ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1610/19 от 12.03.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2а-1610/2019 Председательствующий – судья Рубцова С.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1002/2020

12 марта 2020 года город Брянск

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего – Суярковой В.В.

судей – Апокиной Е.В., Фроловой И.М.

при секретаре – Аверкиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Перепечко С.А. на решение Володарского районного суда города Брянска от 12 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Абрамова Алексея Викторовича к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным отказа в приеме заявления о включении в очередь по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельного участка.

Заслушав доклад судьи Суярковой В.В., выслушав объяснения представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Бокарёвой С.А., возражения Абрамова А.В. и Абрамовой А.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абрамов А.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 05 августа 2019 года им в Управление имущественных и земельных отношений Брянской области подано заявление о предоставлении в собственность земельного участка бесплатно, как многодетной семье, в соответствии с Законом Брянской области от 31 января 2017 года №3-3 (в редакции от 24 декабря 2018 года) «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области». К заявлению были приложены все предусмотренные законом документы, за исключением справки о составе семьи. Вместо справки была приложена домовая книга, копии паспортов, копии свидетельств о рождении детей.

13 августа 2019 года Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации своим ответом отказало в приеме документов в связи с тем, что не была предоставлена справка о составе семьи, а также иные документы, подтверждающие регистрацию членов семьи в г.Брянске.

22 августа 2019 года им была подана жалоба в Брянскую городскую администрацию, которая 19 сентября 2019 года в своем ответе сообщила о правомерности действий Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

У него не было возможности приложить к заявлению справку о составе семьи, поскольку в поселковой администрации п. Большое Полпино ему сообщили о том, что у них нет полномочий выдавать справки о составе семьи. Ранее такие справки выдавали на основании домовой книги, которую они и приложили к заявлению.

Просил суд признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 13 августа 2019 года , обязать принять к рассмотрению заявление с приложенными документами, поданное 05 августа 2019 года, и включить его семью в очередь по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельного участка на территории городского округа город Брянск, по состоянию на 05 августа.

Решением суда от 12 декабря 2019 года административное исковое заявление Абрамова А.В. удовлетворено.

Суд решил:

Признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 13 августа 2019 года по включению семьи Абрамова А.В. в очередь по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно на территории городского округа город Брянск земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации принять к рассмотрению заявление Абрамова Алексея Викторовича с документами, поданными 05 августа 2019 года в 11 часов 30 минут, о включении семьи Абрамова Алексея Викторовича с женой Абрамовой Анной Леонидовной, детьми Абрамовой Дарьей Алексеевной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Абрамовым Леонидом Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Абрамовым Олегом Алексеевичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Абрамовой Ольгой Алексеевной, 26 апреля 2018 года рождения, в очередь по предоставлению гражданам, имеющих трех и более детей, в собственность бесплатно на территории городского округа город Брянск земельного участка для индивидуального жилищного строительства, по состоянию на 05 августа 2019 года.

В апелляционной жалобе представитель Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Перепечко С.А. просит решение суда отменить. Судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, Закон РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Не доказана невозможность при подаче заявления приложить справку о составе семьи Абрамова. Отмечает, что предоставленная копия домовой книги не может являться документом, подтверждающим факт регистрации членов семьи.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц: представителей Брянской городской администрации, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управления Федеральной миграционной службы России по Брянской области, Большеполпинской поселковой администрации г.Брянска.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Закон Брянской области от 31 января 2017 года № 3-3 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» был принят в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации в целях реализации прав граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков в частную собственность.

Согласно статье 1 указанного Закона, бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Брянской области, земельных участков, собственность на которые не разграничена или находится в муниципальной собственности, осуществляется семьям, в которых родился (или был усыновлен) третий ребенок или последующие дети, являющиеся гражданами Российской Федерации, местом жительства которых является Брянская область.

Согласно статье 4 Закона, заявление подается от имени всей семьи одним из родителей (усыновителем). К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя; справка о составе семьи, выданная уполномоченным органом; копии свидетельств о рождении детей; копия документа (копии документов) о семейном положении заявителя.

Согласно пункт 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» утвержденного Постановлением Брянской городской администрации от 26 декабря 2011 года №3465-п, к заявлению, помимо иных документов, прилагается справка о составе семьи, выданная уполномоченным органом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 5 августа 2019 года Абрамов А.В. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении земельного участка, как многодетной семье.

В отказе Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 13 августа 2019 года включить семью Абрамовых в очередь по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей в собственность земельного участка, указано, что в комплекте документов, представленных 5 августа 2019 года отсутствует справка о составе семьи, вместо справки приложена копия домовой книги. Иные документы, подтверждающие регистрацию членов семьи в г.Брянске, не предоставлены.

Было разъяснено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации.

На запрос суда о возможности получения в органах миграционной службы справки о составе семьи либо иного документа, подтверждающего регистрацию членов семьи в частном доме, Управление по вопросам миграции УМВД России по Брянской области сообщило, что в компетенцию МВД России не входит предоставление справок о составе семьи и справок (иного документа), подтверждающих регистрацию членов семьи в отдельном домовладении. Указанная информация может содержаться в домовых книгах и карточках регистрации, оформленных на жилое помещение.

Ни Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, не возлагают на органы регистрации обязанность по хранению домовых книг, карточек регистрации и поквартирных карточек.

Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», оформление и ведение органом регистрации домовых книг, карточек регистрации и поквартирных карточек на жилое помещение не предусмотрено.

Распоряжением Володарской районной администрации города Брянска от 5 февраля 2019 года № 33-р из Положения о Большеполпинской поселковой администрации в городе Брянске был исключен пункт 2.6.13 «Осуществление в установленном порядке выдачи справок о месте жительстве граждан сектора индивидуальной застройки, состава семьи, выписок из домовой книги и др.».

Таким образом, у Абрамова А.В., по независящим от него обстоятельствам, не было возможности при подаче заявления 5 августа 2019 года о предоставлении в собственность земельного участка приложить справку о составе семьи.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами о непредоставлении документов, подтверждающих регистрацию членов семьи Абрамова А.В. в г.Брянске, поскольку к заявлению приобщены копии паспортов Абрамова А.В., его жены Абрамовой А.Л., где указывается прописка. Кроме того, были приобщены копии свидетельств о рождении несовершеннолетних детей, которые являются несовершеннолетними, и в силу положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Абрамовым А.В. были представлены иные документы, нежели справка о составе семьи, подтверждающие регистрацию всех членов семьи в г. Брянске, в связи с чем отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 13 августа 2019 года является незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца.

Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку в решении, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не имеет.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь частью 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Володарского районного суда города Брянска от 12 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Абрамова Алексея Викторовича к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о признании незаконным отказа в приеме заявления о включении в очередь по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - без удовлетворения.

Председательствующий В.В. Суяркова

Судьи Е.В. Апокина

И.М. Фролова