ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1478/19 от 23.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

судья – Швецова С.И. дело № 33а- 8042/2020

(2а- 1478/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июня 2020 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Цехомская Е.В.

судей: Суслова К.К., Сидорова В.В.

по докладу судьи Суслова К.К.

при ведении протокола

помощником Черниковым О.Ю.

слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кореновского района к администрации муниципального образования Кореновский район с апелляционной жалобой административного ответчика на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 11.11.2019г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия –

установила:

Административный истец - прокурор Кореновского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Муниципального образования Кореновский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, по созданию мест (площадок), накопления твердых коммунальных отходов и ведению их реестраРешением Кореновского районного суда Краснодарского края от 06.06.2019г. отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Решением Кореновского районного суда Краснодарского края от 11.11.2019г. постановлено признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Кореновский район по непринятию мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Кореновского района (за исключением Платнировского сельского поселения), созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, крупногабаритных отходов, в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципальных образований сельских поселений Кореновского района, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Обязать администрацию муниципального образования Кореновский район пределить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Кореновского района; осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Кореновского района (за исключением Платнировского сельского поселения) в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"; создать и содержать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципальных образований, а также законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов н ведения их реестра" и иного законодательства Российской Федерации, Краснодарского края; создать места складирования крупногабаритных отходов различными способами: либо в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и довести указанную информацию до сведения жителей сельских поселений Кореновского района в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.

Не согласившись с решением суда от 11.11.2019г., административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Считает, что судом первой инстанции неверно установлены все обстоятельства по делу, выводы суда противоречат полученным доказательствам. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что администрацией не предпринимались надлежащие меры по определению схемы размещения мест накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Кореновского района и не создано мест для накопления указанных отходов. Судом нарушены нормы процессуального и материального права. В своей жалобе представитель указал обстоятельства, которые были предметом исследования в суде первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора района Тыщенко Ю.Е. просил оставить обжалуемое решение суда без изменения.

В суд апелляционной инстанции прокурор, участвующий в деле, Клетной В.Б. направил заключение об обоснованности вынесенного решения суда от 11.11.2019г., просил оставить его без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений.

В части 3 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а также в ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-K3 "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" определены вопросы местного значения сельских поселений, в числе которых п. 18 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ отсутствует.

В силу п. 14 ч.1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения закреплены в ч. 2 ст. 5 Закона Краснодарского края от 13.03.2000 N 245-КЗ (ред. от 05.10.2018) "Об отходах производства и потребления", п. 11 ч. 1, п. 14 ч. 3 ст. 8 Устава муниципального образования Кореновский район, принятого решением Совета муниципального образования Кореновский район от 29 марта 2017 года № 198 (в редакции от 18 мая 2018 года № 383, от 31 октября 2018 года № 437, от 29.05.2019 № 528).

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют вышеуказанные полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом Краснодарского края.

В силу п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ).

Пунктом п.13 Правил обустройства на орган местного самоуправления возложена обязанность в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещать на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона, а также Правил обустройства администрацией муниципального образования Кореновский район схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для сельских поселений не определены в установленном порядке, не осуществляется ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением Платнировского сельского поселения), места (площадки) накопления ТКО не созданы и не обустроены.

Несмотря на то, что Правила обустройства вступили в силу с 01.01.2019, администрацией муниципального образования Кореновский район до настоящего времени заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (за исключением Платнировского сельского поселения) не направлены для согласования в ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Кореновском, Динском, Выселковском, Усть-Лабинском районах, что противоречит п. 6 Правил обустройства.

В п. 2 раздела I Правил «Общие положения» закреплено понятие "крупногабаритные отходы", под которыми понимаются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.

В нарушение п. 6 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, пп. 11-12 Правил администрацией муниципального образования Кореновский район не созданы условия для складирования крупногабаритных отходов на территории сельских поселений Кореновского района, отсутствуют специальные площадки либо бункеры для складирования таких отходов.

На сайте администрации муниципального образования Кореновский район в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует информация о местах нахождения бункеров, расположенных на контейнерных площадках, либо специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, таким образом, до населения соответствующая информация не доведена.

Согласно ч. 1 ст. 34 Устава муниципального образования Кореновский район администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Кореновский район, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края.

В соответствии с п. 11, п. 12 ст. 39 Устава муниципального образования Кореновский район администрация в качестве осуществления полномочий в области коммунально-бытового обслуживания населения, защиты прав потребителей создает и содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определяет схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В целях устранения выявленных нарушений законов об отходах производства и потребления прокурором района 01.03.2019 главе муниципального образования Кореновский район внесено представление <№..>. Однако выявленные нарушения указанного законодательства до настоящего времени администрацией муниципального образования Кореновский район в полном объеме не устранены.

В суде первой инстанции допрошен в качестве специалиста - специалист МО Кореновский район Ташков Д.Н., который показал, что работа по созданию мест (площадок) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов ведется, так как во всех сельских поселениях Кореновского района имеются таблички, где указаны места сбора этих отходов.

Вместе с тем, существующие в Краснодарском крае мусоросборочные предприятия оборудованы машинами для сбора мусора через евроконтейнеры, которые в виду их дороговизны, на территории МО Кореновский район не используются, в связи с этим, эти компании отказываются заключать с администрацией МО Кореновский район соответствующие договора по вывозу этих отходов, но существуют специальные площадки по хранению мусора, которые не могут своевременно принять большой объем мусора.

Кроме того, отсутствует региональный оператор по Кореновскому району на которого возложена обязанность по определению мест складирования и вывозу твердых бытовых отходов.

Также изменились тарифы на вывоз мусора, в связи с чем, администрация МО Кореновский район не могла заложить расходы по вывозу твердых бытовых отходов в бюджет на текущий год, а население уклоняется от ежемесячной оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов.

Суд первой инстанции обоснованно отнесся критически к доводам представителя административного ответчика о якобы наличии объективных причин в неисполнении требовании действующего законодательства, по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению их реестра, по причине отсутствия регионального оператора, уклонении мусоросборочных компаний от заключения контрактов на вывоз мусора, по причине отсутствия на территории Кореновского района евро-контейнеров по уборке мусора, так как, в администрации Платнировского сельского поселения Кореновского района требования действующего законодательства исполняются в полном объеме: имеются места (площадки ) по сбору и накоплению твердых коммунальных отходов, ведению их реестра.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования административного истца.

При вынесении обжалуемого решения суда, нарушений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим изменению или отмене.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия -

определила:

решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 11.11.2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий: Цехомская Е.В.

Судьи: Сидоров В.В.

Суслов К.К.