Дело № 2а-165/2021; 33а-7242/2021
59RS0009-01-2021-000092-85
Судья Панова Н.А.
28 июля 2021 г. г. Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.В.,
судей Титовца А.А., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Греховой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 (депутата по избирательному округу №5), ФИО2 (депутата по избирательному округу №6), ФИО3 (депутата по избирательному округу №1), ФИО4 (депутата по избирательному округу №15), ФИО5 (депутата по избирательному округу №14) к Думе Александровского муниципального округа Пермского края о признании решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 г. № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» - незаконным, а также являющееся следствием принятия этого решения последующие решения; отмене решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 г. № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа»; применении последствия данных незаконных решений и всех последующих,
по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Александровского городского суда Пермского края от 2 марта 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Титовца А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Думе Александровского муниципального округа о признании решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» - незаконным, а также являющиеся следствием принятия этого решения последующие решения; отмене решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 года № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа», считая, что оно принято с нарушением действующих муниципальных нормативно-правовых актов.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит отменить решение, как принятое с нарушением норм процессуального права, со ссылкой на нормы материального права указывает, что решение Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 г. № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» является незаконным.
В возражении на апелляционную жалобу Дума Александровского городского округа просит отказать в ее удовлетворении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, причины их неявки неизвестны.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции счел, что решение Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 26.11.2020 г. № б/н «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа - главы администрации Александровского муниципального округа» принято с соблюдением положений Регламента, правомочным составом выборного муниципального органа.
Оснований для опровержения выводов суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, иных обстоятельств, влияющих на законность и обоснованность судебного акта, нарушений ном материального и (или) процессуального права судебной коллегией не установлено.
В соответствие с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, подписывает решения представительного органа муниципального образования.
Решением Думы Александровского муниципального округа № 23 от 26.11.2019 года принят Устав Александровского муниципального округа Пермского края (далее Устав).
В соответствие с ч.ч. 2, 4, 6 ст. 21 Устава заседание Думы Александровского муниципального округа не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.
Дума Александровского муниципального округа состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Организацию деятельности Думы осуществляет председатель Думы Александровского муниципального округа.
В ч. 8 ст. 21 Устава предусмотрены полномочия Думы, в том числе об утверждении Регламента Думы Александровского муниципального округа, осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Думы Александровского муниципального округа федеральным законодательством, законодательством Пермского края, Уставом Александровского муниципального округа. Данные полномочия Думы АМО предусмотрены также Положением о Думе Александровского муниципального Пермского края, принятого решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 8 от 16.10.2019 года (далее Положение о Думе АМО).
На основании ч. 2 ст. 22 Устава, раздела 5 Положения председатель Думы Александровского муниципального округа осуществляет следующие полномочия: руководит подготовкой заседаний и ведет заседания Думы в соответствии с его Регламентом; созывает заседания Думы, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня; организует обеспечение необходимой информацией депутатов; подписывает, в том числе протоколы заседаний, решения Думы; издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Думы Александровского муниципального округа; подписывает решения Думы Александровского муниципального округа. В отсутствие председателя Думы Александровского муниципального округа его функции выполняет заместитель председателя Думы.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься, в том числе депутатами Думы Александровского муниципального округа (ч. 1 ст. 32 Устава). Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливается нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 2 ст. 32 Устава). Муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания. В муниципальных правовых актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу (ч. 1 ст. 33 Устава).
Решением Думы Александровского муниципального округа № 33 от 26.11.2019 года принят Регламент Думы Александровского муниципального округа (далее - Регламент).
В силу положений ст. 4 Регламента председатель Думы Александровского муниципального округа наряду с другими полномочиями ведет заседания Думы организует работу Думы; подписывает решения Думы; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы; подписывает решения Думы; издает распоряжения и постановления, дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции; формирует повестку дня заседаний Думы, приглашает на заседания Думы депутатов и иных заинтересованных лиц; выполняет иные действия, связанные с организацией работы Думы согласно действующему законодательству.
Порядок созыва заседаний Думы, формирование повестки дня, порядок проведения и принятия решений устанавливаются Уставом Александровского муниципального округа, Регламентом Думы (пункт 4.2 Положения).
Заседание Думы проводится, как правило, в специально отведенном месте – в зале заседаний (актовом зале) по адресу: <...> (статья 10 Регламента).
Статьей 11 Регламента предусмотрены виды заседаний, в том числе очередные, внеочередные, выездные, открытые, закрытые (ч. 1). День проведения очередного заседания, как правило, четверг (ч. 2). Решение о проведении внеочередного заседания Думы принимается по инициативе председателя Думы, главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа или не менее одной трети депутатов Думы на основании письменного требования. Письменное требование должно быть оформлено в виде письма на имя председателя Думы, с проектом решения по вопросу (вопросам), выносимому (выносимым) на внеочередное заседание, кратким обоснованием необходимости созыва внеочередного заседания Думы (ч. 4). Внеочередное заседание проводится в срок не позднее 5 дней после вручения председателю или заместителю председателя Думы письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания (ч. 6). Внеочередное заседание проводится только с той повесткой дня, которая была указана в требовании о созыве, за исключением случая, когда Дума примет решение о включении в повестку дня дополнительных вопросов. Такое решение принимается, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, присутствующих на заседании (ч. 7).
Статьей 12 регламента предусмотрен порядок подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Думы, в соответствии с которым проекты решений и иные предложения в повестку дня заседания Думы вносятся в письменном виде на имя председателя Думы, вносимый на рассмотрение Думы проект решения Думы должен быть представлен в аппарат Думы, в том числе со следующими документами: проектом решения Думы, фамилии лиц, являющихся инициаторами внесения проекта, пояснительной запиской (п. 2). В том числе, если представленные материалы не отвечают требованиям, изложенным в пункте 2, председатель Думы (заместитель председателя, аппарат Думы) вправе возвратить их инициаторам внесения проекта с указанием причин возврата (п. 3).Согласно ч. 1 ст. 13 Регламента документы по предложениям (вопросам) в повестку дня предоставляются не позднее 5 календарных дней до дня проведения внеочередного заседания Думы либо непосредственно на заседании, если Думой принято решение о включении в повестку для дополнительных вопросов). Вопросы для рассмотрения на внеочередном заседании Думы предоставляются не позднее 5 дней до заседания Думы, на очередном - не позднее 10 дней до заседания Думы (пункты 3, 4 статьи 15 Регламента). В случае нарушения срока, установленного в пунктах 3, 4 указанной статьи, инициатор вопроса по включению его в повестку дня заседания имеет право выступить с соответствующей инициативой непосредственно на заседании Думы (пункт5 статьи 15 Регламента). Статьей 19 Регламента установлено, что в случае отсутствия необходимого кворума Дума путем открытого голосования переносит заседание и определяет дату повторного проведения заседания с данной повесткой дня. Разделом 7 Регламента предусмотрен порядок ведения заседания Думы. Согласно статьи 25 Регламента на заседания Думы председательствует председатель Думы, а в его отсутствие – заместитель председателя. В случае отсутствия на заседании председателя Думы и заместителя председателя депутаты вправе открытым голосованием избрать председательствующего на данном заседании из числа депутатов. Статьей 26 Регламента предусмотрены функции, права председателя заседания, в том числе предусмотрено право председателя заседания подписывать решения Думы, не имеющего нормативного характера. Утвержденная повестка дня может быть изменена решением, принятым большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании (статья 30 Регламента). Дума на своих заседаниях принимает решения, которые оформляются в виде решений Думы. Решения по процедурным вопросам оформляются путем записи в протокол заседания. К процедурным вопросам относятся, в том числе о внеплановом перерыве в заседании, о продлении или переносе заседания (статья 36 Регламента, пункт 3.1 Положения). В ходе заседания ведется протоколирование заседания, на основе которого в течение 7 дней после проведения заседания оформляется протокол заседания Думы, может использоваться, в том числе аудиозапись заседания. Протокол заседания Думы подписывается председательствующим на заседании и секретарем. Оформление протоколов, их копирование, хранение возлагается на аппарат Думы (статья 43 Регламента). Решение Думы, не являющееся нормативным правовым актом, подписывается в течении 10 дней председателем Думы. Датой решения Думы является дата его принятия на заседании (статья 44 Регламента). Решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № 1 от 16.10.2019 года председателем Думы Александровского муниципального округа Пермского края на непостоянной основе избрана ФИО3, переизбрана 14.01.2021. Решением Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 2 исполняющим полномочия главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа назначена ФИО6 Из подтвержденных доказательствами обстоятельств следует, что на 10:00 21.10.2020 назначено внеочередное заседание Думы Александровского муниципального округа с повесткой дня «Выборы на должность главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа», в котором принимали участие 9 депутатов из четырнадцати избранных. В связи с отсутствием кворума для принятия указанного решения единогласным решением присутствующих депутатов последовательно принималось решение о переносе рассмотрения вопроса о выборах на должность главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа на 10:00 22.10.2020, 10:00 28.10.2020, 10:00 12.11.2020 и 9:00 26.11.2020, о чем своевременно уведомлялась Дума Александровского муниципального округа. 26.11.2020 в 9:00 в фойе здания администрации Александровского муниципального округа состоялось внеочередное заседание Думы Александровского округа, с котором принимали участие 9 депутатов из 14 избранных. Председателем заседания избран депутат ФИО7 в связи с отсутствием председателя Думы и ее заместителя, секретарем заседания депутат ФИО8 в связи с отсутствием сотрудников аппарата Думы. По предложению депутата ФИО9 в повестку дня включен дополнительный вопрос – проект решения Думы Александровского муниципального округа «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа». Пояснительная записка о необходимости немедленного решения данного вопроса депутатом представлена. Решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края № б/н от 26.11.2020 года, вступившим в силу со дня принятия, ФИО10 назначен исполняющим полномочия главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа в части подписания и обнародования нормативных правовых актов, принятых Думой Александровского муниципального округа, до дня вступления в должность главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа, избранного Думой Александровского муниципального округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; признано утратившим силу решение Думы Александровского муниципального округа от 16.10.2019 № 2 «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа». В соответствие с п. 3 ст. 33 Устава решение было опубликовано в печатном издании – газете «Комсомольская правда» №149 (27222) 2020 от 29.12.2020 года, экземпляры которой были направлены, в том числе, в правоохранительные органы, прокуратуру г. Александровска, библиотечную сеть, главе муниципального района – главе администрации Александровского муниципального района ФИО6, аппарат Думы АМО. Возражения относительно незаконности избрания председательствующего на заседании и секретаря заседания, отсутствия кворума для принятия данного решения, проведения заседания вне зала заседаний Думы и в отсутствие символов власти, нормативного характера принятого муниципального правового акта, вступления его в силу и обнародования, неизвещения депутатов, выступающих административными истцами, и заинтересованного лица ФИО6 судом первой инстанции исследованы и мотивированно отклонены. Оснований для переоценки данных выводов, сделанных судом первой инстанции с учетом исследованных доказательств и анализа приведенных выше нормативно-правовых актов, судебная коллегия не усматривает, доводов о несогласии с некоторыми выводами суда первой инстанции в апелляционной жалобе не заявлено. Как следует из содержания административного искового заявления, процессуальных документов судом первой инстанции принято к рассмотрению и возбуждено административное дело об оспаривании решения Думы Александровского муниципального округа б/н от 26.11.2020 «О назначении исполняющего полномочия главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа». В соответствие со ст. 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Данный спор не подпадает под категорию административных дел, не подсудных районному суду в качестве суда первой инстанции, он рассмотрен судом по правилам главы 22 КАС РФ. Административные истцы с данным требованием обратились в Александровский городской суд Пермского края, который соответствует подсудности как по месту их жительства, так и по месту нахождения административного ответчика. Оспариваемое решение не имеет нормативного характера, так как принято в отношении определенных лиц. В ходе рассмотрения дела несогласие с рассмотрением дела Александровским городским судом как по территориальной подсудности и по подведомственности, об ином судебном порядке его рассмотрения лицами, участвующим в деле, не заявлялось. В этом смысле доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права представляются противоречивыми, не соответствующему волеизъявлению истцов о рассмотрении дела именно Александровским городским судом Пермского края в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции не просто перечислены подлежащие применению нормативно-правовые акты, но и проведена их обоснованная логическая связь с имеющими значение для дела обстоятельствами (правовая оценка), вследствие чего суд пришел к выводу о соблюдении требований этих нормативно-правовых актов при принятии Думой оспариваемого решения.
Перечисление административным истцом нормативно-правовых актов, которые ФИО3 полагает нарушенными судом и изложение их содержания, не свидетельствуют о правомерности ее доводов, так как представляют исключительно ее собственное мнение о том, как должно быть разрешено дело, что не является презумпцией судебной ошибки.
Судебная коллегия еще раз указывает, что суд первой инстанции в соответствие с ч. 3 ст. 63 КАС РФ правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, приняв во внимание статус административных истцом, соответственно тот объем прав, свобод и законных интересов, который может быть затронут принятым решением Думы Александровского муниципального округа относительно прав ФИО6, но которая решение самостоятельно не обжалует.
Замечания, касающиеся формальных моментов, как-то время и место проведения заседаний, при том, что установлена правомерность внесения дополнительного вопроса в повестку неоднократно откладывавшегося внеочередного заседания Думы, не свидетельствуют о том, что данное решение принято с нарушением полномочий принимавших в нем участие депутатов, порядка принятия Думой муниципальных правовых актов, не являющихся нормативно-правовыми, либо в отсутствие основания для принятия такого решения (пояснительная записка депутата ФИО9). При том, что по содержанию принятого решения – назначение ФИО10 исполняющим обязанности главы муниципального округа – главы администрации Александровского муниципального округа, признании утратившим силу решения о прежнем руководителе административными истцами доводов о несоответствии его содержания нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не приводилось и судом первой инстанции не установлено.
Судебная коллегия считает, что административным истцом безосновательно приводятся ссылки на положения ст. 48 «Отмена муниципальных актов и приостановление их действия», ст. 73 «Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством» Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления», так как данные нормы применению в настоящем деле не подлежали.
По указанным мотивам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Александровского городского суда Пермского края от 2 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в порядке главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течении 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий -
Судьи краевого суда: