Судья ФИО9 УИД 16RS0....-15 № дела в суде первой инстанции 2а-1613/2020 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-10357/2020 учет 189а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 21 июля 2020 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горшунова Д.Н., судей Трошина С.А., Моисеевой Н.Н., при секретаре судебного заседания Ханнанове Д.И., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе Латыпова ФИО16 на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 марта 2020 года, которым постановлено: «административное исковое заявление Центрального банка Российской Федерации в лице отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации удовлетворить. Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Камский сберегательный фонд», расположенный по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Раскольникова, дом 63/92, офис 169 (ИНН 1650294470, ОГРН 1141650018300). Возложить на учредителей кредитного потребительского кооператива «Камский сберегательный фонд» - Латыпова ФИО17, Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Тамерлан», Латыпова ФИО18, Латыпову ФИО19, Сафина ФИО20, Ахметгареева ФИО21, Кузнецова ФИО22 обязанность в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, предусмотренные статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации: - назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; - опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; - принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации кредитного потребительского кооператива «Камский сберегательный фонд»; - после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Камский сберегательный фонд», перечнем требований, предъявляемых кредиторами, результатами их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией; -выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого кредитного потребительского кооператива «Камский сберегательный фонд» в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения; - после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс; - представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении кредитного потребительского кооператива «Камский сберегательный фонд»». Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Латыпова Л.Р. - Гуринович В.Д. в поддержку доводов апелляционной жалобы, представителя Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации – Мифтахову Ю.И., возражавшую ее удовлетворению, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Центральный банк Российской Федерации в лице отделения - Национального банка по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Национальный банк Республики Татарстан) обратился в суд к кредитному потребительскому кооперативу «Камский сберегательный фонд» (далее – КПК «Камский сберегательный фонд»), к Латыпову ФИО23, к Обществу с ограниченной ответственностью «Торговый дом Тамерлан» (далее ООО «Торговый дом Тамерлан», к Латыпову ФИО24, к Латыповой ФИО25, к Сафину ФИО26, к Ахметгарееву ФИО27, к Кузнецову ФИО28 о ликвидации КПК «Камский сберегательный фонд». В обоснование заявленных требований указано, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, КПК «Камский сберегательный фонд» был зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Республике Татарстан 8 октября 2014 года. На дату подачи настоящего административного иска является действующим юридическим лицом. Учредителями КПК «Камский сберегательный фонд» являются следующие лица: Латыпов ФИО29 Общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Тамерлан», Латыпов ФИО30, Латыпова ФИО31, Сафин Ильсур ФИО32, Ахметгареев ФИО33, Кузнецов ФИО34 Согласно полученным от саморегулируемых организаций сведениям и имеющейся у них информации, административный ответчик в настоящее время не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. По состоянию на дату подачи административного иска административный ответчик не находится в стадии добровольной ликвидации, а также в одной из процедур банкротства. Согласно Федеральному закону от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение девяноста дней со дня создания кредитного кооператива. Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с Законом, подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения требования об обязательности вступления в саморегулируемую организацию. На основании изложенного, административный истец просит ликвидировать КПК «Камский сберегательный фонд» и обязать учредителей Латыпова Л.Р., ООО «ТД Тамерлан», Латыпова Р.Р., Латыпову Л.И., Сафина И.А., Ахметгареева И.А., Кузнецова В.А. в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, предусмотренные статьями 62-64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Представитель административного ответчика КПК «Камский сберегательный фонд», Латыпов Л.Р., Ахметгареев И.А в судебном заседании заявленные требования не признал. Иные лица, участвующие в деле, в суд первой инстанции не явились, извещены. Суд принял решение об удовлетворении заявленных требований. С решением суда не согласился Латыпов Л.Р., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения суда. В обоснование жалобы приводится суждение о том, что шестимесячный срок, который установлен решением суда первый инстанции для ликвидации КПК «Камский сберегательный дом», не является достаточным для проведения всех мероприятий, связанных с ликвидацией КПК «Камский сберегательный дом». Также приводится довод о том, что суд первой инстанции дал неверную оценку тому обстоятельству, что на момент рассмотрения данного административного дела в суде первой инстанции, КПК «Камский сберегательный дом» уже находился в стадии добровольной ликвидации, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. В суде апелляционной инстанции представитель Латыпов Л.Р. – Гуринович В.Д. апелляционную жалобу поддержала. Представителя Национального банка Российской Федерации – Мифтахова Ю.И. просила решение суда оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены. Судебная коллегия приходит к следующему. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В силу части 1 статьи 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением. Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией. В соответствии с пунктом 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62). В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2009 года № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», Банк России обращается в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях, предусмотренных законом. В силу частей 1, 3, 4, 6 статьи 35 вышеуказанного Федерального закона, кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий: 1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы); 3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы). Согласно части 1 статьи 3 указанного Федерального закона, кредитный кооператив является некоммерческой организацией. В силу статьи 1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласно статье 4 названного Закона, государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Из материалов дела усматривается, что КПК «Камский сберегательный фонд» был зарегистрирован Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Республике Татарстан 8 октября 2014 года. Латыпов Л.Р., ООО «ТД Тамерлан», Латыпов Р.Р., Латыпова Л.И., Сафин И.А., Ахметгареев И.А., Кузнецов В.А. являются учредителями КПК «Камский сберегательный фонд». Согласно полученным от саморегулируемых организаций сведениям и имеющейся в отделении - Национальном банке по Республике Татарстан Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации информации, административный ответчик - КПК «Камский сберегательный фонд» не является членом ни одной из саморегулируемых организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался обоснованностью требований Национального банка Республики Татарстан. С такими выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на применимых нормах законодательства о ликвидации юридических лиц и подтверждаются материалами дела. Доводы апелляционной жалобы о том, что шестимесячный срок, который установлен решением суда первый инстанции и в течение, которого должен быть ликвидирован КПК «Камский сберегательный дом», не является достаточным для проведения всех мероприятий, связанных с ликвидацией КПК «Камский сберегательный дом», судебной коллегией отклоняется в виду необоснованности положениями действующего законодательства. Кроме того, статьей 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставлена возможность лицу, участвующему в деле, обратиться в суд, рассмотревший административное дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Довод апеллянта о том, что суд первой инстанции дал неверную оценку тому обстоятельству, что на момент рассмотрения данного административного дела в суде первой инстанции, КПК «Камский сберегательный дом» уже находился в стадии добровольной ликвидации, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, судебной коллегией также отклоняется, поскольку в решении суда первой инстанции присутствуют суждения и выводы относительного данного довода, которые судебная коллегия находит достаточными. Более того, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции, апеллянтом не представлены доказательства того, что КПК «Камский сберегательный дом» совершал какие-либо действия, предусмотренные действующим законодательством о ликвидации кредитно-потребительских кооперативов, направленных на его добровольную ликвидацию, кроме предоставления уведомления о начале процедуры ликвидации в регистрирующий орган (л.д. 94-102). При этом Федеральным закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирован порядок ликвидации юридического лица, который включает в себя такие юридически важные действия, как публикация в средствах массовой информации сообщения о ликвидации юридического лица, составление промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса и другие. Высказанный представителем Латыпова Л.Р. - Гуринович В.Д. в суде апелляционной инстанции довод о том, что административные ответчики Латыпова Л.И., Сафин И.А., а также ее доверитель Латыпов Л.Р. не извещены о времени и месте судебного заседания, судебной коллегией отклоняется, поскольку данный довод не имеет правового обоснования. Латыпова Л.И., Сафин И.А. судом первой инстанции извещались по имеющимся адресам, в материалах административного дела имеются конверты с истекшим сроком хранения на имя Латыповой Л.И., Сафин И.А. При этом Латыповой Л.И., Сафин И.А. не обжалуют решение суда первой инстанции, а их неизвещение не нарушает права и законные интересы Латыпова Л.Р., представитель которого учувствовал и в суде первой инстанции, и в суде апелляционной инстанции, что говорит о его осведомленности о времени и месте судебного заседания. Лица, не извещенные о времени и месте судебного заседания, не лишены права на самостоятельное обжалование судебного акта в апелляционном порядке. Представитель Латыпова Л.Р. - Гуринович В.Д. в суде апелляционной инстанции также привела устный довод о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с последующим направлением административного дела на новое рассмотрение, поскольку в материалах дела отсутствует реестр пайщиков КПК «Камский сберегательный дом». Данный довод судебной коллегией также отклоняется, так как указанный документ не является относимым доказательством в рамках рассмотренного административного дела, его исследование не влияет на существо дела, поскольку пайщики кредитно-потребительского кооператива обладают только обязательственными и имущественными правами в отношении кредитно-потребительского кооператива, а не по отношению к регистрирующим и контролирующим органам. Обязанность по ликвидации кооператива на них не возлагается. Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые могли бы быть основаниями к отмене решения суда, приведенные же доводы заявлены при неправильном толковании норм материального и процессуального права и без учета конкретных обстоятельств административного дела. Иных аргументов, способных повлиять на оценку законности и обоснованности решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда судебная коллегия считает правильным, а апелляционную жалобу – подлежащей отклонению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 3 марта 2020 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Латыпова ФИО35 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции. Председательствующий Судьи Мотивированное определение составлено «28» июля 2020 года. |