Судья Пираева Е.А. Дело № 33а-2309/2022
№ 2а-1602/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 6 июля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.
судей областного суда Хаировой Д.Р., Обносовой М.В.
при секретаре Бессаловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе административного истца Тулина ФИО11 на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 11 мая 2022 года по административному исковому заявлению Тулина ФИО12 к УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России, УФК по Астраханской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, Министерству юстиции России, МВД России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установила:
Тулин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, указав, что в период времени с 6 декабря 2004 года по 15 февраля 2005 года содержался в учреждении ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, с 15 февраля 2005 года по 11 ноября 2006 года в учреждении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, с 11 ноября 2006 года по настоящее время в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области. В камерах, площадью 12 м2, расположенные в учреждении СИЗО-1 и СИЗО-2 было 2 двухъярусные кровати, то есть 4 спальных мест, где содержалось от 5-9 заключенных, по менее 1,5м2 личного пространства на каждого, неизолированный туалет, спали по очереди, летом в камере душно, зимой холодно, много насекомых, душ 1 раз в неделю, питание скудное. При перевозке летом металлический корпус автозака сильно нагревался, перевозилось от 20 до 28 человек. При содержании в учреждении ИК-2 жилые помещения отрядов требовали существенного ремонта. За период времени с 2006 года по 2020 год на 1 человека приходилось от 1,33 м2 до 1,46 м2 личного пространства, не было отдельного спального места. Наличие в отрядах по 4 рабочих унитаза и по 3-5 умывальника не обеспечивали пропускную способность для заключенных. Не выдавали зимнюю обувь, теплые носки и теплое постельное белье. Помывка в бане происходила 1 раз в неделю. В отрядах отсутствовали: комната для приема пищи и хранения продуктов, гардеробная комната для сушки и хранения одежды и обуви. Питание было скудным. В холодное время года окна в отрядах забивали пленкой, и занавешивали одеялами для сохранения тепла, что делает невозможным попадание солнечного света и свежего воздуха в помещение. На протяжении длительного времени содержался в бесчеловечных условиях, в условиях угрожающих жизни и здоровью. Просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 6000000 рублей.
Административный истец Тулин В.В., представители административных ответчиков УФК по Астраханской области, МВД России, Минюста России, заинтересованного лица УМВД России по Астраханской области участие в судебном разбирательстве не принимали.
Представители административных ответчиков УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России по доверенности Овчинников И.В., ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области по доверенности Кобенова А.Р., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области по доверенности Марисова В.И., ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области по доверенности Сенкевич З.К. возражали против удовлетворения административного иска.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 11 мая 2022 года административные исковые требования Тулина В.В. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Тулиным В.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку не оказана помощь в истребовании доказательств, административным ответчиком не указана площадь камер, количество кроватей на рассматриваемый период. Не указано о запрашиваемых решениях Европейского Суда по правам человека, остались без обсуждения условия этапирования, проведения свиданий, нарушения пожарных инструкций, неверно указаны номера отрядов.
На заседание судебной коллегии административный истец Тулин В.В. не явился, поскольку находится в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области, извещен судом надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представители административных ответчиков УФК по Астраханской области, МВД России, Минюста России,ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области, заинтересованного лица УМВД России по Астраханской области, будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения апелляционной жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, объяснения представителей административных ответчиков УФСИН России по Астраханской области, ФСИН России по доверенности Овчинникова И.В., ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области по доверенности Марисовой В.И., ФКУ ИК-2 УФСИН России по Астраханской области по доверенности Сенкевич З.К., возражавших против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статьи 45, 46 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1). Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3). При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Из материалов дела следует, что в период с 6 декабря 2004 года по 14 марта 2005 года Тулин В.В. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, в период времени с 14 марта 2005 года по 29 мая 2006 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Астраханской области.
Приговором Астраханского областного суда от 6 декабря 2005 года осужден по части 4 статьи 111, части 4 статьи 111, пункту «ж» части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации к 23 годам лишения свободы.
Из представленного административным ответчиком ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области паспорта № 1/3 учреждения, подготовленного в 2006 году следует, что лимит наполнения в учреждении не превышался, помещения отвечали санитарным требованиям, лица, содержащие в учреждении обеспечены индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями, в камере имелся свободный доступ к местам общего пользования, питание по нормам.
По данным учетно-справочной карточки, административный истец содержался в учреждении ФКУ СИЗО-1 в камерах № 26, 38, 47, 48, 55, 78.
Из представленного фотоматериала усматривается, что камеры оборудованы в соответствии с требованиями статьи 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189: двухярусными кроватями, столом и скамейкой с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, зеркалом вмонтированном в стену, бачком для питьевой воды, подставкой под бачек для питьевой воды, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, урной для мусора, тазами для гигиенических целей и стирки одежды, светильниками дневного и ночного освещения, телевизором, холодильником и вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора, напольной чашей (унитазом), умывальником, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией, видеокамерой.
Освещение соответствовало «Нормам проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России» СП 15-01. Камеры оборудованы круглосуточным искусственным освещением мощностью не менее 100 Вт. Дежурное освещение мощностью 75 Вт включается с 22:00 часов до 06:00 часов ежедневно.
Естественное освещение в камерах осуществлялось через оконные проемы, которые оборудованы металлическими решетками согласно приказом ФСИН «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» от 27 июля 2007 года № 407, деревянными рамами для обеспечения изоляции подозреваемых и обвиняемых, учреждением организуются и проводятся дезинфекционные мероприятия.
С 29 мая 2006 года по 6 мая 2013 года, с 30 августа 2013 года по настоящее время Тулин В.В. содержится в учреждении в 4-м отряде ФКУ ИК-2.
В период отбывания наказания в учреждении ФКУ ИК-2 обеспечен индивидуальным спальным местом, необходимыми спальными и столовыми принадлежностями, норматив наполнения помещений отрядов превышен не был, норма площади на одного человека соблюдалась, при этом ни каких жалоб и заявлений от истца не поступало.
В соответствии с требованиями пункта 45 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Исходя из представленных документов, все лица, содержавшиеся под стражей, проходили санобработку не реже одного раза в неделю.
Нормы СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», в местах отбывания наказания соблюдались. В помещениях СИЗО-1, СИЗО-2 и ИК-2, в которых содержался административный истец, регулярно проводись дезинсекция и дератизация объектов.
В период содержания в СИЗО-1, СИЗО-2, ИК-2 от самого административного истца жалоб и заявлений по условиям содержания в камерах учреждения не поступало.
Сведений о том, что административный истец обращался за медицинской помощью, и ему в этом отказано, материалы дела не содержат.
Неудовлетворительное состояние материально - бытового обеспечения административного истца в период его содержания в ИК-2 не установлено.
Согласно данных лицевого счета, Тулину В.В. в период отбывания наказания в ИК-2 выдавались предметы вещевого довольствия и постельные принадлежности.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Тулина В.В. о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, районный суд исходил из того, что доводы административного истца не нашли своего подтверждения, действия административных ответчиков соответствуют требованиям норм закона, нарушений прав административного истца не установлено. Административным истцом нарушен срок обращения в суд.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статье 23 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию (статья 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений утверждены Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств (пункт 20). Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья (пункт 21).
Организация питания подозреваемых, обвиняемых, осужденных осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД Российской Федерации и пограничных органах ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время», Приказа Минюста России от 17 сентября 2018 года «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний на мирное время», приказа ФСИН России от 2 сентября 2016 года «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовноисполнительной системы», инструкции «По организации питания осужденных, содержащихся исправительных-трудовых учреждениях, и лиц находящихся в следственных изоляторах, лечебно-воспитательных и воспитательно-трудовых профилакториях» от 6 ноября 1988 года, а также на основании приказа за подписью начальника учреждения о постановке спецконтингента на довольствие по нормам питания, еженедельных меню-раскладок и журнала замен.
Осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем (часть 1 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения (статья 28 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).
На полицию возлагаются обязанности содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий (пункт 14 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции»).
Перевозка осужденных и лиц, содержащихся под стражей, осуществляется на автотранспортных средствах, изготовленных в соответствии с Правилами стандартизации «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Специальные автомобили для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, относятся к транспортным средствам, которые используются учреждениями уголовно-исполнительной системы для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании. Спецавтомобили оборудуются: помещением караула, камерой для осужденных и лиц, содержащихся под стражей (может оборудоваться туалетной кабиной в спецавтомобилях вместимостью более 7 осужденных и лиц, содержащихся под стражей).
Исходя из содержания вышеуказанных норм закона и установленных по делу фактических обстоятельств, районный суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, поскольку незаконность действий (бездействия) административных ответчиков судом не установлена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, оценил их в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что не оказана помощь в истребовании доказательств, административным ответчиком не указана площадь камер, количество кроватей на рассматриваемый период, не указано о запрашиваемых решениях Европейского Суда по правам человека, неверно указаны номера отрядов, несостоятельны, поскольку не являются основаниями для признания решения суда незаконным.
Указанные обстоятельства рассматривались в суде первой инстанции и им дана правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что остались без обсуждения условия этапирования, проведения свиданий, нарушения пожарных инструкций, также несостоятельны, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Вопреки доводам жалобы, районный суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тулина ФИО13 – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Стёпин А.Б.
Судьи областного суда: Обносова М.В.
Хаирова Д.Р.