Судья - Дзигарь А.Л. дело № 33а-33118/2020
№ 2а-155/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2020 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Онохова Ю.В.
судей: Морозовой Н.А., Суслова К.К.
при секретаре Курской Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №9 по Краснодарскому краю к <ФИО>1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
по апелляционной жалобе представителя Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю <ФИО>6 на решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <Дата ...>, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Онохова Ю.В., судебная коллегия,
установила:
Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к <ФИО>1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование указав, что <ФИО>1 состоит на налоговом учёте как плательщик страховых взносов. Вынесенный мировым судьей судебного участка <№...><Адрес...> судебный приказ о взыскании с <ФИО>1 обязательных платежей и санкций в размере <...> рублей отменен на основании возражений налогоплательщика. Поскольку <ФИО>1 являлась плательщиком страховых взносов в ее адрес направлено требованием от <Дата ...> по оплате недоимки по страховым взносам и пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <Дата ...> в размере <...> рублей, пеня в размере <...> рублей, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному, за расчётные периоды, начиная с <Дата ...> в размере <...> рублей, пеня в размере <...> рублей, однако указанная сумма в бюджет не поступила.
Не согласившись с постановленным по делу судебным решением, <ФИО>6 подана апелляционная жалоба, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции <ФИО>1, представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как следует из материалов дела <ФИО>1 с <Дата ...> зарегистрирована по месту жительства, расположенному в городе <Адрес...>
Мировым судьей судебного участка № 17 города Горячий Ключ вынесен судебный приказ о взыскании с <ФИО>1 обязательных платежей и санкций в размере <...><...> рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 17 города Горячий Ключ от <Дата ...> вынесенный судебный приказ о взыскании с <ФИО>1 недоимки по страховым взносам, пени отменен в связи с поступлением от должника в установленный срок возражений относительно его исполнения.
Разрешая административные исковые требования налогового органа, суд первой инстанции, установив отсутствие доказательств, подтверждающих факт нахождения <ФИО>1 на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов и обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в качестве индивидуального предпринимателя, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных требований территориального налогового органа.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда нижестоящий инстанции ввиду следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу пункта 2 части 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Согласно приказу Минфина России от 22 июня 2017 года № 99н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 116н и от 7 сентября 2011 года № 106н» в Выписке из единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении физического лица в разделе III. Сведения о физических лицах, включаются в том числе следующие сведения: сведения об адресе индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах; наименование и код налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет (снятие с учета) физического лица; дата постановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе; идентификационный номер налогоплательщика; основание постановки на учет (снятия с учета) физического лица в налоговом органе;
Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, не является индивидуальным предпринимателем, адвокатская деятельность не является предпринимательской, адвокатский кабинет не является юридическим лицом (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 21 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает <...> рублей, в фиксированном размере <...> рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <...> рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начисляется пеня, начиная со следующего за установленным днём уплаты налога в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования, установленной Центрального банка Российской Федерации.
В частности плательщику страховых взносов начислена пеня: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере <...> рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном мере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату (страховой пенсии: пеня в размере 960,09 рублей).
Как следует из материалов дела налоговым органом в адрес <ФИО>1 проживающей в квартире <№...>, расположенной в переулке <Адрес...>, <Адрес...> направлено требование от <Дата ...> об уплате налога, взносов в котором содержались сведения о наличии задолженности и сумме пени, начисленной на сумму недоимки (л.д. 8-9).
Согласно содержащейся в материалах дела расшифровки задолженности налогоплательщика – физического лица, а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации за <ФИО>1 имеется налоговая задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии.
На основании адресной справки ОВМ ОМВД России по городу Горячий Ключ от <Дата ...><ФИО>1 зарегистрирована по месту жительства в городе <Адрес...> в переулке <Адрес...>, дом <Адрес...>, квартира <Адрес...> (л.д. 30).
Вместе с тем, вопреки требованиям налогового законодательства, суд первой инстанции разрешая административные исковые требования территориального налогового органа не принял во внимание наличие в материалах дела доказательств, достоверно подтверждающих осуществление <ФИО>1 предпринимательской деятельности и наличие у неё образовавшейся задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Данное обстоятельство не учтено судом первой инстанции при принятии решения.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нахождении <ФИО>1 на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов о его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя является ошибочным, в связи с чем с судебная коллегия применительно к конкретным фактическим обстоятельствам дела, нашедшим отражение в приложенных к административному исковому заявлению документах и в результате неправильного применения норм процессуального права влечет за собой отмену решения суда по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административных требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю.
Руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Горячеключевского городского суда Краснодарского края от <Дата ...> отменить и принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к <ФИО>1 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, удовлетворить.
Взыскать с <ФИО>1 недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <Дата ...> - налог в размере <...> рублей, пеня в размере <...> рублей; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с <Дата ...> - налог в размере <...> рублей, пеня в размере <...> рублей, на общую сумму <...> рублей.
Председательствующий:
Судьи: