ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1585/202201И от 01.06.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

УИД 29RS0014-01-2022-001374-38

стр. 3.025, г/п 0 руб.

Судья Кочина Ж.С. № 2а-1585/2022 01 июня 2022 года

Докладчик Пономарев Р.С. № 33а-3054/2022 город Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Архангельского областного суда Пономарев Р.С., рассмотрев частную жалобу Мамалата Алексея Юрьевича на определение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2022 года,

установил:

Мамалат А.Ю. обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 49 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания.

Определением судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2022 года отказано в удовлетворении ходатайства Мамалата А.Ю. об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления; одновременно предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения итогового судебного акта по данному административному делу.

С данным определением не согласен Мамалат А.Ю., в частной жалобе просит определение отменить, указывая на наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины, исходя из его имущественного положения.

В силу частей 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная жалоба подлежит рассмотрению в апелляционном порядке без проведения судебного заседания судьей единолично.

Изучив представленные материалы, проверив доводы частной жалобы, прохожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 названного кодекса.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в случае если уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты оказываются недостаточными для обеспечения беспрепятственного доступа лишенного свободы лица к правосудию, например, когда речь идет о находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют достаточных денежных средств на лицевом счете, суд в силу пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из имущественного положения такого лица, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины на основании заявленного им ходатайства.

Соответствующая правовая позиция отражена также в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 272-О.

Как следует из ходатайства Мамалата А.Ю. об освобождении от уплаты государственной пошлины и представленной по запросу суда апелляционной инстанции справки исправительного учреждения последний имеет стабильный доход – пенсию, выплачиваемую по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, из которой в установленном законом порядке производятся удержания во исполнение требований исполнительных документов.

Руководствуясь частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из имущественного положения административного истца, имеющего стабильный доход в размере, позволяющем исполнять обязанность по несению судебных расходов, а также его статуса как лица, находящегося в местах лишения свободы, в силу закона при распоряжении денежными средствами, находящимися на его личном счете, поставленного в определенную зависимость от оперативности действий администрации исправительного учреждения, пришел к правильному выводу о том, что достижению цели беспрепятственного доступа к правосудию будет соответствовать предоставление Мамалату А.Ю. отсрочки уплаты государственной пошлины до рассмотрения административного дела по существу.

Приведенные положения действующего законодательства направлены не на освобождение от несения судебных расходов лиц только в связи с самим фактом их нахождения в местах лишения свободы, а на исключение ситуации, при которой отсутствие у них денежных средств является единственной причиной отказа в судебной защите.

Вместе с тем, административное исковое заявление Мамалата А.Ю. принято к производству суда в надлежащей процедуре, по нему осуществляется судебное разбирательство, а разрешение вопроса о распределении судебных расходов итоговым судебным актом, как это предусмотрено пунктом 4 части 6 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не создает для административного истца непреодолимые препятствия для судебной защиты прав и законных интересов, которые он полагает нарушенными.

С учетом изложенного, оснований для отмены правильного по существу судебного постановления, исходя из доводов частной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья

определил:

определение судьи Ломоносовского районного суда города Архангельска от 14 марта 2022 года оставить без изменения, частную жалобу Мамалата Алексея Юрьевича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции, принявший определение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья