Судья Сомова И.В. Дело № 33а-2400/2020
(номер дела в суде первой Категория 020а
инстанции 2а-1508/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года город Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бабича В.В.,
судей Артамоновой Т.А., Исаева С.Н.,
при секретаре Марушевской Т.В.,
помощнике судьи Лактионовой Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску А.И. к Управлению труда и социальной защиты населения Гагаринского района города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 мая 2020 года, которым:
административный иск А.И. удовлетворен частично; признан незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя в предоставлении А.И. мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 части 1 статьи 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, изложенный в письменном сообщении от 06.02.2020; на Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя возложена обязанность предоставить А.И. меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 15 части 1 статьи 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС; с Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя в пользу А.И. взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., пояснения административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
А.И. обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя (далее – Управление) в предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, изложенный в письменном сообщении от 06.02.2020; обязать начальника Управления предоставить А.И. меры социальной поддержки, предусмотренные п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС.
В обоснование незаконности оспариваемого решения А.И. в административном иске указал, что повторный отказ начальника УТСЗН Гагаринского района в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, является необоснованным и противоречит выводам, изложенным в апелляционном определении коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 24.12.2019, а также не соответствует положениям ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 2, п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, п.п. 1, 3 Порядка, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 № 188-ПП, правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П; нарушает права и законные интересы истца на предоставление предусмотренных законодательством Севастополя мер социальной поддержки по категории «Ветеран военной службы».
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика - Департамента труда и социальной защиты населения г. Севастополя ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований А.И. в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования административного истца, поскольку последний на территории г. Севастополя места жительства не имеет, его место жительство зарегистрировано в г. Новороссийск. При этом заявитель указывает на то, что согласно информации Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г. Новороссийске от 11.09.2019, А.И. является получателем мер социальной поддержки, как ветеран боевых действий по регистрации места жительства в г. Новороссийске, что, по мнению апеллянта, также исключает его право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, на территории г. Севастополя.
На данную апелляционную жалобу административным истцом поданы возражения, в которых А.И. указывает на неправомерность содержащихся в ней доводов, поскольку вопрос о его месте жительства на территории г. Севастополя уже был предметом проверки судебного разбирательства, которому судебной коллегией Севастопольского городского суда дана надлежащая правовая оценка. Также истец указывает на необоснованность доводов административного ответчика со ссылкой на сообщение Управление социальной защиты населения в г. Новороссийске от 11.07.2019, поскольку данным управлением ему предоставлялась компенсация взамен льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, как ветерану боевых действий, то есть иного вида мер социальной поддержки, указанная компенсация осуществлялась только по 31.12.2019, никаких мер социальной поддержки истец, как гражданин льготной категории, после 31.12.2019 не получает, в другом субъекте Российской Федерации на получение мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами г. Севастополя, в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, не претендует. С учетом изложенного, А.И. полагает, что суд первой инстанции правомерно признал отказ административного ответчика в предоставлении ему указанных выше мер социальной поддержки незаконным и возложил на Управление обязанность представить полагающиеся меры социальной поддержки, как ветерану военной службы.
Представители административных ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.
Учитывая надлежащее извещение административных ответчиков о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела в порядке статьи 308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав пояснения административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судьей районного суда допущено не было.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что А.И. имеет регистрацию по месту жительства в г. Новороссийске Краснодарского края.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 25.06.2019, выданному Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Гагаринскому району г. Севастополя, с 25.06.2019 по 31.05.2024 административный истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В соответствии с удостоверением, выданным военным прокурором СКВО, А.И. является ветераном военной службы и имеет права и льготы, представляемые на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).
30.07.2019 А.И. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему меры социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан по категории «ветеран военной службы», предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 21 Закона №-ЗС Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон № 106-ЗС), приобщив к заявлению удостоверение ветерана, паспорт, свидетельство о регистрации места пребывания, приказ Госжилнадзора Севастополя от 24.05.2016 о приеме на государственную гражданскую службу, решение Ленинского районного суда города Севастополя от 17.05.2015 об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя.
08.08.2019 А.И. в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 04.09.2019 отказано в удовлетворении административного иска А.И. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности устранить нарушения путем предоставления мер социальной поддержки.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 24.12.2019 решение суда от 04.09.2019 отменено, принято по делу новое решение, которым признан незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя в предоставлении А.И. меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 21 Закона № 106-ЗС, изложенный в письменном сообщении от 08.08.2019.
На Управление труда и социальной защиты населения Гагаринского района г. Севастополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление А.И. о предоставлении меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 21 Закона № 106-ЗС.
Оспариваемым решением административного ответчика, оформленным письмом от 06.02.2020, административному истцу повторно отказано в предоставлении меры социальной поддержки по бесплатному проезду по тем основаниям, что право на такую меру социальной поддержки имеют лица, зарегистрированные по месту жительства в г. Севастополе согласно подпункту 1-1 пункта 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от 01.04.2019 № 188-ПП (далее – Порядок № 188-ПП).
Разрешая данный спор и удовлетворяя требования А.И., суд первой инстанции верно исходил из того, что согласно положениям Закона № 106-ЗС мера социальной поддержки по бесплатному проезду предоставляется лицам, имеющим место жительства на территории города Севастополя, к каковым относится и административный истец, поскольку фактически проживает и работает на территории г. Севастополя, отсутствие у А.И. зарегистрированного постоянно места жительства на территории г. Севастополя не является основанием для отказа в представлении указанной меры социальной поддержки. Кроме того, признавая обжалуемое решение административного ответчика незаконным, суд исходил из того, что по месту регистрации А.И. не является получателем спорной меры социальной поддержки, ему предоставлялась компенсация взамен льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, как ветерану боевых действий по 31.12.2019, то есть иной вид мер социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции как основанными на правильном применении норм материального, совокупности исследованных материалов дела, при верном установлении фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии с которым к одной из категории ветеранов относятся ветераны военной службы, указанные в ст. 5 названного Федерального закона.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
На территории г. Севастополя отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам, проживающих на территории г. Севастополя, в том числе ветераны военной службы, регулируются Законом № 106-ЗС.
Как указано в части 1 статьи 2 Закона № 106-ЗС, настоящий Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года. Действие норм статей 9 и 10 настоящего Закона распространяется на граждан независимо от даты возникновения права на меры социальной защиты (поддержки), установленные указанными статьями Закона.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 21 Закона № 106-ЗС ветеранам военной службы из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, железнодорожном транспорте пригородного сообщения и автобусах пригородных маршрутов города Севастополя.
Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан на территории г. Севастополя регулируется Порядком № 188-ПП, согласно положениям которого он определяет правила предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории города Севастополя, указанных в приложении № 1 к настоящему Порядку.
Пунктом 3 указанного Порядка (в редакции от 20.09.2019) установлен перечень документов, необходимых для предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду, представляемых гражданином в структурные подразделения Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя по месту жительства (пребывания) в городе Севастополе: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и его место жительства; 1-1) документ, подтверждающий регистрацию по месту пребывания (для категорий граждан, указанных в абзацах тридцать втором, тридцать четвертом приложения № 1); 2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки по бесплатному проезду (документы, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя).
В абзацах 32, 34 Приложения № 1 указаны Герои Социалистического труда, Герои труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы.
Основанием к отказу в предоставлении гражданам названной меры социальной поддержки относятся: а) представления заявителем документов, содержащих недостоверные или неполные сведения; б) отсутствия у заявителя статуса, дающего право на предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан.
Аналогичные по своей сути положения содержаться в Административном регламенте предоставления государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категории граждан», утвержденном приказом Департамента труда и социальной поддержки наслаждения г. Севастополя от 08.12.2017 № 489-о (п.п. 2.6.1, 2.8).
В части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закреплено право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из совокупности анализа изложенных выше предписаний и положений статей 6.1, 6.3 и 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» следует, что названные нормативные правовые акты города Севастополя связывают право гражданина, имеющего статус «Ветеран военной службы», на меру социальной поддержки, как бесплатный проезд на территории г. Севастополя, не с фактом регистрации на территории данного города по месту жительства гражданина, а с его проживанием на территории данного города, то есть, как правильно констатировал суд первой инстанции, имеющего место жительство на территории г. Севастополя (реально занимаемое, используемое и предназначенное для проживания, жилое помещение).
В тоже время, в соответствии с Порядком № 188-ПП, мера социальной поддержки по бесплатному проезду для отдельных категорий граждан предоставляется постоянно проживающим или временно пребывающим на территории города Севастополя.
Как усматривается из имеющихся в деле документов, А.И. имеет место жительства на территории г. Севастополя, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. При этом решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 17.02.2015 по делу №, установлен факт его постоянного проживания на территории г. Севастополя с 02.03.2014, в том числе по состоянию на 10.09.2014.
Согласно представленным в суде апелляционной инстанции договорам найма от 07.01.2019, от 07.01.2020, истец арендует жилое помещение на территории г. Севастополя – дом, расположенный по адресу: <адрес>.
При этом статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Ввиду изложенного судебная коллегия находит несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм права, доводы административного ответчика о том, что отсутствие у А.И. регистрации по месту жительства на территории г. Севастополя дает основание для отказа в предоставлении ему меры социальной поддержки по бесплатному проезду как ветерану военной службы в соответствии с Законом № 106-ЗС, поскольку право на получение мер социальной поддержки отдельным категориям граждан не может ставиться в зависимость от наличии регистрации по месту жительства, так как отсутствие таковой лишает права на получение дополнительной меры социальной поддержки постоянно проживающих в пределах города Севастополя ветеранов военной службы.
Такой вывод полностью согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 6 октября 2008 г. № 619-О-П, согласно которой регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием «место жительства», является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, ввиду подтвержденного факта наличия у А.И. места жительства на территории г. Севастополя и неполучения данной меры социальной поддержки по месту постоянной регистрации, судебная коллегия находит правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого решения административного ответчика об отказе А.И. в представлении указанной выше меры социальной поддержки на территории г. Севастополя.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применены и верно истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, решение суда является мотивированным, законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 227 КАС РФ, содержит указание на правовую обязанность административного ответчика по восстановлению нарушенного права административного истца.
При этом суд правомерно отклонил доводы административного ответчика на отсутствие у А.И. права на получение соответствующей меры социальной поддержки ввиду получения им мер социальной поддержки по месту регистрации места жительства в г. Новороссийске, поскольку согласно ответу на межведомственный запрос УСЗН в г. Новороссийске от 20.12.2019, А.И. является получателем компенсации взамен льгот на ЖКУ, как ветеран боевых действий, то есть иного вида мер социальной поддержки при наличии иного статуса, данная компенсация выплачена по 31.12.2019.
Таким образом, данное обстоятельство не исключает право А.И. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 15 ч. 1 ст. 21 Закона города Севастополя от 23.01.2015 № 106-ЗС, на территории г. Севастополя.
Сведений о том, что А.И. по месту регистрации места жительства в г. Новороссийске предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по бесплатному проезду, как ветерану военной службы, из материалов административного дела не следует и административным ответчиком не подтверждено.
При таком положении доводы административного ответчика о законности оспариваемого решения Управления являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании предписаний материального права.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им в оспариваемом решении и в суде первой инстанции, которая была предметом рассмотрения суда первой инстанции, ей дана основанная на материалах дела надлежащая правовая оценка, данные доводы направлены на переоценку собранных и исследованных судом первой инстанции доказательств, не содержат безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда первой инстанции, рассматриваемая апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, то оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,
определила:
решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 13 мая 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя – без удовлетворении.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи