ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1550/2023 от 17.10.2023 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело №33а-3987/2023 (суд 2 инстанции) Докладчик Семёнов А.В.

Дело № 2а-1550/2023 (суд 1 инстанции) Судья Игнатович М.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

судей Семёнова А.В. и Кутровской Е.В.,

при секретаре Муравьевой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 17.10.2023 административное дело по апелляционной жалобе УФНС России по Владимирской области на решение Октябрьского районного суда г. Владимира 28.06.2023 по административному исковому заявлению УФНС России по Владимирской области к Логинову Николаю Александровичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам,

Заслушав доклад судьи Семёнова А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

МИФНС России № 14 по Владимирской области обратилась в суд с административным иском к Логинову Н.А. о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам и пени за 2018,2019 и 2019 годы.

В обоснование указано, что Логинов Н.А. является собственником имущества, которое является объектами налогообложения в соответствии со статьями 357, 388 НК РФ.

В соответствии с требованиями статьи 69, 70 НК РФ в адрес Логинова Н.А. были направлены налоговые уведомления и требования об уплате налога, которые до настоящего времени ответчиком не исполнены. В связи с неуплатой налога ответчику были начислены пени.

Определением суда от 17.04.2023 произведена замена стороны административного истца МИФНС России № 14 по Владимирской области на правопреемника УФНС России по Владимирской области, в связи с реорганизацией.

Решением Октябрьского районного суда г. Владимира 28.06.2023 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Жалоба рассмотрена в отсутствие административного ответчика Логинова Н.А., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.

Исследовав письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав объяснения представителя административного истца УФНС России по Владимирской области Хрипуновой Ю.С., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 КАС РФ. К таким основаниям относятся, в том числе несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, недоказанность установленных судом обстоятельств, нарушение норм материального права или норм процессуального права.

В данном случае имеются такие обстоятельства, что влечет отмену решения суда.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что, налоговым органом пропущен срок подачи административного искового заявления о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам, приняв во внимание, что не представлено доказательств уважительности причин пропуска срока для подачи административного искового заявления в суд.

Судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными.

Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Из материалов дела следует, что административный ответчик Логинова Н.А. в спорный период являлся собственником транспортного средства ****, регистрационный знак **** (л.д. 36-39), в связи с чем на основании статьи 357 НК РФ, положений Закона Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ, является плательщиком транспортного налога.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Пункт 1 статьи 358 НК РФ предусматривает, что объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 данного пункта) – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (подпункт 1 пункта 1 и пункта 2 статьи 359 НК РФ).

Положениями пункта 1 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.

Законом Владимирской области от 27.11.2002 № 119-ОЗ «О транспортном налоге» (далее – Закон Владимирской области № 119-ОЗ) на территории Владимирской области введен транспортный налог.

Статьей 6 указанного Закона в налоговый период – 2018-2020 года действовала ставка транспортного налога на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно – 20 рублей.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 НК РФ).

На основании пункта 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Кроме того в спорные периоды Логинову Н.А. принадлежали:

- земельный участок с кадастровым номером ****, по адресу: **** (л.д. 35);

- земельный участок, с кадастровым номером ****, по адресу: **** (л.д. 35);

- земельный участок, с кадастровым номером ****, по адресу: **** (л.д. 35).

На основании положений статьи 388 НК РФ Логинов Н.А. является плательщиком земельного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 39 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно статье 389 НК объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Решением Совета народных депутатов города сельское поселение Лавровское Судогодского района №05/10 от 23.03.2016 «Об установлении земельного налога на территории МО Лавровского сельского поселения Судогодского района» ставка в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства установлена в размере 0,3%.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в установленном порядке налоговыми органами и подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 397 НК РФ).

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).

За несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога согласно статье 75 НК начисляются пени за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Материалами дела подтверждается, что налоговый орган, на основании частей 2, 3 статьи 52, статьи 362 НК РФ, положений закона Владимирской области «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» от 27.11.2002 № 119-ОЗ, исчислил сумму налога в отношении транспортного средства налогоплательщика, а также в соответствии с требованиями статьей 69, 70 НК РФ исчислил сумму земельного налога в отношении земельных участков налогоплательщика и направил в его адрес налоговые уведомления № 49071565 от 25.07.2019 на уплату транспортного налога и земельного налога за 2018 год со сроком уплаты до 02.12.2019; № 38932827 от 03.08.2020 на уплату транспортного налога и земельного налога за 2019 год сроком уплаты до 01.12.2020; № 12254336 от 01.09.2021 на уплату транспортного налога и земельного налога за 2020 год сроком уплаты до 01.12.2021 (л.д. 27, 29, 31).

Налоговым органом исчислен транспортный налог: * 90.00 (налоговая база) * 20 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 1 800 руб. за 2018 год; * 90.00 (налоговая база) * 20 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 1 800 руб. за 2019 год; * 90.00 (налоговая база) * 20 (налоговая ставка) * 12/12 (количество месяцев) = 1 800 руб. за 2020 год (остаток 1 766 руб.).

Исчислен земельный налог:

земельный участок, кадастровый номер ****, по адресу: **** - 435840*1*0,30%*12/12 = 899 руб. за 2018 год; 435840*1*0,30%*12/12 = 989 руб. за 2019 год; 435840*1*0,30%*12/12 = 1 088 руб. за 2020 год;

земельный участок, кадастровый номер ****, по адресу: **** - 361202- 163440*1*0,30%*12/12 = 593 руб. за 2018 год; 361202- 163440*1*0,30%*12/12 = 593 руб. за 2019 год; 361202- 163440*1*0,30%*12/12 = 593 руб. за 2020 год;

земельный участок, кадастровый номер ****, по адресу: **** - 230995*1*0,30%*2/12 = 116 руб. за 2018 год; 230995*1*0,30%*12/12 = 693 руб. за 2019 год, 230995*1*0,30%*12/12 = 693 руб. за 2020 год.

Представленный суду апелляционной инстанции расчет задолженности по налогам и пени соответствует налоговому законодательству.

При этом в отношении налогоплательщика применена льгота, предусмотренная для «Ветеранов боевых действий» в виде уменьшения налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков. Указано, что данный вычет предоставлен налоговым органом начиная с 2017 г.

Кроме того, пунктом 17 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.

В данном случае при исчислении суммы земельного налога в отношении земельного объекта, с кадастровым номером ****, по адресу: ****, применены положения пункта 17 статьи 396 НК РФ.

В связи с тем, что в установленный срок Логинов Н.А. указанные в налоговых уведомлениях сумму исчисленного транспортного средства не уплатил, ему начислены пени: за 2018 год с 03.12.2019 по 15.01.2020 в размере 16,69 руб. (пени начислены за налог в размере 1 800 руб. за 2018 год); за 2019 год с 02.12.2020 по 14.03.2021 в размере 26,26 руб. (пени начислены на налог в размере 1 800 руб. за 2019 год).

В связи с тем, что в установленный срок Логинов Н.А. указанные в налоговых уведомлениях сумму исчисленного земельного налога не уплатил, ему начислены пени: за 2018 год с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 65,52 руб. (пени начислены на налог в размере 1 608 руб. за 2018); за 2019 год с 02.12.2020 по 14.03.2021 в размере 33,20 руб. (пени начислены на налог в размере 2 275 руб. за 2019); за 2020 год с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 7,72 руб. (пени начислены на налог в размере 2 374 руб. за 2020).

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ Инспекцией направлено в адрес должника требования № 5003 от 16.01.2020 на уплату транспортного налога в размере 1 800 руб. и пени в размере 16,69 руб. в срок до 14.02.2020; № 3239 от 15.03.2021 на уплату транспортного налога в размере 4 075 руб. и пени в размере 59,46 руб. в срок до 14.04.2021; № 22995 от 15.12.2021 на уплату транспортного налога в размере 4 140 руб. и пени в размере 7,72 руб. в срок до 08.02.2022 (л.д. 10, 19, 24).

В соответствии со статьями 69, 70 НК РФ Инспекцией направлено в адрес должника требования № 6762 от 04.02.2020 на уплату земельного налога в размере 1 608 руб. и пени в размере 21,28 руб. в срок до 31.03.2020; № 27455 от 26.06.2020 на уплату земельного налога в размере 0 руб. и пени в размере 56,57 руб. в срок до 27.11.2020; № 3239 от 15.03.2021 на уплату земельного налога в размере 4 075 руб. и пени в размере 59,46 руб. в срок до 14.04.2021, № 22995 от 15.12.2021 на уплату земельного налога в размере 4 140 руб. и пени 7,72 руб. в срок до 08.02.2022 (л.д. 14, 17, 19, 24).

Требования об уплате налога и пени в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнены, что является основанием для удовлетворения требований об их взыскании в судебном порядке.

Вывод суда первой инстанции о пропуске налоговым органом срока обращения в суд основан на неправильном применении норм действующего законодательства и не соответствует обстоятельствам дела.

В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Кроме того статьей 48 НК РФ предусмотрен минимальный размер задолженности по обязательным платежам, за взысканием которого налоговый орган может обратиться в суд.

В силу положений абзаца 4 части 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 данной статьи.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 48 НК РФ, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

В данном случае совокупная задолженность по выставленным требованиям превысила 10 000 рублей в соответствии с требованием от 15.12.2021, срок исполнения которого истек 08.02.2022 (л.д.74).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Владимира от 20.06.2022 с Логинова Н.А. взысканы: здолженность по транспортному налогу с физических лиц: налог в раземер 5366 руб. 00 коп., пеня в размере 42 руб. 95 коп., за 2018/2019/2020 задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений: налог в размере 6257 руб. 00 коп., пеня в сумме 106 руб. 44 коп., на общую сумму 11772 руб. 39 коп. за 2018/2019/2020 (л.д. 7).

Таким образом, заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом в установленный законом срок.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Владимира от 24.08.2023 судебным приказ о взыскании с Логинова Н.А. суммы задолженности отменен в связи с предоставлением Логиновым Н.А. возражений.

Данное определение получено налоговым органом согласно справке об отправке доставке почтового отправления номер ****.

Административное исковое заявление поступило в суд 27.02.2023 (л.д. 4), то есть в пределах шести месяцев с момента отмены судебного приказа, поскольку последний день его предъявления выпадал на 24.02.2023 – выходной день, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 92 КАС РФ окончание срока подачи административного иска приходилось на следующий за ним рабочий день 27.02.2023.

Таким образом налоговым органом срок обращения в суд не пропущен.

Кроме того судебной коллегией принято во внимание обстоятельство касающееся доводов административного ответчика о том, что необходимость обращения в суд с административным исковым заявлением возникла в связи с требованиями Логинова Н.А. о повороте решения судебного приказа, так как взысканная сумма налога и пери до этого спорными не являлись.

Из текста пояснений по делу налоговой инспекции и представленных подтверждающих документов следует, что 08.09.2022 и 09.09.2022 судебный приказ был исполнен путем снятия денежных средств в общей сумме 11772 руб. 39 коп. с банковского счета Логинова Н.А.

Определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Владимира от 10.11.2022 произведен поворот исполнения судебного приказа.

28.11.2022 данное определение было исполнено путем перечисления денежных средств в общей сумме 11772 руб. 39 коп. на банковский счет Логинова Н.А.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 28.06.2023 отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление УФНС России по Владимирской области к Логинову Николаю Александровичу о взыскании задолженности по транспортному и земельному налогам удовлетворить.

Взыскать с Логинова Николая Александровича (ИНН ****, **** рождения) недоимку в размере:

транспортный налог за период 2018 года в сумме 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей; за период 2019 года в сумме 1 800 (одна тысяча восемьсот) рублей; за период 2020 года в сумме 1 766 (одна тысяча семьсот шестьдесят шесть) рублей;

пени за период 2018 года с 03.12.2019 по 15.01.2020 в размере 16 (шестнадцать) рублей 69 копеек; за период 2019 год с 02.12.2020 по 14.03.2021 в размере 26 (двадцать шесть) рублей 26 копеек;

земельный налог за период 2018 года в сумме 1 608 (одна тысяча шестьсот восемь) рублей; налог за период 2019 года в сумме 2 275 (две тысячи двести семьдесят пять) рублей; налог за период 2020 года в сумме 2 374 (две тысячи триста семьдесят четыре) рубля;

пени за период 2018 года с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 65 (шестьдесят пять) рублей 52 копейки; за период 2019 год с 02.12.2020 по 14.03.2021 в размере 33 (тридцать три) рубля 20 копеек; за период 2020 год с 02.12.2021 по 14.12.2021 в размере 7 (семь) рублей 72 копейки; в общей сумме 11 772 (одиннадцать тысяч семьсот семьдесят два) рубля 39 копеек.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Октябрьский районный суд г. Владимира.

Председательствующий: Е.П. Астровко

Судьи: А.В. Семёнов

Е.В. Кутровская