ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1594/2022 от 13.09.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Лумпова И.Л. Дело № 33а-4037/2022

№ 2а-1594/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 13 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Елсукова А.Л., Никонова К.Ф.

при секретаре

Абаскаловой А.А.

с участием прокурора

Русановой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 23.05.2022 по административному делу по иску прокурора города Кирова, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, которым постановлено:

иск прокурора города Кирова удовлетворить.

Обязать МО «Город Киров» в лице администрации города Кирова в срок до 31.12.2022 определить границы охранных зон в отношении муниципальных тепловых сетей на территории МО «Город Киров», переданных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения города Кирова № 01-166 от 02.07.2019.

Обязать МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова в срок до 30.04.2023 отобразить границы территориальных зон охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории МО «Город Киров», переданных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Кирова № 01-166 от 02.07.2019, в Правилах землепользования и застройки г. Кирова, действующих на момент вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации МО «Город Киров» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой г. Кирова проверки выявлено бездействие администрации г. Кирова по непринятию мер к установлению на территории МО г. Киров зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон тепловой сети), которое приводит к нарушению требований земельного законодательства РФ.

Между администрацией г. Кирова и АО «КТК» 02.07.2019 заключено концессионной соглашение в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Кирова № 01-166, в соответствии с которым концессионеру передано 495 объектов недвижимого имущества, права собственности концедента на которое зарегистрировано, и 2772 объекта недвижимого имущества, право собственности концедента на которое не зарегистрировано.

В ходе проведенной в январе 2021 года проверки установлено, что в нарушение вышеизложенного на территории г. Кирова не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей г. Кирова. В связи с чем 26.01.2022 в адрес главы администрации г. Кирова внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства. Представление рассмотрено, однако мер, направленных на устранение нарушений администрацией г. Кирова до настоящего времени не принято.

Поскольку администрацией г. Кирова не принимаются конкретные меры по устранению нарушений требований действующего законодательства, прокурор просил с учетом уточнений (л.д.122-159) обязать МО «Город Киров» в лице администрации г. Кирова в срок до 31.12.2022 определить границы охранных зон в отношении муниципальных тепловых сетей на территории МО «Город Киров», переданных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Кирова № 01-166 от 02.07.2019; обязать МО «Город Киров» в лице администрации города Кирова в срок до 30.04.2023 отобразить границы территориальных зон охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории МО «Город Киров», переданных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Кирова № 01-166 от 02.07.2019, в Правилах землепользования и застройки г. Кирова, действующих на момент вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация г. Кирова ставит вопрос об отмене решения суда, считает его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что суд не учел, что законодательством установлен срок исполнения обязанности по установлению охранных зон в ЕГРН – до 01.01.2028, кроме того, обязанность по установлению охранных зон возложена на концессионера.

В материалы дела прокуратурой г. Кирова представлены возражения, согласно которым прокурор города указывают на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу администрации г. Кирова, без удовлетворения. Ссылаясь на то, что ст. 106 ЗК РФ относит к полномочиям именно органа местного самоуправления принятие решения об установлении охранных зон объектов теплоснабжения, на концессионера возложена лишь обязанность по подготовке сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, кроме того, закон не освобождает от установления зоны с особыми условиями до 01.01.2028

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МО «Город Киров» Фетисова Т.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель Кировских тепловых сетей филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании ст. 150, 307 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Русановой О.А., полагавшей, что решение федерального суда является законным и отмене не подлежит, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции указаны в ст. 310 КАС РФ. Такими основаниями в частности являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.

Данные нарушения допущены судом первой инстанции и выразились в следующем.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории МО «город Киров» находятся объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, в том числе тепловые сети.

Между администрацией г. Кирова (концедент) и АО «КТК» (концессионер) 02.07.2019 заключено концессионное соглашение в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения г. Кирова № 01-166, в соответствии с которым концессионеру передано 495 объектов недвижимого имущества, права собственности концедента на которое зарегистрировано, и 2772 объекта недвижимого имущества, право собственности концедента на которое не зарегистрировано.

Пунктом 3.4 концессионного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан обеспечить государственную регистрацию права собственности концедента в отношении всего незарегистрированного имущества, передаваемого по соглашению, в том числе осуществить все необходимые действия самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц, по выполнению кадастровых работ и (или) осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на такое имущество, а также государственной регистрации права обременения данного права в срок, равный одному году с даты вступления в силу соглашения.

В ходе проведенной прокуратурой в январе 2021 года проверки установлено, что на территории г. Кирова не установлены охранные зоны тепловых сетей, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, разрушения имущества, используемого в целях обеспечения коммунальными ресурсами жителей г. Кирова. В связи с чем 24.01.2022 в адрес главы администрации г. Кирова внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.34-38).

Указанное представление рассмотрено, в ответ на представление прокуратуры г. Кирова администрация г. Кирова 25.02.2022 сообщила, что администрацией г. Кирова до конца марта 2022 года будут приняты меры по понуждению филиала «Кировский» ПАО «Т Плюс» провести работы по установлению охранных зон муниципальных тепловых сетей (л.д.46). Однако мер, направленных на устранение нарушений администрацией г. Кирова до настоящего времени не принято.

По состоянию на март 2022 года из 3267 объектов теплоснабжения охранные зоны установлены в отношении 1579 объектов. Сведения об охранных зонах всех объектов теплоснабжения не внесены в Правила землепользования и застройки.

Таким образом, по мнению прокурора до настоящего времени меры по установлению охранных зон муниципальных тепловых сетей на территории МО «Город Киров», переданных в рамках концессионного соглашения в отношении объектов системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения города Кирова № 01-166 от 02.07.2019, не предприняты в полном объеме.

Согласно п. 28 ст. 105 ЗК РФ к числу зон с особыми условиями использования территорий отнесена в частности охранная зона тепловых сетей.

В соответствии со ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Исходя из уточнений заявленных требований прокурор просил возложить на администрацию г. Кирова обязанность определить границы охранных зон в отношении муниципальных тепловых сетей.

Принимая оспариваемое решение об удовлетворении заявленных требований, суд руководствовался положениями п. 6 ст. 106 ЗК РФ указал, что к полномочиям органа местного самоуправления относится принятие решения об установлении охранных зон объектов теплоснабжения.

Указанное решение принято без учета положений п. 1 ст. 106 ЗК РФ, которая предусматривает утверждение Правительством Российской Федерации положения в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены в частности федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев, если федеральным законом принятие указанных решений отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (пп. 9 п. 1 ст. 106 ЗК РФ).

В отношении охранных зон тепловых сетей на дату принятия решения судом первой инстанции такое положение не утверждено. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» такую обязанность на органы местного самоуправления не возлагает.

Пунктом 10 статьи 106 ЗК РФ определено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕРГН, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН.

Подготовка предусмотренных п. 10 ст. 106 ЗК РФ сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), (п. 11 ст. 106 Земельного кодекса РФ).

Представленное в материалы административного дела концессионное соглашение от 02.07.2019 не исключает обязанность концессионера подготовить документы, предусмотренные п. 10 ст. 106 ЗК РФ.

В ходе рассмотрения административного искового заявления представитель заинтересованного лица ПАО «Т Плюс» (концессионера) по доверенности Корнева Е.В. пояснила, что концессионером в рамках заключенного соглашения от 02.07.2019 ведется работа по установлению охранных зон тепловых сетей, переданных по концессионному соглашению.

Таким образом, обязанность по подготовке сведений о границах охранных зон тепловых сетей действующим законодательством возложена на концессионера, при указанных обстоятельствах возложение на администрацию г. Кирова обязанности определить границы охранных зон в отношении муниципальных тепловых сетей не основано на законе.

Удовлетворяя требование прокурора о возложении обязанности на администрацию г. Кирова внести соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 33 ГрК РФ, регламентирующей основания и порядок внесения изменений в указанный нормативный правовой акт.

С указанными выводами суда согласиться нельзя в силу следующего.

К полномочиям органов местного самоуправления в числе прочего относится утверждение правил землепользования и застройки (п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов вправе в частности издавать муниципальные правовые акты.

При этом полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно (часть 3 указанной статьи).

Возлагая обязанность на орган местного самоуправления внести конкретные изменения в муниципальный нормативный правовой акт, суд первой инстанции нарушил принцип самостоятельности органов местного самоуправления по принятию и внесению изменений в муниципальные нормативные правовые акты.

Вопросы соответствия нормативного правового акта действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, подлежат разрешению в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Учитывая вышеуказанные фактические обстоятельства административного дела, а также руководствуясь подлежащими применению нормами материального права, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований прокурора города Кирова в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу администрации г. Кирова удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 23.05.2022 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований прокурора г. Кирова отказать в полном объеме.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу посредством подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 15.09.2022.

Председательствующий: Судьи:

Определение20.09.2022