ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1503/2021 от 15.06.2022 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Чурсина Л.Ю. № 33а-5653/2022

Докладчик: Тройнина С.С. (2а-1503/2021)

(42RS0013-01-2021-002884-70)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» июня 2022 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.

судей Пронченко И.Е., Решетняка А.М.,

при секретаре Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по исковому заявлению Прокурора города Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» к Администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п

по апелляционному представлению прокурора г. Междуреченск на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Междуреченска Кемеровской области в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» обратился в суд с административным иском к администрации Междуреченского городского округа о признании незаконным пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области в мае 2021 года проведена проверка по факту осуществления администрацией Междуреченского городского округа в 2018 году выплат денежных вознаграждений (премий) государственным гражданским служащим финансового управления города Междуреченска - территориального органа главного финансового управления Кемеровской области.

По результатам проведенной проверки установлено, что п. 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение» определено поощрить денежной премией в размере 5750 рублей главного специалиста бюджетного отдела финансового управления г. Междуреченска Войнову Е.С.

Положения пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение» противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.

Установлено, что Войнова Е.С. являлась на время вынесения указанного постановления работником финансового управления г. Междуреченска - гражданским служащим Кемеровской области и ее должность были внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о финансовом управлении г. Междуреченска, утвержденного приказом начальника главного финансового управления Кемеровской области Ващенко С.Н. от 10.06.2015 № 43 (далее - Положение), действующего на период издания названного муниципального правового акта, финансовое управление г. Междуреченска (далее - финансовое управление) являлось территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области. Выплата премий государственным гражданским служащим Кемеровской области согласно положениям статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно положениям пункта 7 части 3 стать 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 6 части 1 Закон Кемеровской области от 01.08.2005 № 103-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса» лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов).

17.05.2021 прокуратурой г. Междуреченска Кемеровской области принесен протест на пункт 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение», который незаконно отклонен главой Междуреченского городского округа.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного административный истец полагает, что вышеуказанными положениями пункта 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 31315-п «О выделении средств на поощрение» нарушаются законные интересы Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ».

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16.11.2021 в удовлетворении административного иска Прокурору города Междуреченска в интересах Российской Федерации и муниципального образования «Междуреченский городской округ» отказано.

В апелляционном представлении прокурор города Междуреченска Григорьев Д.В. просит решение суда отменить.

Не согласившись с решением суда, и.о. прокурора г. Междуреченска Майоровым В.В. подано апелляционное представление, доводы которого аналогичны административному исковому заявлению. Просит решением суда отменить, принять по делу новое решение. Полагает, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы законодательства о государственной гражданской службе. Также считает, что судом допущены процессуальные нарушения. Указывает, что положения муниципальных нормативных правовых актов не содержат норм, предусматривающих финансирование из местного бюджета расходов на выплаты персоналу государственных органов – работникам финансового управления г. Междуреченска, являющимся гражданскими служащими Кемеровской области, что подтверждается материалами дела и пояснениями представителя ответчика, согласно которым выплаты обозначенным гражданским служащим осуществлялись из строки расходов местного бюджета – «иные выплаты населению». Отмечает, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

На апелляционное представление представителем финансового управления г. Междуреченска Васильевой И.Ю. принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Давыдова Н.Н. поддержала доводы представления.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.10.2007 № 283 (действовавшим до 02.03.2020) утверждено Положение о главном финансовом управлении Кемеровской области, в соответствии с пунктом 3.1. которого для проведения единой государственной политики и осуществления своих полномочий управление имеет территориальные органы - финансовые управления в соответствии с приложением к настоящему Положению (в их числе финансовое управление г. Междуреченска).

Согласно п. 1.5. названного Положения работники управления и его территориальных органов, должности которых внесены в Реестр должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, являются государственными гражданскими служащими Кемеровской области, на них полностью распространяются права и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и Кемеровской области о государственной гражданской службе.

Как следует из материалов дела, постановлением администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение» за добросовестный труд и в связи с 40-летием со дня рождения, на основании ходатайства начальника финансового управления г. Междуреченска Поповой Э.Н. работник финансового управления г. Междуреченска Войнова Е.С. поощрена денежной премией в размере 5750 руб.

Оспариваемое постановление издано в соответствии с решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 декабря 2017 года № 322 «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, а также в соответствии с постановлением администрации Междуреченского городского округа от 11.01.2018 № 6-п «Об утверждении сметы расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 год за счет средств финансового обеспечения наградной системы».

Из п. п. 2, 3 постановления от 05.06.2018 № 1315-п следует, что администрации Междуреченского городского округа необходимо выделить сумму на поощрение, а финансовому управлению профинансировать данное мероприятие за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетной росписи администрации Междуреченского городского округа на финансовое обеспечение наградной системы в рамках подпрограммы «Повышение эффективности и результативности деятельности органов местного самоуправления» муниципальной программы «Эффективная власть Междуреченского городского округа».

Согласно платежной ведомости № 93 от 07.06.2018 сумма в размере 5000 руб. получена Войновой Е.С.

Постановлением администрации Междуреченского городского округа от 11.01.2018 № 6-п утверждена смета расходов по единой наградной и поощрительной системе на 2018 год, согласно которому предусмотрены денежные средства на награждение работников финансовых органов с профессиональными праздниками и социально значимыми датами.

Из приложения 3 к решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.12.2017 № 322 «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов следует распределение бюджетных ассигнований местного бюджета по целевым статьям, в разделе «Муниципальная программа «Эффективная власть Междуреченского городского округа» предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы, в которую включены: расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, иные выплаты населения, в сумме 22381 млн.р.

Из приложения 5 к решению Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.12.2017 № 322 предусмотрена ведомственная структура расходов на 2018 год, в которой предусмотрено финансовое обеспечение наградной системы (расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов и иные выплаты населения) в сумме 22381 млн.р.

Решением Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27.05.2019 № 52 утвержден годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» за 2018 год, показатели расходов местного бюджета за 2018 год полностью соотносятся с данным целевых статей (муниципальных программ).

29.03.2021 за №86-1-2021 в администрацию Междуреченского городского округа прокурором г. Междуреченска Кемеровской области направлено требование о предоставлении информации и копии документов о премировании работников Финансового управления г. Междуреченска в 2018 году и в период с октября по декабрь 2020 года.

12.04.2021 за №01-03/195 администрацией Междуреченского городского округа дан ответ прокурору г. Междуреченска Кемеровской области с указанием постановлений администрации Междуреченского городского округа и фамилий работников Финансового управления.

24.05.2021 на протест дан ответ главой Междуреченского городского округа за № 01-03/336, которым в удовлетворении протеста отказано.

Взаимодействие между Финансовым управлением г. Междуреченска и администрацией Междуреченского городского округа осуществлялось в 2018 году в рамках Соглашения о техническом обеспечении бюджетного процесса от 02.10.2015, которое было подписано в соответствии с Законом Кемеровской области от 10.06.2004 №32-ОЗ (ред. от 21.07.2014) «Об установлении полномочий финансовых органов Кемеровской области» (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 26.05.2004).

В соответствии с пунктом 3.2 раздела 3 Соглашения администрация Междуреченского городского округа вправе за качественную работу по составлению и исполнению местного бюджета за счет собственных источников применять меры материального поощрения работников финансового управления.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что правовых оснований для признания п. 1 постановления администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п незаконным не имеется. Постановление администрации Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение» издано в пределах предоставленных Уставом муниципального образования «Междуреченский городской округ» и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" главой Междуреченского городского округа полномочий, пункт 1 данного постановления не противоречит федеральному законодательству, законодательству Кемеровской области.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.

Правовое регулирование вопросов оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, так же как и федеральных государственных гражданских служащих, установлено Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), в силу пункта 2 статьи 4 которого одним из принципов гражданской службы является принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации.

В статье 13 названного Федерального закона дается единое понятие гражданского служащего независимо от уровня гражданской службы - это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 Федерального закона № 79-ФЗ, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2).

При этом право премирования гражданского служащего за выполнение особо важных и сложных заданий в силу пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ предоставлено представителю нанимателя.

Приведенным положениям Федерального закона № 79-ФЗ корреспондируют нормы главы 11 Закона Кемеровской области от 01.08.2005 № 103-ОЗ «О государственных должностях Кемеровской области - Кузбасса и государственной гражданской службе Кемеровской области - Кузбасса», согласно статьям 51 и 52 которой иные выплаты государственным гражданским служащим могут быть предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Кемеровской области и иными нормативными правовыми актами Кемеровской области и финансируются за счет средств областного или федерального бюджетов.

Статья 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относит к вопросам местного значения городского округа обеспечение оплаты труда либо иных поощрительных выплат государственным гражданским служащим.

Исходя из приведенной нормы следует признать, что статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, также не предусматривает использование средств местного бюджета для выплат государственным гражданским служащим.

Таким образом, возможность премирования государственных гражданских служащих Кемеровской области решением органа местного самоуправления за счет средств местного бюджета противоречит федеральному и областному законодательству.

Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока обращения в суд являются необоснованными.

Из материалов дела следует, что обстоятельства принятия ответчиком оспариваемого постановления № 1315-п были установлены прокурором в ходе проверки, закончившейся 17.05.2021. В суд с административным исковым заявлением прокурор обратился 29.06.2021, то есть с соблюдением установленного законом срока.

При таких данных решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного искового заявления прокурора.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 16 ноября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным пункт 1 постановления администрацией Междуреченского городского округа от 05.06.2018 № 1315-п «О выделении средств на поощрение»

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 16 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи: