ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-162/20 от 27.05.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-1882/2020

судья Сафонова Е.В. (1-я инст. № 2а-162/2020)

Уникальный идентификатор дела 75RS0031-01-2020-000067-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

судей Каверина С.А. и Пичуева В.В.,

при помощнике судьи Ольшанниковой Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 мая 2020 года административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Кононыхина А.С.,

на решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2020 года, которым административный иск удовлетворен, на Федеральное агентство водных ресурсов возложена обязанность при обращении Министерства природных ресурсов Забайкальского края согласовать мероприятия по берегоукреплению берегов ручья, протекающего на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская и впадающего в реку Турга, в перечне мероприятий направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений на очередной финансовый год; на Министерство природных ресурсов Забайкальского края возложена обязанность осуществить мероприятия по берегоукреплению берегов ручья, протекающего на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская и впадающего в реку Турга, после согласования мероприятия Федеральным агентством водных ресурсов в перечне.

Заслушав доклад судьи Бурака М.Н., выслушав пояснения представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Кононыхина А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Выскубовой С.А., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

установила:

22 января 2020 года заместитель прокурора Оловяннинского района Забайкальского края Тюрочкин И.Н., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указав на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в части предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся на территории Забайкальского края, установлено, что при подъеме уровня воды в ручье, протекающем на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская, впадающем в реку Турга, дома по нечетной стороне улицы подвергаются затоплению, кроме того, воды ручья выходят на дорожное полотно, что в зимнее время нарушает безопасность дорожного движения. Ссылаясь на нарушение сложившейся ситуацией прав и законных интересов неопределенного круга лиц, возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, их имуществу, а также безопасному проживанию жителей села Турга, просит суд обязать Федеральное агентство водных ресурсов при обращении Министерства природных ресурсов Забайкальского края согласовать мероприятия по берегоукреплению берегов ручья, протекающего на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская и впадающего в реку Турга, в перечне мероприятий направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений на очередной финансовый год; обязать Министерство природных ресурсов Забайкальского края осуществить мероприятия по берегоукреплению берегов ручья, протекающего на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская и впадающего в реку Турга, после согласования мероприятия Федеральным агентством водных ресурсов в перечне (л.д. 3-6).

Судом принято выше приведенное решение (л.д. 45-47).

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов Забайкальского края Кононыхин А.С. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Мотивируя тем, что мероприятия по берегоукреплению берегов ручья могут быть произведены только в случае их включения в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный губернатором Забайкальского края Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия. Для решения вопроса о согласовании данных мероприятий Министерству природных ресурсов Забайкальского края необходимо представить в Федеральное агентство водных ресурсов обосновывающую необходимость выполнения мероприятий документацию. Подготовка данной документации Министерством природных ресурсов Забайкальского края носит плановый характер и включает в себя после получения Министерством информации о разрушении берега, проведение специалистами необходимых исследований, которые должны установить необходимость выполнения данных мероприятий и способ их выполнения. При этом способ выполнения может отличаться от способа указанного прокурором (л.д. 51-52).

Административный ответчик Федеральное агентство водных ресурсов, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд апелляционной инстанции не направил.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно акту проверки, составленному 30 декабря 2019 года помощником прокурора Оловяннинского района Зайко В.Б., на территории села Турга Оловяннинского района вдоль улицы Партизанская протекает ручей, впадающий в реку Турга, который вышел из русла и подтопил дорожное полотно, а также дворовую территорию частных домов. В данном акте указано, что согласно информации местных жителей данный ручей неоднократно выходил из берегов, подтапливая прилегающие территории, в том числе приусадебные участки.

Как установлено судом первой инстанции, река Турга находится в собственности Российской Федерации, полностью расположена на территории Забайкальского края, в связи с чем осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации – Забайкальскому краю.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Водного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18 марта 2008 года №61, Положением о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года №503, исходя из того, что обязательным условием осуществления мероприятий по берегоукреплению, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета, является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный губернатором Забайкальского края Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может в силу следующего.

Частями 1, 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находящихся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года №629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в том числе на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (пункт «в» пункта 2 указанных Правил).

Согласно пункту 3 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 марта 2008 года №61 утвержден Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в который, в частности, включено осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе путем мероприятий по противопаводковой защите, включающих уполаживание берегов, биогенное закрепление, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской на наиболее проблемных участках, включая проектные работы.

Аналогичные положения содержатся в Методических указаниях по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды РФ от 31 августа 2010 года №337.

В соответствии с пунктом 5 названных методических указаний для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, необходимо: а) выделить из общего числа водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, водные объекты и/или их участки, наиболее опасные с точки зрения негативного воздействия вод, которые находятся в федеральной собственности и полностью расположены на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень водных объектов); б) определить площади территорий, подверженных затоплению для паводков 5%, 10%, 25% обеспеченности, с определением количества населения, проживающего на этих территориях, объектов экономики и культуры с определением материального ущерба в случае их затопления и подтопления; в) принять решение по дальнейшей эксплуатации, защите или выносу объектов, попадающих в зону возможного затопления, подтопления паводковыми водами, а также берегообрушения, совместно с органами местного самоуправления и руководителями организаций; г) провести анализ причин и сроков возможного возникновения негативного воздействия вод на населенные пункты, объекты хозяйственной и иной деятельности, включая возникновение затопления, подтопления, образование ледовых заторов и зажоров на водных объектах; д) разработать перечень мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод, а также ликвидацию его последствий в отношении водных объектов, определить сроки проведения мероприятий и необходимые объемы финансирования; е) согласовать значения целевых прогнозных показателей осуществления субъектами Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений и перечень мероприятий, направленных на их достижение в Росводресурсы для получения бюджетного финансирования в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года № 629; ж) обеспечить выполнение планируемых в рамках утвержденных мероприятий работ и достижение целевых прогнозных показателей; з) подготовить отчетность о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, направляют свои предложения по мероприятиям, планируемым к реализации за счет субвенций, в территориальные органы Росводресурсов. Территориальные органы Росводресурсов готовят заключения по каждому мероприятию, предлагаемому к финансированию за счет средств федерального бюджета с учетом заключения соответствующих бассейновых советов. По итогам рассмотрения Росводресурсами согласуется перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений на очередной финансовый год, утвержденный руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункты 18, 20 методических указаний).

Таким образом, предусмотрен специальный порядок осуществления мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и их финансирования. Нормами действующего законодательства не предусмотрено осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации мероприятий по предотвращению действия факторов, способствующих возникновению негативного действия вод в отношении отдельных объектов.

Мероприятия по берегоукреплению могут быть произведены за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений бюджету Забайкальского края только в случае их включения в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный губернатором Забайкальского края Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.

Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая решения об удовлетворении заявленных требований не учел, что подготовка документации, необходимой для реализации переданных полномочий в части осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий Министерством природных ресурсов Забайкальского края носит плановый характер и включает в себя после получения Министерством информации о проблемах и состоянии водного объекта, подготовку обосновывающих материалов для выполнения мероприятий, реализация которых требует разработки проектной и сметной документации, проведения осмотра и необходимых исследований, разработки перечня мероприятий, направленных на предотвращение и снижение негативного воздействия вод.

В данном случае обращение прокурора в суд с настоящим административным иском было основано на обращении жителя села Турга о затоплении дома и приусадебного участка. При этом в материалах дела имеется лишь акт проверки, составленный помощником прокурора Оловяннинского района Забайкальского края от 30 декабря 2019 года, свидетельствующий о подтоплении дорожного полотна и дворовой территории ручьем.

Каких-либо объективных и допустимых доказательств, свидетельствующих о необходимости выполнения мероприятий по берегоукреплению берегов ручья, равно как и об обращении уполномоченного органа в установленном порядке с целью осуществления мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, отказе ему в согласовании мероприятий, из материалов дела не следует, и административным истцом не представлено.

Следовательно, оснований предусмотренных законом для возложения на Министерство природных ресурсов Забайкальского края обязанности осуществить мероприятия по берегоукреплению берегов ручья, а на Федеральное агентство водных ресурсов - обязанности согласовать указанные мероприятия, в настоящее время судебной коллегией не усматривается. Нарушений закона, а также прав и интересов лиц, в чьих интересах обратился прокурор, не установлено и из материалов дела не следует.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано правильным, оно подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 11 марта 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований заместителя прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов Забайкальского края, Федеральному агентству водных ресурсов о возложении обязанностей, отказать.

Председательствующий

Судьи