ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-152/2021 от 01.10.2021 Южного окружного военного суда

Председательствующий Антонов Г.П.

Дело № 2а-152/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1162/2021

1 октября 2021 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:

председательствующего Тогубицкого В.А.,

судей Коробенко Э.В. и Шендрикова И.В.,

при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г., которым прапорщику ФИО1 отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решения начальника отдела по реализации жилищных программ филиала - «Крымский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел филиала «Крымский») об изменении категории очередности административного истца вместе с членами семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Шендрикова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспорив решение начальника отдела филиала «Крымский» от 22 марта 2021 г. № 49/сев об изменении в учетных данных, содержащихся в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, его статуса с «внеочередник» на «очередник», просил возложить на упомянутое должностное лицо обязанность по отмене этого решения и повторному рассмотрению данного вопроса, а также предоставить жилищную субсидию во внеочередном порядке.

Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование автор жалобы приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции об отсутствии у него права на предоставление социальной гарантии, предусмотренной ст. 15 и 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Указывает, что при принятии обжалуемого решения судом не учтен факт нахождения на иждивении административного истца его внучки М.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Между тем данный факт установлен вступившим в законную силу решением Сакского районного суда Республики Крым от 26 июня 2020 г.

Обращает внимание на то, что его дочь ФИО12<адрес> рождения, мать вышеуказанной его внучки, несмотря на достижение возраста 23 лет,

является матерью одиночкой, обучается в высшем учебном заведении по очной форме, своего дохода не имеет. Поскольку материальной помощи от биологического отца своей дочери не получает, она полностью с внучкой находится на его иждивении. Следовательно, состав его семьи составляет 6 человек, он, супруга, трое детей и внучка. Этим составом семьи он зарегистрирован при войсковой части и проживает в арендуемом им жилом помещении.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Во исполнение этой конституционной нормы ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим и членам их семей предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом в пункте 17 ст. 15 того же Федерального закона закреплено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.

Между тем согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди, к которым административный истец не относится.

В силу пункта 5 ст. 2 вышеприведенного Федерального закона к членам семей военнослужащего относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Перечисленные положения Федерального закона определяют круг лиц, на которых распространяются предусмотренные его нормами социальные гарантии в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей и относят детей военнослужащих и лиц, находящихся на иждивении к разным категориям.

То есть фактически лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, уравниваются в правах на социальные гарантии с членами его семьи, но с соответствующими ограничениями, а именно: «если иное не предусмотрено федеральным законом».

Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что при решении вопроса о том, кого следует отнести к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 1 Конвенции о правах ребенка (20 ноября 1989 г. одобренной Генеральной Ассамблеей ООН) и пункта 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Критерии отнесения семьи к многодетной определяются законодательством субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 г. № 39-3PK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Как видно из материалов дела, на основании решения жилищного органа от 18 сентября 2019 г. № 392/сев ФИО1, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет и члены его семьи (супруга и трое детей 1998, 2004 и 2016 годов рождения) с 31 июля 2019 г. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При этом статус административного истца определен как «внеочередник».

На основании решений жилищных органов от 28 декабря 2019 г. № 333 в учетные данные ФИО1 внесены изменения в части, касающейся формы обеспечения жильем по договору социального найма на жилищную субсидию, а от 6 октября 2020 г. № 154/сев на такой учет в качестве члена семьи административного истца принята его упомянутая выше внучка.

В соответствии с решением начальника отдела филиала «Крымский» от 22 марта 2021 г. № 49/сев статус административного истца с «внеочередник» изменен на «очередник» на том основании, что дочери административного истца ФИО12 7 января 2021 г. исполнилось 23 года. Поэтому она не относится по возрастному критерию к категории лиц, перечисленных в пункте 5 ст. 2 и пункте 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные этим федеральным законом.

Аналогичное по своему содержанию сообщение 25 мая 2021 г. дано административному истцу ФГАУ «Росжилкомплекс» на его обращение.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что семьи военнослужащих, в которых дети перестают отвечать требованиям пункта 5 ст. 2 и пункта 17 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в силу их возрастного или количественного критерия, утрачивают право внеочередного предоставления жилья или денежных средств на его приобретение в указанном порядке.

Данный вывод в полной мере согласуется с общими принципами действующего законодательства о социальной поддержке многодетных семей, предусматривающего, что таковая поддержка осуществляется при соответствии семей определенным критериям численности, а также возраста и поэтому не является пожизненной, а ограничена достижением детьми специально установленного возраста.

Исходя из этого, гарнизонный военный суд правомерно с приведением соответствующих мотивов, с которыми соглашается суд апелляционной инстанции,

признал законными оспариваемые действия административного ответчика, обоснованно отказав в удовлетворении заявленного требования административного истца.

Какие-либо жилищные права административного истца жилищным органом не нарушены, он вместе с членами своей семьи состоит на жилищном учете и находится в списке очередников на получение жилищной субсидии.

Доводы автора жалобы о том, что он обладает правом на получение жилого помещения во внеочередном порядке, как многодетный, являются несостоятельными, поскольку они основаны на неверном истолковании норм материального права.

Иные приведенные в жалобе доводы правильность выводов суда не опровергают, сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 17 июня 2021 г. по административному исковому заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи