Судья Хагундокова Р.Р. дело № 33а – 1437/2019 (в 1 инст. дело № 2а-1492/2019)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего - Мейстер В.М.,
судей - Дагуф С.Е. и Панеш Ж.К.,
при секретаре судебного заседания Хаджемуковой Д.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22.05.2019, которым постановлено:
Исковые требования Бибовой М.Д. о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в оставлении запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ без рассмотрения по основаниям, указанным в Уведомлении об оставлении запроса без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, рассмотреть запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, устранить нарушенные права Бибовой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставив надлежащим образом заверенную копию Акта определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в оставлении запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ без рассмотрения по основаниям указанным в Уведомлении об оставлении запроса без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, рассмотреть запрос от ДД.ММ.ГГГГ№
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, устранить нарушенные права Бибовой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставив надлежащим образом заверенную копию Акта определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в пользу Бибовой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ, уплаченных административным истцом при обращении в суд.
Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., объяснения представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея по доверенности Копысовой Н.Ю., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя административного истца Бибовой М.Д. по доверенности Вьюшина К.М. на апелляционную жалобу, пояснения заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Адыгея по доверенности Ладыженко О.С., полагавшей доводы апелляционной жалобы подлежащими удовлетворению,
установила:
Бибовой М.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в оставлении запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ без рассмотрения по основаниям, указанным в Уведомлении об оставлении запроса без рассмотрения от ДД.ММ.ГГГГ№, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, рассмотреть запрос от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Адыгея в течении трёх дней с момента вступления в силу решения суда, устранить нарушенные права Бибовой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., предоставив надлежащим образом заверенную копию Акта определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Росреестра по Республике Адыгея посредством предоставления запроса в ФГБУ РА «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» № по г. Майкопу с просьбой предоставить копию документа помещённого в реестровое дело по объекту недвижимости с кадастровым номером №, а именно: акта об определении кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ запрос оставлен без рассмотрения, со ссылкой на п. 52 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН утверждённого приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968 и указанием, на то, что представленный запрос считается неполученным и не рассматривается. В качестве основания указанно, что в деле правоустанавливающих документов по указанному кадастровому номеру отсутствует запрашиваемый документ.
Управлением Росреестра по Республике Адыгея в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) внесены сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровый № на основании Акта определения кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В уточнениях к исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ истец также указала, что кроме обращения ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Республике Адыгея в порядке ст. 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с просьбой предоставить копию документа помещенного в реестровое дело по объекту недвижимости с кадастровым №, а именно: акта об утверждении кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ доверительный управляющий индивидуальный предприниматель Бибовой М.Д. обращалась в Управление Росреестра по Республике Адыгея и Филиал ФКП «Росреестра по РА» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении копии акта об утверждении кадастровой стоимости, в порядке предусмотренном Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от ДД.ММ.ГГГГ№. На указанные обращения были получены ответы, в которых заявителю сообщалось, что для получения Акта определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которого в ЕГРН внесены изменения, необходимо обратиться с запросом в порядке ст. 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН утверждённого приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015.
В запросе от ДД.ММ.ГГГГ просила предоставить копию помещённого в реестровое дело объекта недвижимости с кадастровым номером 01:08:0503017:75 иного документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН с указанием наименования, номера и даты конкретного документа - Акт от ДД.ММ.ГГГГ№, запрос оформлен по форме Приложение №1 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968. Административным ответчиком ей выдано Уведомление об оставлении запроса без рассмотрения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором, материальным основанием совершённых действий явилось отсутствие запрашиваемого документа по указанному кадастровому номеру в деле правоустанавливающих документов. Вместе с тем, запросом от ДД.ММ.ГГГГ запрашивался «иной документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН», а не «договора и иные документы, выражающих содержание односторонней сделки, совершённой в простой письменной форме, иные правоустанавливающие документы». ДД.ММ.ГГГГ осуществлён запрос № в отношении объекта недвижимости кадастровый № в котором содержалась просьба предоставить копию помещённого в реестровое дело документа, содержащего сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости Акта от ДД.ММ.ГГГГ№ при этом программный комплекс не позволил сформировать квитанцию для оплаты.
Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Адыгея не согласился с исковым заявлением, направил в суд отзыв на административное исковое заявление «Д.У.», в котором просил в иске отказать и указал, что при формировании запроса от ДД.ММ.ГГГГ№ в ФГБУ РА «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг» истцом ошибочно был запрошен иной документ, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН (акт от ДД.ММ.ГГГГ№1). В связи с тем, что акт от ДД.ММ.ГГГГ№ не является правоустанавливающим документом в деле правоустанавливающих документов об объекте недвижимости с кадастровым №, а так же документом, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, органом регистрации прав подготовлено уведомление об оставлении запроса без рассмотрения. Положением ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 определён императивный перечень документов являющихся основанием для внесения сведений в ЕГРН к коим запрашиваемый акт об определении кадастровой стоимости не относится.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца Бибовой М.Д. – Вьюшин К.М. поддержал административные исковые требования с учетом поданных уточнений, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Адыгея - Боджокова А.К. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель заинтересованного лица Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея – Ладыженко О.С. в ходе судебного заседания полагала заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований истца.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше, не согласившись с которым административный ответчик Управление Росреестра по Республике Адыгея обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Доводы жалобы мотивированы тем, что судом проигнорированы доводы административного ответчика о том, что истцом при подаче запроса не были соблюдены нормы приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуг по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Порядок № 968) в части типа запрашиваемого документа. Выводы суда о том, что при приеме заявления о предоставлении копии документа, содержащего сведения о кадастровой стоимости в ГБУ РА «МФЦ» не происходит автоматическое формирование квитанции об оплате не обоснованы и не подтверждены. Более того, Управление, являющееся федеральным органом исполнительной власти, не может нести ответственность за деятельность сторонней организации, а именно ГБУ РА «МФЦ», не являющегося структурным подразделением Управления. Судом не принят во внимание, тот факт, что Порядком № 968 четко определена форма запроса для получения документа, содержащего сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Таким образом, получить документ содержащий данные сведения, предоставив запрос о выдаче иного документа, не представляется возможным. Более того, такой порядок прямо противоречит требованиям действующего законодательства, которым руководствуются участники гражданско-правовых правоотношений в том, числе и Управление при осуществлении своей деятельности. Нормы Федерального закона от 03.07.2016 №237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке» не применимы к объекту недвижимости №, кадастровая стоимость которого была определена в рамках Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Представителем административного истца Бибовой М.Д. – Вьюшиным К.М. в суд направлены письменные возражения на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Республике Адыгея, в которых он просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать за необоснованностью ее доводов.
Рассмотрев административное дело в порядке статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на него, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровый № на основании Акта определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, что подтверждается следующими доказательствами: ответом Управления Росреестра по Республике Адыгея представителю «Д.У.» ИП Бибовой М.Д. Вьюшину К.М. от ДД.ММ.ГГГГ№; ответом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея К.М. Вьюшину от ДД.ММ.ГГГГ№; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. № на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.02.2019 № на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ на здание с кадастровым № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которых содержатся реквизиты акта (номер и дата), а так же дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный истец, имеет право на получение копии Акта от ДД.ММ.ГГГГ. №. так как, реализация имеющегося права заявителя, не должна ставиться в зависимость, от работы программных комплексов принимающей запрос стороны, при том, условии, что заявителем ДД.ММ.ГГГГ. подан соответствующий запрос, как по форме, так и по содержанию из которого административному ответчику абсолютно достоверно возможно было определить, что за копия документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, запрашивается из реестрового дела.
С указанным выводом суда первой инстанции соглашается и Судебная коллегия, поскольку он соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Как установлено частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ), реестровые дела представляют собой совокупность документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения, установленные настоящим Федеральным законом.
Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости), реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов (п. 1 ч. 2 ст. 7 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 62 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ, Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом, предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц (далее - запрос о предоставлении сведений), в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи, а также посредством обеспечения доступа к федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости или иным способом, установленным органом нормативно-правового регулирования.
Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным предоставляются только самим правообладателям или их законным представителям (п. 1 ч. 13 ст. 62 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ).
Таким образом, действующее правовое регулирование позволяет лицам, указанным в законе получать копии документов, на основании которых сведения внесены в единый государственный реестр недвижимости.
Доводы апеллянта о том, что истцом при подаче запроса не были соблюдены нормы приказа Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуг по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Порядок № 968) в части типа запрашиваемого документа, не могут повлиять на отмену обжалуемого решения, поскольку в уведомлении об оставлении заявления без рассмотрения от 22.05.2019 этого основания указано не было (л.д. 22 ).
Апелляционная жалоба не содержит доводов опровергающих законные и обоснованные выводы суда о том, что запрос административного истца от ДД.ММ.ГГГГ№ соответствует как по форме, так и по содержанию Приложению № I к Порядку предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН утверждённого Приказом Минэкономразвития России № 968 от 23.12.2015. В частности запрос содержит ту структуру какую предусматривает Порядок утверждённый Приказом Минэкономразвития России № 968 от 23.12.2015, а так же всю необходимую содержательную часть, в том числе, информацию об объекте недвижимости, указание на вид запрашиваемого документа, с указанием его реквизитов(номера, даты, наименования), указание на форму предоставления документа - в виде бумажного документа, в запросе отражён способ получения сведений, содержаться все необходимые сведения о заявителе и его представителе, сведения о документах подтверждающих полномочия представителя с приложением документа к запросу, из содержания запроса следует, что к нему приложена в том числе, квитанция от 18.02.2019г. № на сумму <данные изъяты> оплаченная Бибовой М.Д., и доверенность представителя от доверителя ИП Бибовой М.Д. имеется согласие на обработку персональных данных.
На основании изложенного, Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе административного истца не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального и материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 311 КАС РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22.05.2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Адыгея – без удовлетворения.
Председательствующий В.М. Мейстер
Судьи С.Е. Дагуф
Ж.К. Панеш