетельствует о том, что ФИО1 не поддерживал намерения ФИО5 прекратить регистрацию сделки и, следовательно, основание для приостановления процедуры регистрации отпало по истечении срока приостановления, далее регистрация сделки должна была быть продолжена, либо в уведомлении об отказе в регистрации должно было быть указано иное основание для отказа.

Судебная коллегия отмечает, что статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

При этом, согласно пункту 1 статьи 31 Закона N 218-ФЗ до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В пункте 2 статьи 31 Закона N 218-ФЗ указано, что заявление о прекращении государственной регистрации прав на основании договора и о возврате документов без осуществления государственной регистрации прав должно быть представлено всеми сторонами договора либо нотариусом в случае, если заявление о государственной регистрации прав представлено нотариусом.

Таким образом, Управление Росреестра по РТ не имело право принимать решение об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимости, указанные в заявлении сторон договора ФИО5 и ФИО1 от 26 октября 2021 года, по указанным в нем основаниям и в отсутствии заявления ФИО1 о прекращении регистрации договора.

При этом судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на основании заявления сторон договора от 26 октября 2021 года, в связи с отсутствием у суда права предрешать существо решений, которые должны быть приняты органом регистрации прав, равно как и вмешиваться в деятельность данного органа, подменяя своими решениями уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

На основании изложенного, Управлению Росреестра по РТ в процессе проведения правовой экспертизы необходимо установить, соблюдены ли заявителями требования законодательства и предоставлены ли все документы, достаточные для проведения регистрационных действий.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Советского районного суда города Казани от 4 февраля 2022 года подлежит отмене с принятием нового решения по данному административному делу, которым следует признать незаконными действия Управления Росреестра по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 30 ноября 2021 года №.... и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.

Руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Казани от 4 февраля 2022 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Управления Росреестра по Республике Татарстан об отказе в государственной регистрации прав, выраженные в уведомлении об отказе в государственной регистрации прав от 30 ноября 2021 года №.... и возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав административного истца.

В остальной части требований о возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности ФИО1 – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 2 июня 2022 года

Определение02.06.2022