ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1499/2021 от 08.04.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Чурсина Л.Ю. № 33а-3084

Докладчик: Бегунович В.Н. (№ 2а-1499/2021)

(42RS0013-01-2021-002876-94)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«08» апреля 2022 года судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Тройниной С.С., Ершовой Т.А.

при секретаре Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску прокурора г.Междуреченска к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 2 постановления администрации Междуреченского городского округа от 25.01.2018 № 122-п

по апелляционному представлению прокурора г. Междуреченска на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 2 постановления администрации Междуреченского городского округа от 25.01.2018 № 122-п «О выделении средств» (далее также – постановление №122-п).

Требования мотивированы тем, что оспариваемым пунктом 2 указанного постановления за счет бюджета муниципального округа поощрены денежными премиями четырнадцать работников финансового управления города Междуреченска согласно приложению №2 на общую сумму (с учетом налогообложения) 248 350 руб.

Все премированные оспариваемым пунктом постановления №122-п работники финансового управления г. Междуреченска являются государственными служащими Кемеровской области, поэтому, по мнению истца, оспариваемый правовой акт ответчика противоречит положениям Федеральных законов от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Закону Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса", поскольку государственные гражданские служащие Кемеровской области не вправе получать вознаграждение за счет средств муниципального бюджета.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2021 года в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор г. Междуреченска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, приводя доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Считает также, что судом неверно применены нормы законодательства о государственной гражданской службе в Российской Федерации. Полагает, что судом не дана оценка муниципальным правовым актам, предоставленным ответчиком в качестве доказательств. Между тем, положенные в основу решения суда условия Соглашения, заключенного между администрацией муниципального округа и финансовым управлением, предусматривающие применение мер материального поощрения работников управления за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников, не содержат норм о возможности премирования из бюджета муниципального образования Междуреченокго городского округа государственных гражданских служащих финансового управления. При этом в состав финансового управления входили как государственные служащие, так и лица не являющиеся таковыми.

На апелляционное представление представителем финансового управления г. Междуреченска и представителем администрации Междуреченского городского округа принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Кемеровской области Медведева М.П. поддержала доводы представления.

Другие участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, не явились, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.10.2007 N 283 (действовавшим до 02.03.2020) утверждено Положение о главном финансовом управлении Кемеровской области, в соответствии с пунктом 3.1. которого для проведения единой государственной политики и осуществления своих полномочий управление имеет территориальные органы - финансовые управления в соответствии с приложением к настоящему Положению (в их числе финансовое управление г.Междуреченска).

Согласно п. 1.5. названного Положения работники управления и его территориальных органов, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области, на них полностью распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Кемеровской области о государственной гражданской службе.

Из материалов дела установлено, и не оспаривалось участвующими в деле лицами, что пунктом 2 постановления № 122-п поощрены денежной премией работники финансового управления г. Междуреченска за эффективную работу по подготовке проекта бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО20, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, которые являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области.

Как следует из пункта 1 постановления № 122-п, оно издано в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.12.2017 года № 322 «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от 10.10.2007 № 1614-п «Об утверждении Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации города Междуреченска», то есть премирование перечисленных выше государственных гражданских служащих Кемеровской области предусмотрено из средств бюджета Междуреченского городского округа.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый пункт постановления № 122-п не противоречит положениям правовых норм, имеющих большую юридическую силу, и администрация Междуреченского городского округа была вправе премировать государственных гражданских служащих Кемеровской области, поскольку премирование работников финансового управления города Междуреченска в 2018 году осуществлялось из соответствующей расходной части бюджета, утвержденной решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.12.2017 № 322 «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в том числе на основании Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 02.10.2015, заключенного между администрацией Междуреченского городского округа и финансовым управлением города Междуреченска, в соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 которого администрация Междуреченского городского округа вправе за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры материального поощрения работников финансового управления.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, установлено Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 79-ФЗ), в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В статье 13 названного Федерального закона дается единое понятие гражданского служащего независимо от уровня гражданской службы - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 Федерального закона N 79-ФЗ, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).

При этом право премирования гражданского служащего за выполнение особо важных и сложных заданий в силу пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ предоставлено представителю нанимателя.

Приведенным положениям Федерального закона N 79-ФЗ корреспондируют нормы главы 11 Закона Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ "О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса", согласно статьям 51 и 52 которой иные выплаты государственным гражданским служащим могут быть предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области и финансируются за счет средств областного или федерального бюджетов.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не относит к вопросам местного значения городского округа обеспечение оплаты труда либо иных поощрительных выплат государственным гражданским служащим.

Исходя из приведенной нормы следует признать, что вопреки выводам суда первой инстанции статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, также не предусматривает использование средств местного бюджета для выплат государственным гражданским служащим.

В этой связи ссылки суда первой инстанции в обоснование принятого решения на муниципальные правовые акты представительного органа и администрации Междуреченского городского округа по вопросам расходования местного бюджета, как и на наличие упомянутого Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 02.10.2015 судебная коллегия не может признать правильными.

С учетом изложенного выше правового регулирования вывод суда первой инстанции о возможности премирования государственных гражданских служащих Кемеровской области решением органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета противоречит федеральному и областному законодательству.

Доводы ответчика о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд являются необоснованными.

Из материалов дела следует, что обстоятельства принятия ответчиком оспариваемого постановления № 122-п были установлены прокурором в ходе проверки, закончившейся 17.05.2021. в суд с административным исковым заявлением прокурор обратился 29.06.2021, то есть с соблюдением установленного законом срока.

При таких данных решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления прокурора.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 06 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным пункт 2 постановления администрации Междуреченского городского округа от 25.01.2018 № 122-п.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «15» апреля 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: