ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-155/2021 от 22.12.2021 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0012-01-2021-000348-94

Дело № 33а-6627/2021

В суде первой инстанции № 2а-155/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

22 декабря 2021 года

Судья судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда Глушко Андрей Ростиславович при секретаре судебного заседания Семенец Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 9 сентября 2021 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Тюменской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, отказать».

Заслушав доклад председательствующего, изучив доводы жалобы, исследовав письменные доказательства

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 12 по Тюменской области (далее по тексту также – МИФНС № 12, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженность в сумме 66 267,53 рублей в том числе задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд России (далее по тексту также – ПФ РФ) на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в сумме 49 945 рублей; по пени, начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в размере 1 064,13 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее по тексту также - Федеральный Фонд ОМС) с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в сумме 10 430 рублей; по пени начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в размере 208,74 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 за 2016 год в размере 3 796,85 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 за 2015-2016 годы в размере 822,81 рублей. Требования мотивированы тем, что административный ответчик в период с 03.08.2015 по 23.10.2019 состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно налогового законодательства ФИО1 обязан оплатить страховые взносы за 2015 год не позднее 31.12.2015 на обязательное пенсионное страхование в размере 7 654,44 рублей (задолженность отсутствует), на обязательное медицинское страхование в размере 1501,45 рублей (задолженность списана), за 2016 год не позднее 31.12.2016 на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356,48 рублей (задолженность отсутствует), на обязательное медицинское страхование в размере 3 796,85 рублей (взнос не оплачен), за 2017 год не позднее 09.01.2018 на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 23 400 рублей, (взнос не оплачен), на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 4 590 рублей (взнос не оплачен), за 2018 год не позднее 09.01.2019 на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26 545 рублей, (взнос не оплачен), на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в размере 5 840 рублей (взнос не оплачен). В связи с неуплатой в установленный законом срок взносов, ФИО1 начислены пени. В адрес налогоплательщика направлены требования. Определением мирового судьи судебного участка № 1 Казанского судебного района Тюменской области от 19.02.2021 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Определением Казанского районного суда Тюменской области от 13 июля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Тюменской области к ФИО1 о взыскании задолженности по страховым взносам, пени, передано по подсудности в Калининский районный суд г. Тюмени.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России № 12 по Тюменской области, административный ответчик ФИО1, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили.

Судом в порядке упрощённого (письменного) производства постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области в лице представителя ФИО2, которая в апелляционной жалобе просит решение Калининского районного суда г. Тюмени от 9 сентября 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт, выражая несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 23.10.2019 и повторное предъявление исполнительного документа, принятого в соответствии со статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации не представляется возможным.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, полагаю возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц и их представителей.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, прихожу к следующему.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

Согласно пункта 1 ст. 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – НК РФ) названным Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Подпунктом 2 пункта 1 ст. 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно пунктам 1, 3, 6 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено названной статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым названного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются одним из способов исполнения обязанности по оплате, в частности, налогов.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2019 г. № 1440-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Вместе с тем указанное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (определения от 29 мая 2014 года № 1116-О, от 23 апреля 2015 года № 795-О и др.).

Статьёй 75 НК РФ предусмотрено, что, пеня начисляется, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 названного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (пункт 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, ФИО1 в период 03.08.2015 по 23.10.2019 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлся плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

В связи с неисполнением обязанности по уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 за 2015-2016 в размере 822,81 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 за 2016 год в размере 3 796,85 рублей; пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в размере 208,74 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в сумме 10 430 рублей; пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в размере 1 064,13 рублей; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017-2018 годы в сумме 49 945 рублей административному ответчику направлены требования № 27785 об уплате налога, страховых взносов, пени по состоянию на 10.07.2017 со сроком добровольного исполнения до 01.08.2017, № 1285 об уплате налога, страховых взносов, пени по состоянию на 23.01.2018 со сроком добровольного исполнения до 21.02.2018, № 7345 об уплате налога, страховых взносов, пени по состоянию на 27.11.2018 со сроком добровольного исполнения до 19.12.2018, № 376 об уплате налога, страховых взносов, пени по состоянию на 21.01.2019 со сроком добровольного исполнения до 12.02.2019.

Инспекцией представлены сведения из информационного ресурса налогового органа «Журнал документов взыскания за счёт имущества НП ЮЛ и ИП, из которых усматривается, что в связи с неуплатой в установленный срок сумм, указанных в требовании № 27785 от 10.07.2017, вынесено решение о взыскании за счет денежных средств № 7355 от 28.07.2017; в связи с неуплатой в установленный срок сумм, указанных в требовании № 1285 от 23.01.2018 вынесено решение о взыскании за счет денежных средств № 1655 от 16.03.2018; в связи с неуплатой в установленный срок сумм, указанных в требовании № 7345 от 27.11.2018 вынесено решение о взыскании за счет денежных средств № 10144 от 21.12.2018; в связи с неуплатой в установленный срок сумм, указанных в требовании № 376 от 21.01.2019 вынесено решение о взыскании за счет денежных средств № 1461 от 14.12.2019.

Из материалов дела также следует, что, 26.10.2017, 25.04.2018, 10.02.2019 исполнительные производства, возбужденные по постановлениям административного истца о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика в соответствии со статьёй 47 Налогового кодекса Российской Федерации, окончены на основании пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу требований части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей во время спорного правоотношения, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2).

С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности, вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Казанского судебного района Тюменской области 16.02.2021. Определением мирового судьи от 19 февраля 2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано. С настоящим административным исковым заявлением МИФНС России №12 по Тюменской области обратилась 03.06.2021.

Суд первой инстанции, принимая оспариваемое решение, обоснованно исходил из отсутствия оснований к взысканию недоимки и пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование, работающего населения зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года за 2016 год в размере 3796,85 рублей, пени за 2015-2016 в размере 822,81 рублей в силу статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в частности задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Также суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, при отсутствии уважительных причин для восстановления срока, поскольку соответствующих доказательств суду не представлено, при этом, административный истец в установленном законом порядке своим правом на принудительное взыскание задолженности уже воспользовался.

В силу пункта 1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Исходя из пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 данного Кодекса.

Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 названного Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 данного Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 названного Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения соответственно срока исполнения требования об уплате налога, сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (абзац 2 пункта 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу вышеизложенного, указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации закреплена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном или в судебном порядке.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту также - Федеральный закон № 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

Пунктом 8 части 1 статьи 12 Федерального закона об исполнительном производстве к числу исполнительных документов, направляемых (предъявляемых) судебному приставу-исполнителю в числе прочих отнесены акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в силу положений статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, неисполнение административным ответчиком требований об уплате налога в установленный срок послужило основанием для вынесения административным истцом решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) и соответствующих постановлений.

В соответствии с частью 6.1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 названной статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.

В свою очередь, в силу части 4 статьи 46 Федерального закона № 229-ФЗ возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 названного Федерального закона.

При этом возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 23 и статьи 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, следует, что юридически имущество индивидуального предпринимателя, используемое им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Соответственно, утрата гражданином государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность, но не освобождает от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Из положений статей 47, 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа зависит от статуса налогоплательщика на момент их взыскания. При этом, действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих, что с момента утраты налогоплательщиком статуса индивидуального предпринимателя порядок взыскания налоговой задолженности, который уже был определен соответствующими актами налогового органа, может быть изменён.

Материалами дела подтверждено, что налоговой орган ранее воспользовался правом на взыскание с ФИО1, имеющего статус индивидуального предпринимателя, спорной недоимки в соответствии с положениями статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации путем вынесения постановления о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика и его предъявления для исполнения в службу судебных приставов.

Отклоняя доводы административного истца, о возможности взыскания с ответчика недоимки по страховым взносам в порядке, установленном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно исходил, в частности, из того, что при данных обстоятельствах взыскание задолженности с административного ответчика как с физического лица создает возможность повторно инициировать процедуру принудительного взыскания налогов и сборов за счет имущества налогоплательщика.

Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в судебные органы с момента утраты статуса индивидуального предпринимателя, как основанные на неверном толковании положений действующего законодательства и ошибочном их распространении на рассматриваемые правоотношения. Налоговое законодательство не рассматривает утрату статуса индивидуального предпринимателя как основание начала исчисления срока давности обращения в суд или даты нового течения срока для предъявления требований о взыскании недоимки по налогам и пени, образовавшейся в период наличия статуса индивидуального предпринимателя.

С учётом изложенного, поскольку судом первой инстанции нарушения или неправильного применения норм процессуального права повлекших принятие неправильного решения, не допущено, нахожу, что суд первой инстанции руководствуясь требованиям налогового и административного законодательства пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявленных административных исковых требований, в то время, как доводы апелляционной жалобы основанием к отмене оспариваемого решения не являются.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

о п р е д е л и л:

Решение Калининского районного суда г. Тюмени от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Тюменской области оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко