ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1580/2021 от 26.08.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Лихницкая О.В. № 2а-1580/2021

Докладчик Певина Е.А. № 33а-9158/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 26 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.,

судей Тепляковой И.М., Коневой Ю.А.,

с участием прокурора Жигаловой Е.А.,

при секретаре Громовой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Селищевой Ирины Дмитриевны на решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 августа 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Селищевой Ирины Дмитриевны к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения избирательной комиссии.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Певиной Е.А., объяснения представителя заинтересованного лица – ГУ Минюста России по НСО Филимоновой О.А., заключение представителя избирательной комиссии Новосибирской области Хижиной О.С., заключение прокурора Жигаловой Е.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Административный истец Селищева И.Д. обратилась в суд с административным иском к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва о признании незаконным решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва от 05.08.2021 № 7/11.

В обоснование исковых требований указано, что решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021.

19.07.2021 истец представила в соответствующую избирательную комиссию документы о выдвижении своей кандидатуры для участия в выборах в порядке самовыдвижения, о чем ей выдано подтверждение.

27.07.2021 Селищева И.Д. представила подписные листы с содержащимися в них подписями избирателей в поддержку своего выдвижения кандидатом в Совет депутатов г. Бердска в количестве 19 шт., протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет.

02.08.2021 состоялось заседание рабочей группы по проверке подписей избирателей, по итогам которого, все подписи признаны достоверными.

05.08.2021 Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва вынесла решение № 7/11 об отказе Селищевой И.Д. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 18.

Основанием для вынесения решения об отказе в регистрации послужило письмо ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области от 05.08.2021 № 54/05-12736, в котором указано, что в отношении Селищевой И.Д. имеются сведения о причастности к деятельности Общественного движения «Штабы Навального», являющегося общественным объединением, в отношении которого обращено к немедленному исполнению решение Московского городского суда от 09.06.2021 (дело № 3а-1573/2021) о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в частности, по данным ГУ МВД России по Новосибирской области истец принимала участие в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального» в г. Новосибирске.

Административный истец считает, что информация, изложенная в указанном письме ГУ Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, не может быть положена в основу принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска по следующим основаниям.

При принятии обжалуемого решения окружная избирательная комиссия руководствовалась пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который гласит, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Административный истец никогда не являлась и не является учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом или работником общественного движения «Штабы Навального», и в отношении нее не выносилось судебное решение о ее причастности к деятельности данного общественного движения.

Информация об участии в акциях протестного характера, инициированных «Штабом Навального» в г. Новосибирске, не может являться основанием для ограничения пассивного избирательного права, поскольку такое ограничение возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда, установившего ее причастность к деятельности экстремистской или террористической организации в качестве ее участника, члена, работника или иного причастного к ее деятельности лица. Такого решения нет. В деле № 3а-1573/2021, рассмотренном Мосгорсудом, вопрос о возможной причастности истца к деятельности общественного движения «Штабы Навального» не рассматривался.

Таким образом, при отсутствии судебных решений, устанавливающих причастность истца к деятельности экстремистской или террористической организации, оснований для применения нормы п. 3.6 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеется.

Оспариваемое решение необоснованно лишает истца пассивного избирательного права, чем нарушает ее конституционное право быть избранной в орган местного самоуправления (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) и право на свободные выборы (ст. 3 протокола № 1 от 20.03.1952
к Европейской конвенции по правам человека).

Селищева И.Д. просит признать незаконным решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва № 7/11 от 05.08.2021 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 18, Селищевой И.Д.; обязать избирательную комиссию устранить нарушение прав Селищевой И.Д., зарегистрировав ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва и направив в Новосибирское отделение ПАО Сбербанк России № 8047/0389 обращение о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом Селищевой Ириной Дмитриевной, распределить судебные расходы. В случае удовлетворения исковых требований обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решением Бердского городского суда Новосибирской области от 19.08.2021 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным решением суда не согласилась административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального и процессуального права.

Определением Бердского городского суда о принятии административного искового заявления к производству к участию в деле в качестве заинтересованного лица необоснованно привлечено Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, в связи с чем по ходатайству заинтересованного лица приобщены к материалам дела документы, которые не были предметом рассмотрения окружной избирательной комиссии при принятии оспариваемого решения и потому не являются относимыми доказательствами.

Судом первой инстанции принято во внимание заключение представителя избирательной комиссии Новосибирской области, однако, не учтено, что данное лицо не имело процессуальных оснований для дачи заключения по рассматриваемому делу, что привело к неправильным выводам суда по существу дела.

Отмечает, что предметом настоящего спора является незаконность решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, которая устанавливается исходя из наличия ли отсутствия у лица пассивного избирательного права. Несмотря на это, судом первой инстанции сделан вывод о том, что обстоятельством, подлежащим доказыванию в рамках настоящего дела, является доказанность причастности административного истца к деятельности экстремистской организации, признанной таковой вступившим в законную силу решением суда.

Суд необоснованно отклонил доводы Селищевой И.Д., основанные на п. 3.6. ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ 12.06.2002, об отсутствии в отношении её судебного решения, устанавливающего её причастность к деятельности организаций, признанных судом экстремистскими, оставил без внимания прямое указание на необходимость наличия в отношении «иных лиц, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации» вступившего в законную силу решения суда, устанавливающего такую причастность. Суд не указал оснований, по которым доводы истца отклонены.

Суд пришел к неверному выводу о том, что ГУ Минюста России по НСО, направляя запрос в отношении Селищевой И.Д. в ГУ МВД России по НСО, действовало в пределах установленной компетенции. На нормы, предусматривающие порядок «межведомственною взаимодействия» между указанными органами государственной власти по субъекту Российской Федерации, в том числе предусматривающих возможность направления поручений ГУ МВД России по НСО о сборе информации в отношении кандидата в депутаты с проведением мониторинга сети «Интернет», не сослался ни представитель ГУ Минюста России по НСО, ни суд в оспариваемом решении.

Отмечает, что постановление Правительства от 18.06.2021, на которое ссылается суд в оспариваемом решении, касается исключительно выборов в Государственную Думу РФ, из него не следует, что оно подлежит применению при проведении выборов в органы местного самоуправления.

Кроме того, п. 34 постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 932, не предусматривает направление Минюстом РФ в МВД РФ запросов и поручений на проведение мониторинга страниц в социальных сетях. Указанный пункт предусматривает предоставление данных только по руководящим лицам и организациям, сведения о которых содержатся в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций, признанных экстремистскими вступившим в законную силу решением суда.

При таких обстоятельствах, письмо ГУ Минюста России по Новосибирской области не может быть принято во внимание при принятии решения и не может служить доказательством в суде.

Письмо ГУ МВД России по НСО с приложением скриншотов персональных страниц административного истца в сети Интернет, на которых суд основывает выводы о причастности Селищевой И.Д. к деятельности организации, признанной экстремистской, не содержит сведений о том, кем, когда, в рамках какой процедуры, на каком основании выполнены данные скриншоты, с каких страниц в сети Интернет, отсутствуют акты, подтверждающие выполнение данных скриншотов в соответствии с требованиями законодательства. Также отсутствует перечень и описание выполненных скриншотов и иных приложенных документов. При таких обстоятельствах данные скриншоты не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу.

На основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, признав их извещение надлежащим.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением избирательной комиссии Новосибирской области № 71/585-6 от 30.11.2020 сформирована территориальная избирательная комиссия города Бердска в количестве одиннадцати членов с правом решающего голоса (л.д. 46-48).

Решением Избирательной комиссии Новосибирской области №166/1276-4 от 19.04.2013 полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Бердска Новосибирской области возложены на территориальную избирательную комиссию города Бердска Новосибирской области (л.д. 49).

Решением Избирательной комиссии г. Бердска Новосибирской области № 1/1 от 17.06.2021 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 1-27 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва возложены на избирательную комиссию муниципального образования города Бердска Новосибирской области (л.д. 50).

Решением Совета депутатов города Бердска четвертого созыва № 463 от 21.06.2021 назначены выборы депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва на 19.09.2021.

19.07.2021 Селищева И.Д. представила в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 18 по выборам депутатов Совета депутатов города Бердска пятого созыва документы о выдвижении своей кандидатуры для участия в выборах в порядке самовыдвижения, 27.07.2021 - подписные листы с подписями избирателей в её поддержку, протокол об итогах сбора подписей избирателей и первый финансовый отчет (л.д. 6).

Решением № 7/11 Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 18 от 05.08.2021 на основании пункта 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 Селищевой И.Д.. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов города Бердска пятого созыва в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 18. В Новосибирское отделение ПАО Сбербанк №8047/0389 направлено обращение о прекращении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом Селищевой И.Д. (л.д. 9-12).

Основанием для принятия оспариваемого решения явилось письмо ГУ Минюста России по НСО от 05.08.2021 № 54/05-12736, полученное Окружной избирательной комиссией, содержащее сведения в отношении Селищевой И.Д. о ее причастности к деятельности Общественного движения «Штабы Навального» являющегося общественным объединением, в отношении которого обращено к немедленному исполнение решение Московского городского суда от 09.06.2021 по делу № 3а-1573/2021 о запрете деятельности и ликвидации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом РФ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (л.д. 55).

Как следует из содержания письма ГУ МВД России по НСО от 04.08.2021 №1/728дсп, в сообществе «Коалиция Новосибирск 2020» в социальной сети «ВКонтакте» размещена информация об участии Селищевой И.Д. в выборах депутатов Совета депутатов г. Бердска по одномандатному избирательному округу №18 как одного из членов объединенной группы «Коалиция Новосибирск 2020». В августе-сентябре 2020 года Селищева И.Д. оказывала помощь кандидатам в депутаты Совета депутатов г. Новосибирска от объединенной группы «Коалиция Новосибирск 2020» посредством организации и проведения в г. Новосибирске пикетов в их поддержку, сбора подписей в поддержку кандидатов, выдвигавшихся от «Коалиция Новосибирск 2020» - Бойко С.А., Анорина В.В., Бурыке А.М. В ходе избирательной компании члены штаба «Коалиция Новосибирск 2020» использовали проект «Умное голосование», который планируется апробировать и на предстоящих выборах Совета депутатов г. Бердска. Кроме того, Селищева И.Д. принимала участие в несогласованном публичном мероприятии, имевшем место 31.01.2021 на территории Первомайского сквера в г. Новосибирске, который анонсирован руководством и членами «Штаба Навального» (л.д. 60-61).В соответствии с пунктом 3.6 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).

Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Вышеуказанные нормы введены Федеральным законом «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и вступили в силу 04.06.2021, применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу указанного закона.

Решением Московского городского суда от 09.06.2021 по административному делу № 3а-1573/2021, вступившим в законную силу 04.08.2021, запрещена деятельность Общественного движения «Штабы Навального», а также принято решение о ликвидации некоммерческих организаций «Фонд борьбы с коррупцией» и «Фонд защиты прав граждан». В силу части 3 статьи 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение подлежит немедленному исполнению в части прекращения деятельности общественного движения и ликвидации указанных некоммерческих организаций.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии судебного решения, устанавливающего причастность Селищевой И.Д. к деятельности организаций, признанных экстремистскими не могут быть приняты во внимание судебной коллегией по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что устанавливаемые федеральным законом средства и способы такой защиты должны быть обусловлены ее целями и способны обеспечить их достижение, исключая умаление и несоразмерное ограничение соответствующих прав и свобод. Введение федеральным законодателем тех или иных ограничений, обусловленных конституционно одобряемыми целями, должно соотноситься с конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности устанавливаются данным нормативным правовым актом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации единая государственная политика в области противодействия терроризму направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

При этом экстремистская и террористическая деятельности согласно нормам действующего законодательства выражается, по сути, в совершении действий, угрожающих конституционно значимым ценностям и национальной безопасности государства.

Как следует из решения Московского городского суда от 09.06.2021, вступившего в законную силу 04.08.2021, по административному делу №3а-1573/2021 «Штабы Навального» являются общественным объединением, функционирующим без государственной регистрации, руководство деятельностью движения осуществляет Волков Л.М. В Российской Федерации действуют 37 штабов, в том числе в г. Новосибирске. Руководителем регионального структурного подразделения в
г. Новосибирске, координатором штаба является Бойко С.А.

С 2018 года в рамках деятельности административных ответчиков функционирует сеть «Штабов Навального», которые занимаются, в том числе организацией митингов, политических компаний, региональными и местным выборами и проектом «Умное голосование».

Данные подразделения являются «командой Навального» с распределенными зонами ответственности, политическим лидером всей структуры является Навальный А.А. В рамках осуществления деятельности Движение организует и проводит незаконные массовые публичные мероприятия, организатором и руководителями Движения высказываются призывы к проведению несогласованным публичных мероприятий, участниками Движения размещаются видеосюжеты, побуждающие к участию в незаконных публичных мероприятиях, содержащие недостоверные сведения, дискредитирующие органы государственной власти, и публичные призывы к возбуждению ненависти и вражды в отношении представителей власти.

Согласно размещенной на сайте информации «Штабы Навального» реализуют уставные цели и проекты ФБК, в том числе проект «Умное голосование» (votesmart.appspot.com), выдвигают кандидатов на выборы.

Согласно информации, размещенной в группе «Коалиция Новосибирск 2020» в социальной сети «ВКонтакте» 28.07.2021, для участия в выборах депутатов Совета депутатов г. Бердска по одномандатному округу № 18 документы поданы Селищевой И.Д. как одним из членов объединенной группы «Коалиция Новосибирск 2020», возглавляемой координатором «Штаба Навального» в г. Новосибирске Бойко С.А. В ходе избирательной компании члены штаба «Коалиция Новосибирск 2020» использовали проект «Умное голосование», что подтверждается видеозаписью во время пребывания Навального А.А. в г. Новосибирске (л.д. 96-99).

Согласно рапорту сотрудника отдела полиции №5 «Дзержинский» от 31.01.2021 Селищева И.Д. приняла участие в несогласованном публичном мероприятии, инициированном «Штабами Навального», имевшего место 31.01.2021 в Первомайском сквере по адресу: г. Новосибирск, ул. Красный проспект, д. 23, в результате чего была доставлена в отдел полиции (л.д. 89).

Приведенные выводы подтверждены показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля СДН, материалами в отношении Селищевой И.Д. из сети Интернет.

Оснований не доверять показаниям свидетеля СДН, допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции и предупрежденного об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307, 308 УК РФ, не имеется, поскольку они изложены последовательно, согласуются между собой и даны в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 176, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также подтверждаются письменными доказательствами по делу.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что предпринятые Селищевой И.Д. действия отнесены к участию в деятельности штаба Навального на территории Новосибирской области, с чем судебная коллегия соглашается. Данные выводы суда никакими доказательствами по делу не опровергнуты.

При данных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Селищевой И.Д. пассивного избирательного права, в связи с чем оснований для признания незаконным решения Окружной избирательной комиссии от 05.08.2021 № 7/11 не установлено.

Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, основаны на субъективной позиции апеллянта, в связи с чем подлежат отклонению.

Согласно части 3 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда.

В силу п. 3 ч. 3 ст. 135 КАС РФ разрешение вопроса о вступлении в административное дело заинтересованных лиц отнесено к компетенции суда. В соответствии с указанной нормой закона определением суда от 17.08.2021 о подготовке дела к судебному разбирательству судом привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области. Ходатайство административного истца об исключении указанного лица из числа лиц, участвующих в деле, было разрешено судом в судебном заседании в установленном ст. 154 КАС РФ порядке. Поскольку решение административного ответчика об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов г. Бердска принято на основании сведений, представленных уполномоченным органом ГУ Минюста РФ по Новосибирской области, оснований не согласиться с действиями суда в указанной части не имеется.

В силу ч. 1 ст. 243 КАС РФ о принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию. На основании
ч. 7 ст. 243 КАС РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу. В соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд совершает иные процессуальные действия в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела с учетом его обстоятельств, характера спорного публичного правоотношения, нормативных правовых актов, подлежащих применению, и представленных по административному делу доказательств.

В соответствии со ст.ст. 135, 243 КАС РФ суд в определении от 17.08.2021 о подготовке дела к судебному разбирательству привлек Избирательную комиссию Новосибирской области для дачи заключения по делу. Поскольку указанные процессуальные действия совершены судом в целях обеспечения правильного рассмотрения административного дела, заключение, данное представителем Избирательной комиссии Новосибирской области в ходе рассмотрения административного иска о защите избирательных прав не является для суда обязательным, оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы о нарушении судом процессуальных норм, и как следствие, прав административного истца, не имеется.

Доводы жалобы о том, что в решении суда не приводится порядок межведомственного взаимодействия ГУ Минюста по Новосибирской области и ГУ МВД России по Новосибирской области не могут быть признаны состоятельными, влекущими отмену решения суда. Судом в решении приведены нормы, изложенные в п. 34 Постановления Правительства РФ от 18.06.2021 № 932 «О мерах по оказанию содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Отсутствие в решении суда ссылки на нормативный порядок межведомственного взаимодействия не свидетельствует о недостоверности либо недопустимости полученных сведений. Использование письменных доказательств, полученных посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предусмотрено ч. 1.1. ст. 70 КАС РФ. Недопустимость доказательств в соответствии с бременем доказывания, установленным ч. 3 ст. 61 КАС РФ, апеллянтом не подтверждена.

Оценка доказательств судом осуществлена в соответствии с положениями, установленными ст. 84 КАС РФ.

В целом доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бердского городского суда Новосибирской области от 19 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Селищевой Ирины Дмитриевны без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи