Судья Кобцев В.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2021 года город Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Симоновича В.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Межрайонная ИФНС № 4 по ХМАО – Югре, Инспекция) к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 марта 2021 года, которым административное исковое заявление (с учетом определения об исправлении описки от 14 апреля 2021 года) удовлетворено: с ФИО1, проживающей по адресу: (адрес) взыскан налог доходы физических лиц за (дата) год в размере <данные изъяты> рубль; пени по налогу доходы физических лиц за период с (дата) года в размере <данные изъяты>; в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по ХМАО – Югре обратилась в суд с вышеуказанным административным иском с требованием взыскать с ФИО1 недоимку по налогу на доходы физических лиц за (дата) год в размере <данные изъяты> рублей, пени по налогу на доходы физических лиц за период (дата) в размере <данные изъяты> рублей.
Требования мотивированы неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов в установленные сроки в добровольном порядке.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ФИО1, полагая незаконным и необоснованным, в апелляционной жалобе просит отменить. Указывает, что является неработающим пенсионером, следовательно, оснований для получения социального налогового вычета в размере суммы оплаченных по договору страхования страховых взносов не имеет. Полагает, что в справке о доходах <данные изъяты> неверно отражен код дохода 1219 как социальный налоговый вычет вместо 1212 - доходы в виде денежных (выкупных) сумм, выплачиваемых по договорам добровольного страхования жизни, подлежащих в соответствии с правилами страхования и условиями договоров выплате при досрочном расторжении договоров добровольного страхования жизни. Поскольку социальный налоговый вычет за (дата) не получала, требования о взыскании налога на доходы с физических лиц предъявлены налоговым органом неправомерно.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Инспекции ссылается на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 150, части 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в их отсутствие, единолично.
Исследовав материалы административного дела в полном объеме по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3, подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц установлен положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных им в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни (далее - договор страхования жизни), если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), но не более установленного ограничения.
На основании абзаца четвертого подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации в случае расторжения договора страхования жизни (за исключением случаев расторжения таких договоров по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен указанный выше социальный налоговый вычет.
При этом абзацем пятым подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.
В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета (далее - Справка о неполучении вычета) либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Справка о получении вычета), страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию (абзац шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации).
Иного порядка удержания налога на доходы физических лиц при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм в случае расторжения договора страхования жизни Налоговым кодексом Российской Федерации не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплате суммы НДФЛ возложена на налоговых агентов (российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.
Пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пунктов 3, 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Налогового кодекса Российской Федерации, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации).
При этом на основании пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета в установленном порядке Справки о доходах и суммах налога физического лица за прошедший налоговый период по каждому физическому лицу (далее - Справка по форме 2-НДФЛ с признаком 1).
Кроме того, на основании пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму НДФЛ налоговый агент обязан в установленный срок письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Таким образом, если при досрочном расторжении договора страхования жизни физическому лицу производятся выплаты денежных (выкупных) сумм и при этом им не представлена Справка о неполучении вычета, страховая компания обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ со всего дохода в виде денежных (выкупных) сумм, подлежащих выплате в соответствии с правилами страхования и условиями договоров при досрочном расторжении договоров страхования жизни, либо, при невозможности удержания, представить в налоговый орган Справку по форме 2-НДФЛ.
В случае если налогоплательщик представил Справку о неполучении вычета, у страховой компании при выплате денежных (выкупных) сумм отсутствует обязанность исчислять и удерживать налог, а также представлять Справки по форме 2-НДФЛ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, налоговым агентом – <данные изъяты> в Межрайонную ИФНС России № 4 по ХМАО – Югре представлена справка о доходах ФИО1 за (дата), содержащая информацию о выплате последней дохода в размере <данные изъяты>, облагаемого по ставке 13%, с которого не удержан налог на доходы физических лиц в размере <данные изъяты>.
Данная справка представлена Страховщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем шестым подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации ввиду непредставления Страхователем сведений о получении им социального налогового вычета в отношении сумм стразовых взносов, выплаченных в период действия договора страхования жизни, расторгнутого в (дата).
На основании данных сведений налоговым органом исчислен налог на доходы физических лиц, ФИО1 направлено уведомление от (дата) № (номер) об уплате налога в срок до (дата).
Так как в установленный срок обязанность по уплате налога исполнена не была, в соответствии с пунктом 2 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО1 направлено требование от (дата) № (номер), которым предложено в срок до 24 января 2020 года уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере (номер) рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей.
Поскольку требования административным ответчиком также были проигнорированы, налоговый орган обратился к мировому судье за вынесением судебного приказа, который был вынесен (дата), но по заявлению должника отменен (дата).
Удовлетворяя административный иск налогового органа, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный ответчик надлежащим образом не исполнил обязанность по уплате законно установленного налога.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В случае, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения, они подлежат истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Вместе с тем изложенное выше не было учтено судом первой инстанции; в том числе не были исследованы обстоятельства, связанные с получением либо неполучение административным ответчиком, являющимся пенсионером, социального налогового вычета в сумме уплаченных им в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, что по смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации и образует налогооблагаемый доход.
Приведенные обстоятельства имеют значение для правильного разрешения данного административного дела и подлежат обязательному установлению и исследованию в ходе судебного разбирательства.
С учетом изложенного, апелляционной инстанцией в качестве доказательств приняты представленные административным ответчиком справки по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13 июля 2016 года № ММВ-7-11/403@, о неполучении налогоплательщиком ФИО1 социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации за (дата).
Таким образом, учитывая, что ФИО1 выплата денежных (выкупных) сумм не производилась, социальный налоговый вычет за (дата) не предоставлялся, подлежащий налогообложению доход у нее отсутствует, следовательно, правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
При таких обстоятельствах, решение суда на основании пункта 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований налогового органа.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 марта 2021 года отменить полностью и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц и пени отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Симонович В.Г.