Дело №2а-1490/2019,
33-2214/2020
судья Дьяченко М.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 18 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Н.В.,
судей Овчинниковой Н.А., Чулатаевой С.Г.,
при секретаре Греховой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми дело по апелляционной жалобе Яранцевой Ирины Анатольевны на решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Иск Межрайонной ИФНС № 19 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Яранцевой Ирины Анатольевны в пользу Межрайонной ИФНС № 19 по Пермскому краю транспортный налог в сумме 7 000 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 35 рублей 69 копеек.
Взыскать с Яранцевой Ирины Анатольевны в доход бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения административного ответчика, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Пермскому краю, обратилась с административным исковым заявлением к Яранцевой И.А., заявив требования о взыскании недоимки по транспортному налогу в связи с перерасчетом налога, за 2015 год – 2 520 рублей, за 2016 год – 2 520 рублей, за 2017 год – 1960 рублей, пени в размере 35 рублей 69 копеек.
В обоснование иска указано, что административный ответчик как собственник транспортного средства – автомобиля ГАЗ 2217, категория В, мощность двигателя 140 л.с., является плательщиком транспортного налога. В 2015, 2016, 2017 годах налогоплательщику направлялись уведомления по уплате транспортного налога (№96470733 от 06.08.2016, №50332794 от 09.09.2017, №1039646 от 26.06.2018) при этом его размер определялся как для легкового автомобиля, суммы начисленного налога уплачены. В декабре 2018 году при проведении проверки было установлено, что транспортное средство по данным о его модели относится к категории автобусов, в связи с чем был произведен перерасчет транспортного налога за указанные периоды, в адрес налогоплательщика направлены уведомления №596835 от 24.12.2018 года до сроком уплаты до 21.02.2019 года, в связи с неисполнением обязанности, начислены пени по транспортному налогу. Поскольку налог не был уплачен в установленный срок, в адрес плательщика было направлено требование № 16400 по уплате пени, требования №22062, №16400 по уплате недоимки. Согласно требованию Яранцевой И.А. предлагалось уплатить недоимку и пени по транспортному налогу с учетом перерасчета. Мировым судьей судебного участка № 2 Добрянского судебного района Пермского края отказано в вынесении судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу в связи с поступившим до вынесения приказа заявлении Яранцевой И.А. о несогласии с расчетом задолженности.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение, отказав в иске. Указывает на то, что принадлежащий ей автомобиль ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак В468ТТ159, 2005 года выпуска, является специальным транспортным средством (6 мест), для него определена категория «В», не является автобусом, поскольку не отвечает совокупности установленных требований. Применение судом для определения категории транспортного средства исключительно отраслевой нормали ОН025 270-66, полагает необоснованным. Ссылаясь на классификацию ЕЭК ООН, Положение о паспортах транспортных средств, и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному совместным приказом от 23.06.2005 года МВД РФ № 496 и Министерства промышленности и энергетики РФ № 134, Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 года №2, указывает, что принадлежащее ей транспортное средство является легковым автомобилем.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик доводы апелляционной жалобы поддержала.
На основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившегося представителя административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Установлено, что административный ответчик как собственник транспортного средства – автомобиля ГАЗ 2217, категория В, мощность двигателя 140 л.с. в 2015, 2016, 2017 годах на основании направленных в адрес налогоплательщика уведомлений по уплате транспортного налога (№96470733 от 06.08.2016, №50332794 от 09.09.2017, №1039646 от 26.06.2018) осуществляла оплату транспортного налога, не имеет задолженности по уплате указанных в уведомлениях налога.
Также материалами дела подтверждается, что в уведомлениях №96470733 от 06.08.2016, №50332794 от 09.09.2017, №1039646 от 26.06.2018 размер транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы определялся по ставке для легкового автомобиля.
В декабре 2018 году при проведении проверки налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога за 2015, 2016, 2017 годы, с учетом данных о модели транспортного средства, которая была определена истцом как автобус, в адрес налогоплательщика направлено уведомление №596835 от 24.12.2018 года до сроком уплаты доначисленного транспортного налога до 21.02.2019 года, в связи с неисполнением обязанности, в последующем начислены пени по транспортному налогу.
Проверив требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для перерасчета транспортного налога, изучив материалы дела, доводы административного ответчика, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Транспортный налог на территории Пермского края исчисляется в соответствии с положениями Закона Пермского края от 25.12.2015 № 589-ПК «О транспортном налоге на территории Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», которым установлены ставки этого налога для легковых автомобилей, автобусов и грузовых автомобилей, размер которых зависит от мощности двигателей и типов транспортных средств, а также количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства.
Указанный закон и Налоговый кодекс Российской Федерации не определяют понятия автобуса и легкового автомобиля для целей налогообложения, поэтому для определения характеристики типа транспортного средства следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства (статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств», Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств», определено, что основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства.
В Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01 апреля 1998 года № 19, указано, что «одобрением типа транспортного средства» признается соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года (далее по тексту Положение), в строке 2 паспорта «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В приложении № 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, М1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), № 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, № 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, М2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств», определены категории:
2. Категория M - Транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
2.1. Категория M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили.
2.2. Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория M2 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т.
Категория M3 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
Налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, должны руководствоваться сведениями, содержащимися в паспорте транспортном средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрации транспортного средства.
В паспорте транспортного средства ГАЗ-2217 имеются следующие записи: «марка, модель транспортного средства» - «ГАЗ-2217», «наименование (тип ТС)» - «специальное пассажирское транспортное средство на 6 мест», «категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» - «В», «мощность двигателя, л.с. (кВт)» - «103 кВт». Таким образом, категория транспортного средства в соответствии с вышеуказанными документами в паспорте транспортного средства не отражена.
Как следует из ответа ГУ МВД России по Пермскому краю, классификация транспортных средств осуществляется согласно КВТ ЕЭК ООН и ГОСТа Р 51709-2001, в соответствии с данными о типе транспортного средства и его назначении (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. В соответствии с Одобрением транспортного средства РОСС RU.MT22.E05598, транспортное средство марки «ГАЗ» модели «22171» сертифицировано по категории М2, присвоено наименование типа транспортного средства «автобусы».
Таким образом, согласно данным регистрирующего органа, тип принадлежащего истцу транспортного средства определен как автобус, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что принадлежащее Яранцевой И.А. транспортное средство по назначению относится к автобусам и при исчислении суммы налога применению подлежала налоговая ставка для автобусов, обоснован.
Позиция административного ответчика о том, что категория транспортного средства подлежит определению с учетом положений Отраслевой нормали ОН025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», утв. Минавтопромом СССР 30 июня 1966 года, правомерна, так как понятия и термины, содержащиеся в данном акте, не используются в налоговом законодательстве, указанный акт является недействующим, однако, с учетом данных уполномоченного органа о категории транспортного средства, правовые основания для перерасчета налога имелись.
В силу вышеуказанных норм законодательства, действия налогового органа по перерасчету транспортного налога в отношении принадлежащего административному ответчику автомобиля за период 2015,2016, 2017 годов законны. Таким образом, требование налогового органа об уплате недоимки по транспортному налогу размер которой определен в связи с перерасчетом, а также пени, правомерно удовлетворено судом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, они не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Добрянского районного суда Пермского края от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Яранцевой Ирины Анатольевны без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: