ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1557/19 от 05.11.2019 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

№ 2а-1557/2019

№ 33а-11285/2019

Судья Попова М.В.

Докладчик Кошелева А.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 05 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Коневой Ю.А., Тепляковой И.М.

при секретаре Париновой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 11 июля 2019 года, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области к Попову Юрию Геннадьевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество и пени удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области – Бирюковой А.В., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Попову Ю.Г., в котором, после уменьшения в ходе судебного разбирательства требований, просила взыскать задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 450 руб., за 2016 год в размере 450 руб., задолженность по налогу на имущество за 2016 год в размере 114 руб. и пени 0,50 руб., всего взыскать 1014, 50 руб.

В обоснование исковых требований указано, что на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области состоит в качестве налогоплательщика Попов Ю.Г.

Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, на налогоплательщика зарегистрированы объекты имущества: автомобиль государственный регистрационный знак ; квартира, расположенная по адресу: <адрес>

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись уведомление, требование об уплате налога. Однако, налогоплательщик задолженность перед бюджетом не погасил, в связи с чем, административный истец обратился с заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа, а затем в суд с настоящим иском.

Решением Новосибирского районного суда Новосибирской области от 11 июля 2019 года административное исковое заявление МИФНС № 15 по Новосибирской области удовлетворено частично.

Судом постановлено взыскать с Попова Юрия Геннадьевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Новосибирской области задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 450 руб., по налогу на имущество за 2016 год в размере 114 руб. и пени 0,50 руб.

Взыскать с Попова Юрия Геннадьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

С указанным решением суда не согласился налоговый орган, в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 11 июля 2019 года в части отказа в удовлетворении требований о взыскании с Попова Ю.Г. транспортного налога за 2015 год в размере 450, 00 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения; взыскать с Попова Ю.Г. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 450, 00 руб.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что порядок и срок взыскания транспортного налога за 2015 год налоговым органом соблюден. Налоговое уведомление об уплате транспортного налога может быть направлено налогоплательщику налоговым органом не более чем за три года, предшествующих году его направления (ст.ст. 52, 363 НК РФ), Транспортный налог за 2015 год начислен налоговым уведомлением от 21.09.2017. Вопрос начисления транспортного налога за 2015 год со сроком уплаты до 01.12.2017 налогоплательщиком не оспаривался.

На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из содержания п.79 Постановления Пленума ВС РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебных актов по апелляционным (частным) жалобам и представлениям, а не полное повторное рассмотрение административного дела по правилам суда первой инстанции (часть 1 статьи 295, часть 1 статьи 313, статьи 309, 316 КАС РФ).

Взыскивая с ответчика задолженность по налогу на имущество и транспортному налогу за 2016 год, а также пени, начисленные в связи с неуплатой налога на имущество, суд первой инстанции установил предусмотренные законом основания для начисления указанных налогов и пени, проверил процедуру и сроки взыскания указанных налогов, расчет сумм налогов и пени, что сторонами не оспаривается и подтверждено материалами дела.

Частично отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался абз.2 п.2 ст. 52 НК РФ, п.1 ст. 70 НК РФ и исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств направления административному ответчику налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога за 2015 год в установленные нормами Налогового кодекса РФ сроки, а также последующего обращения в судебные инстанции за взысканием задолженности по транспортному налогу за 2015 год в предусмотренные законом сроки.

С выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2015 год судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ.

На основании ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а при отсутствии доступа к нему направляется по почте или вручается лично.

На основании п.3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, на имя налогоплательщика в 2015 был зарегистрирован автомобиль МОС 2140, государственный регистрационный знак У289АВ 54.

Транспортный налог за 2015 год был исчислен налоговым органом в уведомлении от 21.09.2017 года, также как и транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2016 год.

Налоговое уведомление № 70557673 от 21.09.2017 было направлено налоговой инспекцией в адрес Попова Ю.Г. через личный кабинет налогоплательщика 21.09.2017, вручено 22.09.2017, что не оспаривается. Таким же способом в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога № 33251 от 18.12.2017, в котором предлагалось в срок до 20.03.2018 погасить суммы налогов, указанные в налоговом уведомлении от 21.09.2017 года, а также оплатить пени.

27.07.2018 мировым судьей был выдан судебный приказ на взыскание заявленных в настоящем иске сумм задолженности, который впоследствии был отменен определением от 13.08.2018. Административный иск подан в суд 05.02.2019 года.

Приведенные обстоятельства дела, с учетом положений абз.3 п.2 статьи 52 НК РФ, статьи 363 НК РФ, которые не были учтены судом первой инстанции, а также ст. 48 НК РФ, свидетельствуют о том, что порядок и срок взыскания транспортного налога за 2015 год административным ответчиком были соблюдены, сроки направления налогового уведомления и требования не нарушены, транспортный налог за 2015 год исчислен налоговым органом в пределах трех налоговых периодов, предшествующих календарному году направления налогового уведомления от 21.09.2017 года.

С учетом изложенного, доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований о взыскании транспортного налога за 2015 год в связи с неправильным применением норм материального права.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 11 июля 2019 года отменить в части отказа во взыскании с Попова Ю.Г. транспортного налога за 2015 год в сумме 450 рублей.

В указанной части принять новое решение, которым взыскать с Попова Юрия Геннадьевича в пользу Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 450 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 15 по Новосибирской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи