Дело № 2а-152/2021 (№33а-423/2022)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 января 2022 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Ситник И.А. и Субхангулова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России № 40 по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая в обоснование, что согласно сведениям, представленным регистрирующими органами Самарин А.А. является собственником транспортных средств и недвижимого имущества.
Налоговый орган надлежащим образом известил Самарина А.А. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление от 25 сентября 2019 года №62854820.
Вместе с тем, Самарин А.А. не уплатил в установленные сроки суммы налогов.
МИФНС России № 40 по РБ направила административному ответчику требования об уплате налога, пени №78390 от 12 июля 2019 года, № 95259 от 17 июля 2019 года, № 109954 от 30 ноября 2019 года, № 135590 от 04 декабря 2019 года, № 141341 от 18 декабря 2019 года.
Данное требование налогоплательщиком оставлено без исполнения.
МИФНС России № 40 по РБ обратилась к мировому судье судебного участка № 4 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о вынесении судебного приказа на общую сумму 72 193,86 рубля.
Мировым судьей судебного участка № 4 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан 16 апреля 2020 года был вынесен судебный приказ № 2а-690/2020, который был впоследствии отменен определением мирового судьи от 16 апреля 2020 года.
МИФНС России № 40по РБ просила суд взыскать с Самарина А.А. задолженность по налогам и пеням на общую сумму 72 193,86 рубля, в том числе: транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 15 533 рубля; транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 25 209 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 21 540 рублей; пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 8 309,25 рублей; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 513,35 рубля; пени по налогу на имущество физических лиц в размере 306,53 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц в размере 359,68 рублей; пени по земельному налогу с физических лиц в размере 222,00 рубля; пени по земельному налогу с физических лиц в размере 201,05 рубль.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года постановлено:
административный иск МИФНС России № 40 по РБ – удовлетворить.
Взыскать с Самарина А.А. ИНН №... (адрес адрес. Б) задолженность по налогам на общую сумму 72 193,86 рублей, в том числе:
транспортный налог с физических лиц:
- транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 15 533,00 руб.,
- транспортный налог с физических лиц за 2017 год в размере 25 209,00 руб.,
- транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 21 540,00 руб.,
- пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 8 309,25 руб.;
налог на имущество физических лиц:
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 513,35 руб.,
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 306,53 руб.;
земельный налог с физических лиц:
- пени по земельному налогу с физических лиц в размере 359,68 руб.,
- пени по земельному налогу с физических лиц в размере 222,00 руб.,
- пени по земельному налогу с физических лиц в размере 201,05 руб.,
Взыскать с Самарина А.А. в доход государства государственную пошлину в размере 1 207,67 руб.
В апелляционной жалобе Самарин А.А. просит решение отменить, административное исковое заявление оставить без удовлетворения, обосновывая тем, что налоговым органом пропущены сроки обращения в суд и направления требования. Также ссылается, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года (дело №33а-7567/2020) решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2020 года изменено в части взыскания общей суммы транспортного налога в размере 82 414 руб. 18 коп., налога за 2016 год в размере 12 757 руб., налога за 2017 год в размере 28 370 руб. Таким образом, налоговый орган повторно обращается в суд о взыскании налога за 2016, 2017, 2018 г.г. В суде апелляционной инстанции, представитель истца от части требований отказался и пояснил, что претензий по транспортному налогу за 2016 и 2017 г.г. нет.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Самарина А.А., представителя МИФНС России №40 по РБ Фасхутдинову М.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 24 декабря 2020 года) если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Самарин А.А., согласно учетным данным налогоплательщика, является (являлся) собственником транспортных средств, в том числе, КАМАЗ 5410 государственный регистрационный номер №..., Опель Corsa государственный регистрационный номер №..., Урал 4320-1969-30 КС 45721 государственный регистрационный номер №..., а также собственником объекта незавершенного строительства с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: адрес.
Ранее в 2017-2018 годах Самарин А.А. являлся собственником транспортных средств: Лада 219010 государственный регистрационный номер №..., Лада 219010 Лада Гранта государственный регистрационный номер №...; в 2016-2018 годах являлся собственником транспортного средства CF MOTO Terralander 800; государственный регистрационный №...
Таким образом, Самарин А.А. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Согласно налоговому уведомлению № 62854820 от 25 сентября 2019 года, Самарину А.А. необходимо в срок до 02 декабря 2019 года уплатить транспортный налог за 2016, 2017, 2018 годы в размере 75 667,00 рублей.
Согласно налоговому уведомлению, налоговым органом (код ИФНС 0272) предъявлен: транспортный налог за 2018 год на транспортное средство: КАМАЗ 5410, №...; CF MOTO Terralander 800, №...; Опель Corsa; №...; Урал 4320-1969-30 КС 45721; №..., Лада 219010 Лада Гранта, №...; Лада 219010, №... (количество месяцев владения 7/12), транспортный налог за 2016, 2017 на транспортное средство: CF MOTO Terralander 800 (количество месяцев владения 4/12 в 2016 году, 12/12 в 2017 году).
Согласно налоговому уведомлению, налоговым органом (код ИФНС 0273) предъявлен: транспортный налог за 2016 год на транспортное средство: CF MOTO Terralander 800 (количество месяцев владения 3/12).
Согласно налоговому уведомлению, налоговым органом (код ИФНС 0274) предъявлен: транспортный налог за 2018 год на транспортное средство: КАМАЗ 5410, №... (количество месяцев владения 5/12), CF MOTO Terralander 800, №... (количество месяцев владения 5/12); Опель Corsa; №... (количество месяцев владения 5/12); Урал 4320-1969-30 КС 45721, №... (количество месяцев владения 5/12); Лада 219010 Лада Гранта, Н700ТН 102 (количество месяцев владения 5/12); Лада 219010, №... (количество месяцев владения 5/12); транспортный налог за 2016, 2018 на транспортное средство: CF MOTO Terralander 800 (количество месяцев владения 5/12 в 2016 году, 5/12 в 2018 году).
Также произведен перерасчет транспортного налога за 2016, 2017 годы на транспортное средство: КАМАЗ 5410 госномер №...; за 2016, 2017 годы на транспортное средство: Урал 4320-1969-30 КС 45721; за 2017 год на транспортное средство: Лада 219010 госномер №...; за 2016 год на транспортное средство: КАМАЗ 5410 госномер №...
В налоговом уведомлении указана сумма ранее начисленного налога, размер примененной льготы, сумма налога к доплате или уменьшению.
Налоговое уведомление № 62854820 от 25 сентября 2019 года направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика, а также направлено по адресу: адрес Б (где ФИО1 зарегистрирован с дата), что подтверждается почтовым реестром от 30 сентября 2019 года.
Согласно налоговому уведомлению № 66120736 от 05 октября 2018 года, Самарину А.А. необходимо в срок до 03 декабря 2018 года уплатить транспортный налог 2015, 2016, 2017 годы в размере 82 775 рублей, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 246 рублей.
Налоговое уведомление направлено административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно налоговому уведомлению № 83858587 от 19 января 2018 года, Самарину А.А. необходимо в срок до 26 марта 2018 года уплатить транспортный налог за 2016 год в размере 11 886 рублей, налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 369 рублей.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
Согласно требованию № 141341 от 18 декабря 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у ответчика образовалась задолженность по транспортному налогу в размере 62 282 рубля и пени по транспортному налогу в размере 201,39 рубль, в связи с несвоевременной оплатой. Согласно требованию срок оплаты задолженности по налогам установлен до 04 февраля 2020 года.
Следовательно, срок обращения по данному требованию в суд истекал 05 августа 2020 года.
Вышеуказанное требование об уплате налога, пени направлено по адресу: адрес, что подтверждается почтовым реестром от 25 декабря 2019 года, а также направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно адресной справке, Самарин А.А. зарегистрирован по адресу: адрес с 31 июля 2018 года.
Согласно требованию № 109954 от 30 ноября 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у административного ответчика образовалась задолженность по оплате пени по транспортному налогу в размере 2 638,42 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 104,08 рубля и 43,34 рубля, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 40,77 рублей и 62,63 рубля, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 43,44 рубля, которую необходимо было оплатить в срок до 16 января 2020 года.
Требование № 109954 от 30 ноября 2019 года направлено по адресу: адрес, что подтверждается почтовым реестром от 05 декабря 2019 года.
Согласно требованию № 135590 от 04 декабря 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у административного ответчика образовалась задолженность по оплате пени по транспортному налогу в размере 62,74 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 2,84 рубля и 1,19 рубль, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 1,11 рубль и 1,72 рубль, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1,19 рубль, которую необходимо было оплатить в срок до 21 января 2020 года.
Вышеуказанное требование об уплате налогов направлено по адресу: адрес, что подтверждается почтовым реестром от 11 декабря 2019 года.
Согласно требованию № 78390 от 12 июля 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у административного ответчика образовалась задолженность по оплате пени по транспортному налогу в размере 7 113,98 рубля и 867,96 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 413,04 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 198,87 рублей и 289,15 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 144,08 рубля и 13,73 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 175,65 рублей, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 286,63 рублей и 14,96 рублей, которую необходимо было оплатить в срок до 29 октября 2019 года.
Вышеуказанное требование об уплате налогов направлено по адресу: адрес, что подтверждается почтовым реестром от 19 июля 2019 года, а также направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Согласно требованию № 95259 от 17 июля 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, у административного ответчика образовалась задолженность по оплате пени по транспортному налогу в размере 130,45 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 4,67 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений в размере 1,70 рубль, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 1,61 рубль, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений в размере 1,72 рубль, пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 2,48 рубля, которую необходимо было оплатить в срок до 05 ноября 2019 года.
Вышеуказанное требование об уплате налогов направлено в адрес административного ответчика: адрес, что подтверждается почтовым реестром от 25 июля 2019 года, а также направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Направление требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по почте заказным письмом признано федеральным законодательством надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата год по делу 2а-100/2020 административный иск МИФНС России №... по РБ – удовлетворен.
Судом постановлено: взыскать с Самарина А.А., ИНН №... (адрес: адрес. Б) задолженность по налогам и пеням на общую сумму 82 661,17 руб., в том числе:
транспортный налог с физических лиц в размере 82 414,18 руб., в том числе налог за 2015 год в размере 40 954,00 руб.,
налог за 2016 год в размере 12 757,00 руб.,
налог за 2017 год в размере 28 370,00 руб.,
пени в размере 333 318 руб., (в последующем, исправлена описка, указано, что пеня в размере 333,18 руб.);
- налог на имущество физических лиц в размере 246,99 руб., в том числе: налог за 2016 год в размере 30,00 руб., налог за 2017 год в размере 216,00 руб., пеня в размере 0,99 руб.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2020 года (№ 33а-7567/2020 года) решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2020 года по делу 2а-100/2020 года изменено в части взыскания общей суммы транспортного налога в размере 82 414, 18 рублей, налога за 2016 год в размере 12 757 рублей, налога за 2017 год в размере 28 370 рублей и взысканной государственной пошлины по следующим основаниям.
Налоговый орган просил суд взыскать с Самарина А.А. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 12 757 рублей.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республик Башкортостан, согласно апелляционному определению от 17 июня 2020 года сделан вывод о том, что в связи с произведенными перерасчетами по транспортному налогу с Самарина А.А. подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 6 417 рублей (12 757 руб. - 5688 руб. - 652 руб.). При этом налоговым органом исключен налог за 2016 год по транспортным средствам: КАМАЗ 5310, государственный регистрационный знак №... в размере 5 688 рублей; CF МОТО TERRALANDER 800, государственный регистрационный знак №... в размере 652 рубля.
В рамках настоящего административного дела налоговый орган просил суд взыскать с Самарина А.А. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 28 370 рублей.
В связи с произведенными перерасчетами по транспортному налогу с Самарина А.А. по делу № 2-100/2020 подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 524 рублей (28 370 руб. - 13650 руб. - 1565 руб. - 1631 руб.). При этом налоговым органом исключен налог за 2017 год по транспортным средствам: КАМАЗ 5310, государственный регистрационный знак №... в размере 13 650 рублей; CF МОТО TERRALANDER 800, государственный регистрационный знак №... в размере 1 565 рублей; ЛАДА ГРАНТА 219010, государственный регистрационный знак №... в размере 1 631 рубль.
При указанных обстоятельствах, решение суда в данной части было изменено, с Самарина А.А. подлежал взысканию транспортный налог в общей сумме 59 228,18 рублей, в том числе налог за 2016 год в размере 6 417 рублей, налог за 2017 год в размере 11 524 рубля.
Таким образом, за 2016 и 2017 годы транспортный налог по указанным транспортным средствам (КАМАЗ 5310 госномер №...; CF МОТО TERRALANDER 800; ЛАДА ГРАНТА 219010 госномер №...) по ранее рассмотренному делу № 2а-100/2020, не взыскивался.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронной форме определяется соглашением взаимодействующих сторон (пункт 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 28 января 2020 года по делу 2а-100/2020 установлено, что согласно сведениям о регистрации физического лица по месту жительства, поступившие в налоговый орган в электронном виде в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от регистрирующего органа (УВМ МВД России по Республике Башкортостан) ФИО1 ИНН №...
с 31 июля 2018 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: 450018, адрес (код НО 0274);
с 09 августа 2016 года по 31 июля 2018 года был зарегистрирован по адресу: 450571, адрес (код НО 0272);
с 22 марта 2016 года по 09 августа 2016 года был зарегистрирован по адресу: 450018, адрес (код НО 0274);
до 22 марта 2016 года был зарегистрирован по адресу: 453403, адрес (код НО 0273).
Таким образом, начисление налогов производилось налоговыми органами (код НО 0272, код НО 0273, код НО 0274) по месту регистрации налогоплательщика, в настоящее время, налоговое администрирование передано в ведение МИФНС России № 40 по РБ, которая обратилась в суд (первоначально к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем, с административным иском в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан).
Согласно материалам административного дела №2а-690/2020 судебного участка №4 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан, к мировому судье МИФНС России № 40 по РБ обратилась 16 апреля 2020 года, то есть в срок, установленный законодательством.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан от 06 мая 2020 года отменен судебный приказ от 16 апреля 2020 года о взыскании с Самарина А.А. задолженности по обязательным платежам в размере 72 193,86 рубля, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 1 183,00 рубля.
Следовательно, срок обращения в районный суд с административным иском после отмены судебного приказа истекал 07 ноября 2020 года.
Налоговый орган обратился в суд 13 октября 2020 года, то есть в установленный законодательством шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
Факт наличия объектов налогообложения и получения налоговых уведомлений и требований налогоплательщик не оспаривал, ссылаясь на пропуск срока налоговым органом. Данный довод судом первой инстанции отклонен, как основанный на неверном толковании законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о соблюдении налоговым органом предусмотренных законом сроков обращения в суд.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и соответствуют материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец пропустил сроки для обращения в суд и направления требования, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Пунктом 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что направление налогового уведомления по налогу на имущество физических лиц допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, действующее налоговое законодательство предусматривает права налогового органа включать в уведомление три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
При этом пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает право налогового органа произвести перерасчет сумму ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортный налог) и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (налог на имущество физических лиц) не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
С учетом изложенного, налоговый орган вправе был включить в налоговое уведомление от 25 сентября 2019 года расчет транспортного налога за 2016-2018 годы, перерасчет транспортного налога за 2016 - 2017 годы.
В силу статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Как следует из материалов дела 2а-100/2020, в МИФНС России №40 по РБ из ГИБДД поступили сведения о спорных транспортных средствах – 31 июля 2018 года.
Также, из материалов дела следует, что Самарин А.А. встал на налоговый учет в МИФНС России №40 по РБ - 31 июля 2018 года.
Доказательств, что ГИБДД ежегодно до 15 февраля представлял сведения за 2015-2017 годы об указанных транспортных средствах в МИФНС России №40 по РБ, не имеется.
Учитывая, что ранее Инспекция требования об уплате транспортного налога за указанные периоды ответчику не направляла, Самарин А.А. встал на налоговый учет в МИФНС России №40 по РБ только 31 июля 2018 года, сведения о транспортных средствах из ГИБДД поступили в МИФНС России №40 по РБ – 31 июля 2018 года, то налоговая инспекция обоснованно направила налоговое уведомление за три налоговых периода и поэтому не пропустила срок на обращение в суд с указанным административным иском.
При этом, сроки на обращение в суд, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации МИФНС России №40 по РБ также не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы Самарина А.А. о том, что налоговый орган повторно обращается в суд о взыскании налога за 2016, 2017, 2018 г.г. и представитель истца от части требований о взыскании транспортного налога за 2016 и 2017 г.г. отказался, несостоятельны.
В данном случае взыскание производилось Инспекцией по разным требованиям, в разные временные периоды. При этом по административному делу №2а-100/2020 налоги по рассматриваемому делу не взыскивались.
По административному делу №2а-100/2020 налоговым органом исключен налог за 2017 год по транспортным средствам: КАМАЗ 5310, государственный регистрационный знак №... в размере 13 650руб.; СF МОТО ТЕRRALANDER 800, государственный регистрационный знак №... в размере 1565 руб.; ЛАДА ГРАНТА 219010, государственный регистрационный знак №... в размере 1 631 руб. в связи с подлежащим взысканию на основании налогового уведомления от 25 сентября 2019 года №62854820.
При этом, налоговой орган не отказывался от указанных административных исковых требований.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В этой связи судом апелляционной инстанции принимая во внимание вступивший в законную силу судебный акт, считает, что в данном деле преюдициальное значение имеет рассмотренное ранее административное дело и установленные при рассмотрении того дела обстоятельства.
Учитывая, что право оценки доказательств принадлежит суду, судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов, изложенных в мотивировочной части решения, соглашается с оценкой судом имеющихся в деле доказательств. Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом исследования суда, им дана надлежащая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, а направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 19 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самарина А.А. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи И.А. Ситник
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Соколова И.Л.