ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1531/2021 от 01.12.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Петрова Ю.В. №33а-10614/2021

дело 1 инстанции:№2а-1531/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 декабря 2021 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., ФИО1,

ФИО2,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, заинтересованное лицо ФИО5, председатель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2021 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения ФИО3, её представителя ФИО7, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

ФИО3 обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4, в котором с учётом уточнений (т. 1 л.д. 74-75) просила: признать незаконным решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, по заявлению от 02.02.2021 №КУВД -001/2021-3485641; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым рассмотреть заявление от 02.02.2021 №КУВД -001/2021-3485641.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец и ФИО5 являются сособственниками домовладения по адресу: <адрес>: жилого дома с кадастровым номером на земельном участке с кадастровым номером . 02 февраля 2021 года административным истцом и ФИО5 подано заявление на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации права на домовладение в связи с изменениями, осуществленными в доме на основании упрощенной декларации о вводе в эксплуатацию изменений. Поданному заявлению Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастровому учету Республики Крым присвоен №КУВД-001/2021-3485641. 07 апреля 2021 года государственным регистратором ФИО4 путём телефонограммы сообщено о том, что осуществление кадастрового учета и государственной регистрации приостановлено по заявлению ФИО5, после чего им же подано заявление о прекращении государственной регистрации. В свою очередь, административным истцом заявление о приостановке либо прекращении кадастрового учета и регистрации права не подавалось. 07 апреля 2021 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 вынесено уведомление о прекращении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ. Однако, с вынесенным решением государственного регистратора административный истец не согласен, считает его незаконным и нарушающим право на своевременное внесение изменений в ЕГРН в отношении имущества, принадлежащего административному истцу.

Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 11 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён председатель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2021 года административный иск ФИО3 удовлетворён, с административного ответчика взысканы судебные расходы по административному делу в виде уплаты госпошлины.

Не согласившись с постановленным решением, административным ответчиком Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В апелляционной жалобе апеллянт указывает на то, что 10.02.2021 заявителем ФИО5 было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав на обозначенный объект недвижимости по причине: для устранения причин несоответствия долей. 10.03.2021 в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона №218-ФЗ осуществление действий по государственной регистрации прав, документы на которые были представлены с заявлением 02 февраля 2021 года №КУВД-001/2021-3485641 в связи с заявлением о приостановлении 10 февраля 2021 года №КУВД001/2021-4755021 ФИО5 приостановлено в срок до 10 августа 2021 года. 16 марта 2021 года заявителем ФИО5 подано заявление о прекращении государственной регистрации прав и возврате документов без их проведения на обозначенный объект недвижимости. В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона №218-ФЗ, на основании заявления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от 16 марта 2021 года №КУВД-001/2021-9408054, 07.04.2021 прекращено осуществление государственной регистрации прав в отношении здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, документы для осуществления которого были представлены в орган регистрации прав заявлением от 02 февраля 2021 года №КУВД-001/2021-3485641. Считает, принятое уведомление о прекращении в государственной регистрации законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО3 и её представитель по доверенности ФИО7 просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ввиду её необоснованности.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав административного истца, её представителя, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела, установлено судом первой инстанции, и не оспаривается сторонами, 02 февраля 2021 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру по Республике Крым через Многофункциональный центр поступило заявление ФИО8 и ФИО5 о государственной регистрации прав общей долевой собственности на объект недвижимости: <адрес>, кадастровый (т. 1 л.д.30-33, 39-42).

После регистрации брака 11 июня 2021 года административному истцу ФИО8 присвоена фамилия ФИО3 (т. 1 л.д. 59).

10 февраля 2021 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 направлено заявление о приостановлении государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д. 47-49).

10 марта 2021 года государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 приостановил проведение государственной регистрации права (т. 1 л.д. 50) в связи с заявлением о приостановлении от 10.02.2021 №КУВД-001/2021-4755021 ФИО5 - для устранения причин несоответствия долей.

16 марта 2021 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО5 направлено заявление о прекращении государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (т. 1 л.д. 52-54).

07 апреля 2021 года государственным регистратором Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 вынесено решение о прекращении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, оформленное в форме уведомления №КУВД-001/2021-3485641/5 (т. 1 л.д. 55).

Удовлетворяя административный иск ФИО3, суд первой инстанции исходил из необоснованности решения государственного регистратора о прекращении осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права на заявленный объект недвижимого имущества.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормамиФедерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

В соответствии с частью 3 статьи 1 поименованного закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 2, 3, 8 части 3 статьи 3 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав.

Прекращение осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусмотрено положениями статьи 31 Федерального закона №218-ФЗ.

Как усматривается из материалов административного дела, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 в качестве основания для прекращения действий по осуществлению кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав указал на заявление ФИО5 о прекращении действий по осуществлению государственного кадастрового учета и проведению государственной регистрации прав собственности, сославшись на часть 6 статьи 31 Федерального закона №218-ФЗ.

При этом, в части 6 статьи 31 Федерального закона №218-ФЗ указано, что порядок и способы направления органом регистрации прав уведомления о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Тогда как в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона №218-ФЗ, до осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав рассмотрение представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав заявления и (или) документов может быть прекращено на основании совместного заявления лиц, представивших заявление и (или) документы для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Поскольку административным истцом ФИО3 заявления о прекращении регистрационных действий в отношении объекта недвижимости в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым не подавалось, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что у регистрирующего органа, таким образом, отсутствовали правовые основания для вынесения решения о прекращении регистрационных действий на основании части 6 статьи 31 Федерального закона №218-ФЗ.

В связи с чем, районный суд правомерно с учётом требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об устранении нарушенного права административного истца, установил наличие правовых оснований для удовлетворения заявленного ФИО3 административного иска в полном объёме, и, как следствие, взыскания судебных расходов по административному делу.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 23 августа 2021 года по административному делу №2а-1531/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

ФИО1