ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-148/2022 от 23.08.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Агуреев А.Н. УИД 39RS0006-01-2022-000099-60

Дело № 2а-148/2022

33а-3539/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2022 года по делу № 33а-3539/2022

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Ольховского В.Н.,

судей Мариной С.В., Яковлева Н.А.,

при секретаре Сухановой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства градостроительной политики Калининградской области на решение Балтийского городского суда Калининградской области от 26 апреля 2022 года по административному делу по административному иску Гусева ФИО1 к Министерству градостроительной политики Калининградской области о признании незаконными решения об отказе в принятии к рассмотрению запроса о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта; об обязании повторно рассмотреть заявление.

Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области Ижутиной В.С., поддержавшей доводы жалобы, представителя Гусева Е.И. – Герасименко М.В., полагавшей, что жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гусев Е.И. обратился с административным иском к Агентству по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области и просит признать незаконным решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, содержащееся в письме от 19 ноября 2021 года ; обязать повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, а именно: «Балтийского центра оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером .

В обоснование требований Гусев Е.И. ссылается на то, что 18 ноября 2021 года через многофункциональный центр обратился в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Балтийского центра оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером . Решением Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, содержащемся в письме от 19 ноября 2021 года , в принятии к рассмотрению заявления о получении разрешения на ввод в эксплуатацию названного объекта отказано со ссылкой на то, что разрешение на строительство от 26.12.2012 выдано администрацией муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» и в порядке, установленном пунктами 21.5 – 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, изменения в разрешение на строительство в связи со сменой правообладателя, не вносились; указано, что с заявлением о вводе в эксплуатацию рассматриваемого объекта должно обратиться ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам». Кроме этого, указано на отсутствие всех требуемых документов.

Административный истец считает отказ незаконным и нарушающим его права, так как по смыслу ст. 55 ГрК РФ отказ в принятии к рассмотрению запроса о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта действующим градостроительным законодательством не предусмотрен, поэтому уполномоченный орган обязан рассмотреть и принять решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения.

Кроме этого, административный истец ссылается на то, что постановлением администрации муниципального образования городское поселение «Город Балтийск» от 05.05.2017 № 293 земельный участок с кадастровым номером , площадью 4588 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов Балтийского муниципального района по адресу: , с разрешенным использованием – под размещение административного здания, с фактическим – под строительство административного здания Центра оказания помощи инвалидам, предоставлен ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» в аренду сроком до 01.05.2020 для завершения строительства. При этом, 15 марта 2013 года между ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» и Гусевым Е.И. был заключен инвестиционный контракт по строительству административного здания ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам», состоящего из 8 блоков, расположенного по адресу: , в соответствии с которым Гусев Е.И., являясь инвестором и застройщиком, обеспечивал на земельном участке иного правообладателя - ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам», строительство указанного объекта. Поэтому в пункте 2.1 контракта предусмотрена обязанность ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» передать Гусеву Е.И. (инвестору) блок рецепции. В связи с тем, что административный истец не приобрел прав на данный земельный участок, внесение изменений в разрешение на строительство не требовалось. В то же время, Гусеву Е.И. согласно выписки из ЕГРН от 06.09.2016 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства – блок рецепции, площадью застройки 139,3 кв.м, степенью готовности объекта 60%, расположенный по адресу: Россия, .

Административный истец считает, что, приложив к заявлению технический план объекта, где имеется копия разрешения на строительство от 26.12.2012; выписки из ЕГРН на данный объект недвижимости и земельный участок с кадастровым номером ; техническое описание объекта, - он исполнил требования ч. 3 ст. 55 ГрК РФ, а административный ответчик в силу ч.ч. 3.2, 3.4 ст. 55 ГрК РФ самостоятельно должен был запросить необходимые документы для решения вопроса о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Поскольку Указом Губернатора Калининградской области от 30.11.2021 г. № 99 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области реорганизовано в форме преобразования в Министерство градостроительной политики Калининградской области, с передачей ему функций преобразуемого Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в частности, по координации деятельности в сфере градостроительства и по оказанию государственных услуг, суд в порядке ст. 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), произвел замену Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области надлежащим ответчиком - Министерством градостроительной политики Калининградской области.

Судом вынесено решение, которым административный иск Гусева ФИО2 удовлетворён. Признано незаконным решение Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области об отказе Гусеву ФИО3 в принятии к рассмотрению заявления о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Балтийский центр оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером , изложенное в сообщении от 19 ноября 2021 года ; Министерство градостроительной политики Калининградской области, как правопреемник Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, обязано в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и законных интересов Гусева ФИО4 путём рассмотрения его заявления о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Балтийский центр оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером , по существу и направить это решение Гусеву ФИО5, о чём сообщить суду в тот же срок.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления. Оспариваемое административным истцом решение принято уполномоченным органом в пределах компетенции и в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, прав и охраняемых законом интересов истца не нарушает, поскольку Гусев Е.И. вправе обратиться в уполномоченный орган и в установленном законом порядке внести изменения в разрешение на строительство, а впоследствии – обратиться с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию.

Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, доводы жалобы – без удовлетворения.

Установлено, что Гусев Е.И. с 05.09.2016 г. является собственником объекта незавершенного строительства – блока рецепции, площадью застройки 139,3 кв.м, степенью готовности 60 %, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , номер государственной регистрации права , что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.7).

18 ноября 2021 года Гусев Е.И. в лице своего представителя Жукова Н.А. через многофункциональный центр обратился в Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области с письменным заявлением на получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Балтийский центр оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером . К заявлению прилагались: копии паспортов Гусева Е.И. и его представителя Жукова Н.А., доверенность представителя от 18.06.2021; Разрешение на строительство серии от 26.12.2012; Технический план объекта и Техническое описание объекта от 29.10.2021 (л.д. 31).

По результатам рассмотрения данного заявления Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области направило Гусеву Е.И. решение от 19 ноября 2021 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса о получении разрешения на ввод в эксплуатацию указанного объекта согласно п. 44 Административного регламента, сославшись на то, что разрешение на строительство от 26.12.2012 серии выдано администрацией муниципального образования городского поселения «Город Балтийск» ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» и изменения в это разрешение на строительство в связи со сменой правообладателя в порядке, установленном пунктами 21.5 – 21.15 статьи 51 ГрК РФ, не вносились. Кроме этого, указано, что в составе предоставленных документов отсутствуют: правоустанавливающий документ на земельный участок; разрешение на строительство (либо реквизиты); градостроительный план земельного участка, послуживший основанием для выдачи разрешения на строительство (либо реквизиты); акт приемки объекта капитального строительства; акт, подтверждающий соответствие параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство; акт о подключении (технологическом присоединении) построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (при наличии); схема, отображающая расположение построенного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочная организация земельного участка, подписанная лицом, осуществляющим строительство, на бумажном носителе, а также на электронном носителе для передачи в целях размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на электронном носителе (диск) в формате GKUOKS и на бумажном носителе. Также указано, что с заявлением о вводе в эксплуатацию рассматриваемого объекта должно обратиться ООО «Балтийский центр оказания помощи инвалидам» (л.д. 35).

Как видно из материалов дела, Указом Губернатора Калининградской области от 30.11.2021 № 99 Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области реорганизовано в форме преобразования в Министерство градостроительной политики Калининградской области, с передачей ему функций преобразуемого Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, в частности, по координации деятельности в сфере градостроительства и по оказанию государственных услуг, следовательно, отвечать по заявленным требованиям должно Министерство градостроительной политики Калининградской области.

Законодательство о градостроительной деятельности согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу (часть 3 статьи 3 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом» или Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).

Из анализа положений статьи 55 ГрК РФ следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена обязанность по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, вправе: выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию либо отказать в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением положений, регулирующих порядок подачи уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома).

Согласно подпункту 10 пункта 11 главы 2 Положения о Министерстве градостроительной политики Калининградской области (далее также – Министерство), утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 03 марта 2022 года № 107, Министерство осуществляет полномочия по выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Калининградской области «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области», постановлением Правительства Калининградской области от 24.06.2011 № 462 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти Калининградской области» приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 26.05.2017 № 73 был утвержден Административный регламент предоставления Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, правопреемником которого является административный ответчик, государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства) (далее – Административный регламент), действовавший на момент возникновения спорных правоотношений.

В пункте 28 Административного регламента указано, что предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 19.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности.

Согласно пункту 21 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги по выдаче Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

выдача заявителю Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

отказ в выдаче заявителю Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако, Агентством по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в результате рассмотрения заявления Гусева Е.И. о выдаче разрешения на ввод указанного выше объекта в эксплуатацию отказано в его принятии к рассмотрению согласно пункту 44 Административного регламента, где, в частности, в подпункте 4 указано, что основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги согласно пункту 29 Административного регламента, является отсутствие в заявлении о предоставлении государственной услуги информации и реквизитов документов, перечисленных в подпунктах 2, 3, 4 и 9 пункта 29 Административного регламента, в случае, если документы не представлены заявителем самостоятельно.

К перечисленным документам названным пунктом 29 Административного регламента отнесены: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута; градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка; разрешение на строительство; заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации требованиям проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Между тем, статьей 55 ГрК РФ, положениям которой не должен противоречить пункт 44 Административного регламента, не предусмотрено такого результата рассмотрения заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, как отказ в принятии к рассмотрению заявления.

Более того, указанные в подпунктах 2, 3, 4 и 9 пункта 29 Административного регламента, указаны в п.1 ч.6, ч.3 ст. 55 ГрК РФ как основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а не как основания для отказа в принятии к рассмотрению заявления, на что в оспариваемом сообщении сослался административный ответчик.

Кроме того, положения пункта 44 Административного регламента не согласуются с требованиями пункта 21 и пункта 47 Административного регламента, предусматривающими, что результатом рассмотрения заявления являются: выдача заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо отказ в выдаче заявителю такого разрешения.

Таким образом, решение органа исполнительной власти Калининградской области, на который возложена обязанность по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, об отказе в принятии к рассмотрению запроса Гусева Е.И. о получении разрешения на ввод в эксплуатацию указанного выше объекта, изложенное в письме Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от19.11.2021 , противоречит Градостроительному кодексу РФ.

С учетом всех установленных обстоятельств дела, оценивая совокупность исследованных доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, правопреемником которого является Министерство градостроительной политики Калининградской области, об отказе Гусеву Е.И. в принятии к рассмотрению запроса о получении разрешения на ввод в эксплуатацию объекта: «Балтийский центр оказания помощи инвалидам по . 2 этап – блок рецепции», расположенного по адресу: , на земельном участке с кадастровым номером , изложенного в письме от 19 ноября 2021 года , поэтому административный иск подлежит удовлетворению.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Балтийского городского суда Калининградской области от 26 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: