ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1530/20 от 25.11.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33а-10315/2020; 2а-1530/2020 ~ М-487/2020

59RS0005-01-2020-000656-44

Судья Пепеляева И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 ноября 2020 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Поповой Н.В.

Судей Никитиной Т.А., Титовца А.А.

При секретаре Греховой Е.В.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления жилищных отношений администрации города Перми на решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 30 июня 2020 года, которым постановлено:

«Признать незаконным бездействие постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми, администрации Мотовилихинского района г.Перми и администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирного дома в городе Перми по адресу: ул. Звонарева,5.

Обязать городскую межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Управление жилищных отношений администрации г.Перми, администрацию г.Перми в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования дома г.Перми по адресу: ул.Звонарева,5, с целью обеспечения рассмотрения городской межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с положениями, порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., пояснения представителя административного истца, изучив материалы административного дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми (административный истец) обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации г. Перми, Администрации Мотовилихинского района г. Перми, Межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми для оценки и обследования помещений, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (административные ответчики) о признании незаконным бездействия, возложения обязанности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми в январе 2020 года проведена проверка деятельности межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В ходе проверки установлено, что межведомственная комиссия создана распоряжениями главы администрации Мотовилихинского района г. Перми 17.10.2016 №СЭД-36-01-05-188, от 25.09.2019 №059-36-01-05-303, от 13.12.2019 №059-36-01-05-424.

В ходе проверки установлено, что 03.07.2019 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края в адрес главы администрации Мотовилихинского района г.Перми направлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12, в котором указано о выявленных признаков аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (нарушены пункты 10,34 Положения). Кроме того, 03.10.2019 в адрес главы администрации района также направлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Звонарева, 5, в котором указаны аналогичные признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания. Указанные заключения направлены для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением. Заседания по рассмотрению поступивших заключений Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края межведомственной комиссией проведены 25.07.2019 и 15.11.2019. По результатам рассмотрения обращений Инспекции государственного жилищного надзора края, согласно протоколам заседаний межведомственной комиссии приняты решения об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, собственникам помещений рекомендовано предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Административный истец просил признать незаконным бездействие постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми, администрации Мотовилихинского района г.Перми и администрации г.Перми, выразившиеся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирных домов города Перми по адресам: ул. Индустриализации, 12 и Звонарева, 5. Обязать постоянно действующую межведомственную комиссию при администрации Мотовилихинского района г.Перми, администрацию Мотовилихинского района г.Перми и администрацию г.Перми в течение 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования домов города Перми по адресам: ул. Индустриализации, 12 и ул. Звонарева, 5 с целью обеспечения рассмотрения межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания домов аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с положениями в соответствии с порядком требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В ходе рассмотрения дела административный истец в соответствии с положениями ст. 46 КАС РФ уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми и администрации г.Перми, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирных домов г.Перми по адресам: ул. Индустриализации, 12 и ул. Звонарева, 5, и обязать Управление жилищных отношений администрации г.Перми, администрацию г.Перми в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования домов г.Перми по адресам: ул. Индустриализации,12 и ул.Звонарева,5, с целью обеспечения рассмотрения городской межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания домов аварийными и подлежащим сносу, в соответствии с положениями, порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Далее, административный истец вновь уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г. Перми, администрации Мотовилихинского района г. Перми и администрации г. Перми, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирных домов города Перми по адресам: ул. Индустриализации, 12 и ул. Звонарева, 5. Обязать городскую межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, Управление жилищных отношений администрации г. Перми, администрацию г. Перми в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение специализированной организацией дополнительного обследования домов г. Перми по адресам: ул. Индустриализации,12 и ул.Звонарева,5, с целью обеспечения рассмотрения городской межведомственной комиссией вопроса о наличии оснований для признания домов аварийными и подлежащим сносу, в соответствии с положениями, порядком и требованиями, установленными Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Управление жилищных отношений администрации города Перми, считает его незаконным поскольку судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права, не правильно оценено то обстоятельство, что граждане (собственники) наниматели, проживающие в указанном жилом доме могут организовать общее собрание с участием управляющей организации для решения вопроса о целесообразности о признании дома аварийным и долевого участия в расходах, связанных с обследованием дома специализированной организацией.

Также указывают, что в срок, указанный в решении. Исполнение решения суда невозможно.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Пермского края Королева М.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались.

Изучив материалы административного дела в соответствии с положением статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора прокуратуры Пермского края, приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела 01.10.2019 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края составлено заключение №530 о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Звонарева, 5. В данном заключении сделаны следующие выводы: имеются признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

03.10.2019 Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края направила Главе администрации Мотовилихинского района г.Перми заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Звонарева, 5 от 01.10.2019 №530, и сообщила, что выявлены признаки аварийности отдельных конструктивных элементов в многоквартирном доме №5 по ул.Звонарева г.Перми. Заключение направляется для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

17.10.2019 Администрация Мотовилихинского района г.Перми направили в адрес ООО УК «Домком», ЖСК-70 сообщение о том, что 11.10.2019 администрацией района проведено рабочее совещание с участием представителей прокуратуры района, некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми, председателя совета многоквартирного дома №5 по ул. Звонарева, председателя правления ЖСК-70 (ул.Звонарева,3) по вопросам обеспечения безопасного проживания жителей в многоквартирных домах №3,5 по ул. Звонарева, обеспечения безопасной эксплуатации транзитного газового трубопровода, проходящего между домами №3,5 по ул. Звонарева, направлена копия протокола рабочего совещания от 11.10.2019, для исполнения.

01.11.2019 Администрация Мотовилихинского района г.Перми направили в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края сообщение о том, что заседание межведомственной комиссии администрации района назначено на 20.11.2019, организовано рабочее совещание по вопросу обеспечения безопасного проживания жителей многоквартирных домов №3,5 по ул. Звонарева, в адрес управляющих копаний направлена копия протокола рабочего совещания по вопросу обеспечения безопасного проживания жителей многоквартирных домов №3,5 по ул. Звонарева, для исполнения.

Как следует из протокола рабочего совещания Администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.10.2019 по вопросу безопасного проживания жителей многоквартирных домов №3, №5 по ул. Звонарева, на совещании приняты решения о том, что ООО УК «Домком» и ЖСК №70 необходимо организовать и провести общее собрание собственников помещений МКД по вопросам проведения детального (инструментального) обследования МКД, источнику финансирования до 04.11.2019, ООО УК «Домком» и ЖСК №70 подготовить письмо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края по вопросу проведения детального (инструментального) обследования МКД в срок до 25.10.2019, ООО УК «Домком» направить в адрес администрации района информацию о подтоплении территорий и сети газоснабжения МКД в срок до 18.10.2019, ООО УК «Домком» и ЖСК №70 взять на особый контроль техническое состояние конструкций МКД (постоянно), администрации района организовать работу по определению балансодержателя сети газоснабжения МКД и проработать вопрос по ее перекладке с ресурсоснабжающей организацией АО Газпром газораспределение Пермь.

15.11.2019 состоялось заседание межведомственной комиссии администрации Мотовилихинского района г. Перми на котором приняты решения об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов, расположенных по адресу: г.Пермь, ул. Звонарева, 5 и 3, аварийными и подлежащими сносу (поскольку отсутствует заключение специализированной организации на многоквартирные дома по состоянию на 15.11.2019), рекомендовано направить уведомление собственникам помещений указанных многоквартирных домов о предоставлении документов, необходимых для признания многоквартирных домов аварийным и подлежащими сносу (протокол от 15.11.2019).

19.11.2019 Главой администрации Мотовилихинского района г.Перми в адрес собственников помещений направлено сообщение о том, что собственникам многоквартирного дома № 5 по ул. Звонарева г.Перми рекомендовано направить в межведомственную комиссию при администрации района детально-инструментальное обследование дома специализированной организацией для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2019 №47.

Также из материалов дела следует, что Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» в рамках соглашения о взаимодействии и сотрудничестве направлены в адрес Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края технические отчеты комплексного обследования, представленные ООО «КРАФТ», в том числе в отношении дома по адресу: г.Пермь, ул.Индустриализации, 12. Просили инициировать проведение межведомственной комиссией муниципального образования оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и о принятом решении уведомить Фонд капитального ремонта Пермского края.

Из технического отчета ТО-59.52-209 обследования технического состояния строительных конструкций и инженерных сетей многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12 следует, что состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а не несущих – весьма ветхое, техническое состояние инженерных сетей неудовлетворительное, техническое состояние здания в целом классифицируется как ограниченно-работоспособное, дальнейшей эксплуатация конструкций многоквартирного дома допускается с проведением ремонтно-восстановительных работ.

02.07.2019 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края составлено заключение №2 о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул.Индустриализации, 12, сделан вывод, что имеются признаки аварийности отдельных конструктивных элементов здания, ухудшения их эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

03.07.2019 Инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края направлено Главе администрации Мотовилихинского района г.Перми заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12 от 02.07.2019 №2, и сообщено, что согласно техническому отчету комплексного обследования техническое состояние несущих конструктивных элементов оценивается как аварийное и не обеспечивает безопасное проживание граждан в указанном многоквартирном доме. Заключение направляется для проведения межведомственной комиссией оценки соответствия помещений, технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

25.07.2019 состоялось заседание межведомственной комиссии администрации Мотовилихинского района г. Перми, в том числе по вопросу о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12, где рассмотрев заключение Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о техническом состоянии дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12, межведомственная комиссия приняла решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации, 12, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Рекомендовано направить письма в УЖО администрации г.Перми, ООО «УК «Мастер Комфорта» (для оповещения собственников помещений) о предоставлении документов, указанных в пункте 45 Положения, для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

30.07.2019 Главой администрации Мотовилихинского района г.Перми в адрес ООО «УК «Мастер Комфорта» направлено сообщение о том, что необходимо провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома № 12 по ул. Индустриализации по вопросу признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и определении источников финансирования для проведения детально-инструментального обследования дома. Заключение специализированной организации по результатам обследования технического состояния строительных конструкций многоквартирного дома №12 по ул.Индустриализации в кратчайшие сроки направить в администрацию Мотовилихинского района г.Перми для проведения межведомственной комиссии по признанию указанного дома аварийным и подлежащим сносу.

02.08.2019 ООО «УК «Мастер Комфорта» направили в адрес администрации Мотовилихинского района г.Перми сообщение, что собственниками помещений МКД №12 по ул. Индустриализации проведено собрание по установлению дополнительного сбора на проведение соответствующей экспертизы, дополнительный сбор будет проводиться в течение июля, августа 2019 года. После проведения сбора денежных средств будет определена организация по проведению обследования МКД №12 по ул. Индустриализации.

08.08.2019 Управление жилищных отношений администрации г.Перми направили Главе администрации Мотовилихинского района г.Перми в ответ на письмо по вопросу обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Пермь ул. Индустриализации, 12 сообщение, что обследование многоквартирных домов специализированной организацией с целью рассмотрения вопроса признания домов аварийными и подлежащими сносу за счет средств бюджета города Перми планируется в отношении дома по ул. Индустриализации, 12 в 2020 году.

Разрешая настоящее административное дело, суд первой инстанции руководствовался Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 и пришел к выводу о том, что постоянно действующей межведомственной комиссией при администрации Мотовилихинского района г.Перми, администрацией Мотовилихинского района г.Перми и администрацией г. Перми допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирного дома в городе Перми по адресу: ул. Звонарева,5, ул. Индустриализации, 12.

К данному выводу суд пришел на основании того, что материалами настоящего административного дела нашел подтверждение факт того, что по результатам рассмотрения обращений Инспекции государственного жилищного надзора края, согласно протоколам заседаний межведомственной комиссии действительно приняты решения об отсутствии оснований для признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, собственникам помещений рекомендовано предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Однако, заключение, предусмотренное пунктом 47 Положения и приложением №1 к Положению, комиссией не принималось.

Суд первой инстанции также принял во внимание, что в межведомственную комиссию обращался надзорный орган – Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, в связи с чем, комиссия не вправе была истребовать заключение специализированной организации от собственников и ставить рассмотрение обращений жилищной инспекции в зависимость от предоставления собственниками дополнительных документов.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства, данные обстоятельства подтверждены материалами административного дела и имеющимися доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

На основании части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Согласно пункту 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В силу пункта 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение органа государственного надзора (контроля), провести оценку соответствия жилого помещения в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено.

Суд первой инстанции, учитывая, что по факту направленных в адрес главы администрации Мотовилихинского района заключений о техническом состоянии многоквартирного дома решения в порядке пункта 47 Положения не принято, пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны административных ответчиков имеет место противоправное бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации дополнительного обследования многоквартирных домов.

Вместе с тем суд исходил из того, что поскольку в отношении многоквартирного дома по адресу: г.Пермь, ул. Индустриализации,12 меры по организации обследования приняты, оснований для констатации факта бездействия и возложения какой-либо обязанности на административных ответчиков на момент рассмотрения спора по существу не имеется.

Таким образом, судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими правовым подходам Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 01.06.2017 № 1-КГ17-4.

При этом признание судом незаконным бездействия как постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми, администрации Мотовилихинского района г.Перми так и администрации города Перми судебная коллегия полагает правильным, основанным на нормах действующего в период возникновения спорных правоотношений и на момент разрешения настоящего административного спора законодательства. При этом суд обоснованно исходил из того, что Решением Пермской городской Думы от 25.02.2020 № 36 функции, возложенные на территориальные органы администрации города Перми в сфере жилищных отношений (организация деятельности межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального и частного жилых фондов непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции), в целях централизации и повышения эффективности их исполнения переданы в управление жилищных отношений администрации города Перми.

Постановлением администрации города Перми от 03.04.2020 № 314 утверждено Положение о городской межведомственной комиссии для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Городская межведомственная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом для оценки и обследования жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда города Перми, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 (1) Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, «многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 в целях принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом выводы суда о том, что незаконное бездействие было допущено как постоянно действующей межведомственной комиссии при администрации Мотовилихинского района г.Перми так и администрации г. Перми города Перми, основано на фактических обстоятельствах дела и соотносится с изменением правового регулирования в период спорных правоотношений. Суд правильно исходил из того, что в настоящее время (на момент рассмотрения дела) функции, возложенные на территориальные органы администрации города Перми в сфере жилищных отношений (организация деятельности межведомственной комиссии по признанию жилых помещений муниципального и частного жилых фондов непригодными для проживания граждан, по признанию помещений соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции), в целях централизации и повышения эффективности их исполнения переданы в Управление жилищных отношений администрации города Перми, административных ответчиков – городскую межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, следовательно возложение обязанности по восстановлению нарушенных прав на городскую межведомственную комиссию является правильным.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о необходимости проведения собственниками помещений общего собрания для разрешения вопросов о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о выборе специализированной организации и заключении договора для проведения технического состояния многоквартирного дома, так как Положением таких условий для обращения собственников (нанимателей) помещений в межведомственную комиссию не предусмотрено.

Срок, установленный судом первой инстанции для организации проведения специализированной организацией дополнительного обследования дома является обоснованным, доказательств того, что данного срока будет явно недостаточно, в материалы дела представлено не было. Административный ответчик не лишен права обращаться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения, приводя при доводы в обоснование её предоставления.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что необходимая совокупность для признания заключения и бездействия административных ответчиков незаконными по настоящему делу имелась, требования административного искового заявления удовлетворены обоснованно.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 30 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищных отношений администрации города Перми без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд, принявший решение.

Председательствующий-

Судьи-

а