ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-14/20 от 15.05.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-2808/2020 город Хабаровск

(дело в суде первой инстанции № 2а-14/2020).

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Романовой И.А., Поздняковой О.Ю.,

при секретаре Цой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании бездействия администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным, признании недействующим постановление главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края», возложении обязанности,

по апелляционной жалобе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края на решение Солнечного районного суда города Хабаровска от 10 февраля 2020 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А.,

УСТАНОВИЛА:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации города Хабаровска и просил признать бездействие администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным в части непринятия мер с 01.04.2019 к отмене постановления главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края»; признать недействующим постановление главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края»; возложить на администрацию Горненского сельского поселения обязанность по отмене постановления от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

В обоснование требований административный истец указал, что природоохранной прокуратурой при проверке законности постановления главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края» выявлено несоответствие его требованиям действующего законодательства. 05.08.2019 прокурором принесен протест в адрес главы администрации об отмене незаконного постановления. По результатам рассмотрения протеста нарушения администрацией не устранены. Постановление № 19 на период 14.03.2019 было принято без нарушения требований закона, однако в период с 01.04.2019, в том числе по состоянию на 05.08.2019 (когда принесен протест), в связи с исключением из полномочий сельских поселений участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, данный нормативно- правовой акт, на основании пунктов 1, 2 и 4 ст.7 ФЗ № 131, подлежит отмене, как недействующий, так как им регулируются вопросы, не относящиеся к вопросам Горненского сельского поселения, и его нельзя применять в организации своей деятельности в рамках действующего полномочия администрация Солнечного муниципального района. Кроме того, соглашение от 24.06.2019 № 89 о передаче осуществления полномочий является недействующим, в законную силу не вступило, так как не было в установленном законом порядке официально опубликовано ни администрацией района, ни администрацией поселения.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2020 года исковые требования удовлетворены.

Признано бездействие администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края незаконным в части непринятия мер с 01.04.2019 к отмене постановления главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

Признано недействующим постановление главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

Возложена на администрацию Горненского сельского поселения обязанность по отмене постановления от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

В апелляционной жалобе представитель администрации считает решение незаконным, ссылается на то, что администрация Горненского сельского поселения не наделена правом утверждать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, поскольку Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 из полномочий сельских поселений исключены вопросы, предусмотренные п.6 и 18 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, и указанные полномочия не могут входить в компетенцию органов местного самоуправления сельских поселений, так же как и не могут быть преданы администрацией района заключением между ними соглашением. Полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а именно, по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра относится после 01.04.2019 к полномочиям администрации района, что, при этом, не запрещает их осуществление, в силу ч.4 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, посредством соглашения сельским поселением.

В возражениях на жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Судебная коллегия, на основании ст.150 КАС РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В силу положений ч. 1 ст. 51 вышеуказанного Федерального закона, ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, 14.03.2019 главой администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края принято постановление № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

Указанным постановлением утвержден перечень планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, а также реестр планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.

24.06.2019 между администрацией Солнечного муниципального района и администрацией Горненского сельского поселения заключено соглашение о передаче сельскому поселению полномочий муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Вышеуказанное соглашение было опубликовано в газете «Солнечный меридиан» от 26.11.2019 № 48 (4380).

05.08.2019 Главе администрации Горненского сельского поселения Комсомольским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором внесен протест на постановление от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».

Основанием для принесения протеста послужило отнесение законодателем полномочий по утверждению Перечня мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов на органы местного самоуправления района, то есть на администрацию Солнечного муниципального района, в то время как постановлением главы Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 такие полномочия отнесены к сельскому поселению п.Горный.

Письменным ответом на протест от 12.08.2019 глава сельского поселения ФИО1 уведомил прокурора о том, что действия администрации не выходят за пределы осуществляемых полномочий, поскольку администрация п.Горный наделена указанными полномочиями на период с 01.06.2019 по 31.12.2019 на основании решения Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 20.06.2019 № 99.

В письменном отзыве на административное исковое заявление глава ФИО1 ссылается на соглашение от 24.06.2019, которым п.Горный администрацией района переданы полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.4 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ, п.18 ч.1, ч.3 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ, п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктами 1 и 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом Хабаровского края от 27.03.2019 N 403 "О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края "О Законодательной Думе Хабаровского края" и статью 1 Закона Хабаровского края "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения", проверив соответствие оспариваемого решения органа местного самоуправления требованиям действующего законодательства, установив, что Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 из полномочий сельских поселений исключены вопросы, предусмотренные п.6 и 18 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ, указанные полномочия не могут входить в компетенцию органов местного самоуправления сельских поселений, так же как и не могут быть переданы администрацией района заключенным между ними соглашением, пришел к выводу, что полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а именно по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра относятся после 01.04.2019 к полномочиям администрации района.

В этой связи, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании недействующим оспариваемого постановления от 14.03.2019 № 19. Делая такой вывод, суд исходил из того, что постановлением главы администрации Горненского сельского поселения разрешены вопросы, выходящие за пределы своей компетенции, поскольку администрация поселения не наделена правом утверждать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Отклоняя доводы административного ответчика о соответствии постановления требованиям законодательства на момент его принятия, суд исходил из того, что указанные обстоятельства о необоснованности требований прокурора о признании недействующим этого постановления не свидетельствуют, с учетом изменений, внесенных Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403, согласно которому это постановление подлежало отмене, чего не сделано администрацией.

Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, правильными, основанными на законе, они подробно мотивированы, соответствуют нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ № 7-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Кроме того, п.18 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района на территории сельских поселений соответствующих муниципальных районов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Такое участие осуществляется в формах, определенных пунктами 1 и 2 т.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а именно: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

До 01.04.2019 статьей 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" за сельскими поселениями Хабаровского края были закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.18 ч.1, ст.14 Федерального закона № 131.

Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 внесены изменения в Закон Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения", согласно которым, из полномочий сельских поселений исключены пункты 6 и 18 ч.1 ст.14 Закона № 131. Согласно статье 3 этого закона, изменения вступили в законную силу с 01.04.2019.

Исходя из того, что из полномочий сельских поселений участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов исключены, суд верно исходил из того, что постановление № 19 от 14.03.2019 подлежит отмене как недействующее, поскольку им регулируются вопросы, не относящиеся к вопросам администрации села Горин и его нельзя применять в организации своей деятельности в рамках действующего полномочия администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края, которая принимает муниципальные правовые акты лишь на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и(или) законами субъектов Российской Федерации.

В этой связи, являются ошибочными доводы жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения требований, исходя из того, что постановление № 19 не подлежит применению в связи с изменением действующего законодательства, а администрация Горненского сельского поселения необходимых мер для отмены этого постановления не принимает, что и явилось основанием для обращения прокурора в суд с настоящим административным иском.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для признания недействующим оспариваемого постановления, исходя из заключения соглашения между администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края и администрацией Горенского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края, которыми переданы полномочия муниципального района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов, в том числе по созданию и содержанию мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению их реестра, реализация которых предполагает, по мнению подателя жалобы, принятие муниципального правового акта, судебной коллегией отклоняются.

Вопреки доводам жалобы, передача администрацией района указанных полномочий по их исполнению администрации села не снимает с администрации района обязанность исполнять полномочия по организации указанных мероприятий.

Из положений части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Информации о том, что Устав администрации Солнечного муниципального района определяет порядок заключения таких соглашений в материалы дела не представлено и на нее администрация не ссылается.

Вопреки ошибочному суждению апеллянта, полномочия по организации исполнения перечисленных полномочий по соглашению не могут быть переданы, следовательно, администрация района обязана организовать исполнение этих полномочий, а их осуществление, в силу ч.4 ст.15 Федерального закона № 131, может быть передано администрации села.

Вопреки доводам жалобы, администрация района должна принимать эффективные организационные меры по организации сбора, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории района, а обязанность по принятию указанных мер у администрации района остается даже при условии, если осуществление этих полномочий передано администрации села на основании заключенного соглашения.

Частями 2 и 3 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Вместе с тем, соглашение о передаче Горненскому сельскому поселению Солнечного муниципального района Хабаровского края полномочий района по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортировки твердых коммунальных отходов от 24.06.2019, на которое ссылается податель жалобы как на основание неверных выводов суда о признании недействующим постановления главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19, в установленном законом порядке официально администрацией района и администрацией села не опубликовано.

В то же время, по состоянию на апрель 2019 года постановление главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19, не смотря на внесение законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 изменений в Закон Хабаровского края «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» от 26.11.2014 № 16, которыми из полномочий сельских поселений исключены пункты 6 и 18 ч.1 ст.14 Закона № 131 и вступили в силу с 01.04.2019, постановление не отменено, несмотря на то, что, в силу внесения этих изменений, нормативно-правовой акт не подлежит применению. В этой связи, оспариваемое прокурором постановление верно признано судом первой инстанции недействующим.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым дополнить абзац 3 резолютивной части решения указанием на дату, с которой подлежит признанию недействующим постановление № 19 – с 01.04.2019 (с даты вступления в силу изменений в Закон Хабаровского края от 26.11.2014 № 16), в соответствии с требованиями положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ к резолютивной части решения суда по административному делу, по которому признан оспариваемый нормативный правовой акт недействующим.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании – сборнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления Горненского сельского поселения и на официальном сайте администрации Горненского сельского поселения www.аdmingorny.ru. в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу».

Вместе с тем, неуказание в резолютивной части как даты, с которой подлежит признанию недействующим постановление № 19, так и порядка его опубликования, правильность выводов суда не опровергает и основанием для отмены или изменения правильного по существу решения не является.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края – без удовлетворения.

Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:

«Признать недействующим постановление главы администрации Горненского сельского поселения от 14.03.2019 № 19 «О создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра на территории Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края» с 01.04.2019.

Дополнить резолютивную часть решения абзацем следующего содержания:

«Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в официальном печатном издании – сборнике нормативных правовых актов органов местного самоуправления Горненского сельского поселения и на официальном сайте администрации Горненского сельского поселения www.аdmingorny.ru. в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.

Председательствующий И.А.Коноплева

Судьи О.Ю.Позднякова

И.А.Романова