Судья: Майкова Н.Н. Дело № 33а-7787/2021 (№ 2а-1640/2021)
64RS0046-01-2021-003199-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Черняевой Л.В., Домниной А.В.,
при секретаре Мухиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Саратова от 14 мая 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Черняевой Л.В., выслушав объяснения административного ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с ФИО1 транспортный налог за 2016 год в сумме 19725 рублей и пени за просрочку уплаты налога в сумме 54 рубля 24 копейки.
Требования мотивированы тем, что в спорном налоговом периоде ФИО1 являлся владельцем транспортных средств и плательщиком транспортного налога. Направленные в адрес налогоплательщика налоговое уведомление и требование об уплате налога были оставлены без исполнения. 13 апреля 2018 года мировым судьей судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени за 2016 год. 14 октября 2020 года данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения.
Решением Ленинского районного суда города Саратова от 14 мая 2021 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить, в обоснование доводов ссылается на уплату транспортного налога за 2016 год в полном объеме, что подтверждается чеком-ордером от 04 октября 2017 года на сумму 19725 рублей.
В возражениях на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая, что произведенный административным ответчиком 04 октября 2017 года платеж был зачтен в счет уплаты задолженности по транспортному налогу за 2014 год, поскольку в чеке-ордере не был указан индекс документа, что не позволило «привязать» платеж к квитанции, приложенной к налоговому уведомлению № 5805242 от 04 июля 2017 года. Ввиду поступления денежных средств от 04 октября 2017 года в счет погашения задолженности за 2014 год, а не за 2016 год, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога № 34429 от 12 декабря 2017 года со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года. Данное требование получено налогоплательщиком 20 декабря 2017 года, то есть налогоплательщику было известно, что задолженность за 2016 год является актуальной.
Приказом Федеральной налоговой службы от 24 мая 2021 года № ЕД-7-4/516 инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 23 по Саратовской области.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного истца ФИО2 против удовлетворения жалобы возражала.
На заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, об отложении его рассмотрения ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), прихожу к следующему.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 357 НК РФ (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ устанавливает объекты налогообложения, которыми признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Согласно статье 362 НК РФ (в редакции, действующей на дату спорных правоотношений) сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно Закону Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» ставка транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. включительно (с года выпуска которых прошло свыше 3 лет) составляет 14 рублей; свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно составляет 75 рублей.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ (здесь и далее - в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 пункта 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 (ИНН №) в спорном налоговом периоде 2016 года являлся собственником транспортных средств ИЖ 2715, 75 л.с., государственный регистрационный знак <данные изъяты>, Тойота Ландкрузер 12, 249 л.с., государственный регистрационный знак <данные изъяты> (л.д. 13), признаваемых объектами налогообложения.В адрес налогоплательщика инспекцией заказной почтой было направлено налоговое уведомление № 5805242 от 04 июля 2017 года со сроком уплаты до 01 декабря 2017 года, в том числе об уплате транспортного налога в сумме 19 725 рублей за 2016 год (ОКТМО № которое получено адресатом 23 июля 2017 года (РПО № 60384113505280) (л.д. 8-9).
В соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму транспортного налога начислены пени за период с 02 декабря 2017 года по 11 декабря 2017 года в размере 54 рублей 24 копеек (л.д. 11).
15 декабря 2017 года в адрес ФИО1 направлено требование № 34429 от 12 декабря 2017 года об уплате транспортного налога в сумме 19 725 рублей и пени в сумме 54 рубля 24 копейки со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года (л.д. 10, 12).
13 апреля 2018 года налоговый орган в порядке статьи 48 НК РФ обратился к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по налогу и пени за 2016 год.
13 апреля 2018 года указанным мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 19 725 рублей, пени за несвоевременную уплату налога в размере 54 рублей 24 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района города Саратова, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района города Саратова, от 14 октября 2020 года судебный приказ от 13 апреля 2018 года был отменен в связи с поступившими от ФИО1 возражениями относительно его исполнения (л.д. 6).
11 марта 2021 года административный истец обратился в Ленинский районный суд города Саратова с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке административного судопроизводства.
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком представлен чек-ордер об уплате налога от 04 октября 2017 года на сумму 19 725 рублей. Налоговый период в платежном документе обозначен как 01 декабря 2017 года, основание платежа: ТП (платежи текущего года) (л.д. 53).
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу и пени, правильности представленного налоговым органом расчета налога за 2016 год, посчитав, что административный ответчик произвел оплату налога за 2017 год, доказательств отсутствия задолженности по транспортному налогу за 2016 года им не представлено.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В подтверждение оплаты транспортного налога за 2016 год по полученному налоговому уведомлению (л.д. 8) налогоплательщиком представлен чек-ордер Саратовского отделения ОАО Сбербанк России № 8622 филиал № 19 от 04 октября 2017 года на сумму 19 725 рублей, в котором указаны следующие реквизиты платежа: в качестве получателя указан УФК по Саратовской области ИФНС России по Ленинскому району города Саратова; ИНН получателя №; КПП № № счета №; БИК №; корреспондентский счет 0; КБК №; ОКТМО №; назначение платежа: налог; основание платежа (106): ТП; налоговый период (107): <дата>; ИНН плательщика №; статус плательщика (101): 13; ФИО1 (л.д. 53).
В обоснование возражений на апелляционную жалобу налоговый орган представлял письменные пояснения, в которых неоднократно менял свою позицию относительно уплаты ФИО1 задолженности за спорный налоговый период. Так, из окончательных пояснений налогового органа следует, что 04 июля 2017 года налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2017 год налогоплательщику ФИО1 направлено не было. При досрочной оплате необходимо обязательное заполнение поля – налоговый период, уплата налога за 2017 год осуществляется по сроку 01 декабря 2018 года. Индекс документа, приложенного к уведомлению № от 04 июля 2017 года – №, а в чеке-ордере на сумму 19 725 рублей от 04 октября 2017 года, представленном налогоплательщиком, в реквизите индекс документа указан – «0», что не позволяет «привязать» платеж от 04 октября 2017 года к квитанции, приложенной к данному налоговому уведомлению. Ввиду поступления денежных средств от 04 октября 2017 года в счет погашения задолженности за 2014 год, а не за 2016 год, налогоплательщику было направлено требование об уплате налога № 34429 от 12 декабря 2017 года со сроком уплаты до 06 февраля 2018 года. Данное требование получено налогоплательщиком 20 декабря 2017 года, то есть налогоплательщику было известно, что задолженность за 2016 год является актуальной.
В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков-физических лиц - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу части 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее – Правила).
Представленный административным ответчиком чек-ордер от 04 октября 2017 года соответствует указанным Правилам, поскольку содержат все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать платеж, в нем указаны: ИНН налогоплательщика, в реквизите «106» указано «ТП» (платежи текущего года) (пункт 7 Правил), в реквизите «107» указан налоговый период (пункт 8 Правил), в реквизите «назначение платежа» указан налог. Все реквизиты в чеке-ордере от 04 октября 2017 года (получатель - УФК по Саратовской области ИФНС России по Ленинскому району города Саратова; ИНН получателя; КПП; № счета; БИК; КБК; ОКТМО; назначение платежа: налог; основание платежа (106): ТП; налоговый период (107): 01 декабря 2017 года; ИНН плательщика; статус плательщика (101): 13, а также сумма платежа), соответствуют квитанции, представленной налоговым органом в качестве приложения к налоговому уведомлению от 04 июля 2017 года, за исключением индекса документа, который в чеке-ордере указан как «0». Однако, несмотря на это, у налогового органа не было оснований не зачесть указанный платеж в погашение транспортного налога за 2016 год. Как предусмотрено абзацами 1 и 2 пункта 8 приведённых выше Правил, в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог налогоплательщиком - физическим лицом подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть транспортный налог за 2016 года должен быть уплачен не позднее 01 декабря 2017 года. Указанная дата содержится в квитанции, направленной ФИО1 вместе с налоговым уведомлением от 04 июля 2017 года. Таким образом, утверждение ФИО1 о том, что транспортный налог за 2016 год им своевременно и в полном объеме уплачен, является обоснованным.
Доводы административного истца о том, что платёж от 04 октября 2017 года был зачислен в погашение задолженности по транспортному налгу за 2014 год, во внимание не принимаются, поскольку доказательств направления административному ответчику налогового уведомления, требования об уплате данного налога за 2014 год в материалы дела не представлено, в том числе после разъяснения возможности такого представления судом апелляционной инстанции.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
На основании изложенного, проанализировав обстоятельства данного дела и вышеуказанные правовые нормы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленный административным ответчиком платежный документ от 04 октября 2017 года соответствует указанным Правилам, поскольку содержит все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать платеж и зачесть его в уплату транспортного налога за 2016 год.
Учитывая, что в соответствии со статьей 75 НК РФ пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, является производной от основного обязательства, оплата транспортного налога за 2016 год была произведена налогоплательщиком в полном объеме, оснований для взыскания пени по данному налогу не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции при принятии решения об удовлетворении требований дана ненадлежащая оценка обстоятельствам административного дела (пункт 3 части 2 статьи 310 КАС РФ) и допущено нарушение норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 КАС РФ), решение суда от 14 мая 2021 года подлежит отмене. Учитывая, что все существенные обстоятельства для дела установлены, суд апелляционной инстанции считает необходимым и имеет возможность вынести новое решение, не передавая дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саратова от 14 мая 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Саратова к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд города Саратова.
Председательствующий:
Судьи: