ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1665/2022 от 27.11.2023 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Копия

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

89RS0001-01-2023-002040-58

первая инст. №2а-1665/2022

апел. дело №33а-3152/2022

судья Подгайная Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2023 года город Салехард

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Дряхловой Ю.А.

судей коллегии Зотиной Е.Г. и Мочаловой Н.В.

при ведении протокола помощником судьи Михиным С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу по проверке требований пожарной безопасности на объекте ООО «УК «Обской причал» в г. Лабытнанги, признании незаконными пунктов 1, 2 предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 мая 2023 года №3, признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 мая 2023 года №3 отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Зотиной Е.Г., пояснения представителей департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа Мальчевского А.Н. и Ардатова Д.Ю. по доводам апелляционной жалобы, представителя Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа Демина Д.А. по доводам апелляционной жалобы, возражения представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу Малахова А.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Представить департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту Департамент) обратился в суд с административным исковым заявлением (в редакции с учетом уточнений) к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту Управление) о признании незаконными действия по проверке требований пожарной безопасности на объекте ООО «УК «Обской причал» в г. Лабытнанги, признании незаконными п.п.1, 2 предписания от 12 мая 2023 года №3, признании недействительным предписания Управления от 12 мая 2023 года №3.

В обоснование иска указано, что должностными лицами Управления в период с 18 апреля 2023 года по 12 мая 2023 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту Правительство ЯНАО) в рамках государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По результатам этой проверки составлен акт от 12 мая 2023 года №3 о выявлении семи нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. По пяти из них выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 12 мая 2023 года №3. Акт и предписание направлены письмом от 12 мая 2023 года. 17 мая 2023 года должностным лицом Управления в отношении Департамента составлен протокол об административном правонарушении. В ходе приведенного надзорного мероприятия ответчиком проводилась проверка складов хранения материальных ресурсов. При этом одним их выявленных нарушений в акте проверки от 12 мая 2023 года №3 указано несоблюдение правил противопожарного режима хранения данных ресурсов (нарушение норм оборудования пожарных щитов), которое осуществляется на основании государственного контракта от 27 декабря 2022 года №2 ООО «УК «Обской причал». Тем самым ответчик одновременно осуществил проверку действий ООО «УК «Обской причал» по соблюдению норм пожарной безопасности. Между тем из распоряжения о проведении проверки в перечне нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного органа, правила противопожарного режима не поименованы. Таким образом, ответчик допустил выход за рамки проверки, осуществив действия, подпадающие под федеральный государственный пожарный надзор. Возражение на акт проверки и предписание оставлено ответчиком без внимания. Однако 22 мая 2023 года был выдан новый экземпляр акта проверки, а также предписание от 12 мая 2023 года, в которых вменено два нарушения обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно: недостаточность предусмотренного постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера» объема резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера для обеспечения 500 человек, чем нарушен подп. «г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; не оснащение сегментами комплексной системы экстренного оповещения населения границы зоны в пределах ДНТ «Дружба» г. Муравленко, границ зон в пределах населенных пунктов - пос. Горнокнязевск, пос. Зеленый Яр, с. Катравож, с. Харсаим, пос. Лонгъюган, пос. Приозерный, пос. Ягельный, с. Антипаюта, чем нарушены положения постановления Правительства ЯНАО «Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа», п.п.5, 11 постановления Правительства ЯНАО от 1 апреля 2021 года №242-П, п.п.8, 15 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года №578/365, подп. «г», «п» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Акт проверки и предписание от 12 мая 2023 года были обжалованы в вышестоящий орган по пожарному надзору. При этом оснований для признания недействительными результатов проверки вышестоящим должностным лицом не установлено. Между тем с выявленными нарушениями согласиться нельзя. В соответствии со ст.25 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, определение его объема входит в компетенцию исполнительных органов округа. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль и за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создавшим их органом, основываясь на принципах достаточности и экономичности. Постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П создан в автономном округе резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера, а также утверждены порядок создания, хранения, использования резерва материальных ресурсов, номенклатура и объем резерва, которые определяются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации и максимально возможного использования имеющихся сил, средств для ликвидации таких ситуаций. Учитывая, что на территории автономного округа не прогнозируются чрезвычайные ситуации, связанные с гибелью или получением ущерба здоровью граждан в количестве 500 человек, в номенклатуру резерва материальных ценностей автономного округа включены средства из расчета максимального количества возможных пострадавших согласно анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций. В связи с чем, резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций автономного округа достаточен для реагирования на любые чрезвычайные ситуации, характерные для округа. При этом действия ответчика ограничивают полномочия исполнительных органов автономного округа в части определения объема резерва материальных средств. В данном случае формулируя п.1 предписания от 12 мая 2023 года №3, ответчик фактически оспаривает положения номенклатуры и объема резерва материальных ресурсов, утвержденные постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П, чем нарушает установленный гл.21 КАС РФ порядок оспаривания нормативных правовых актов. Помимо этого ответчик, вменяя в качестве нарушения не оснащение сегментами комплексной системы экстренного оповещения в пределах границ зон приведенных выше населенных пунктов автономного округа, необоснованно расширяет полномочия Правительства ЯНАО. Границы зон экстренного оповещения определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС и органами местного самоуправления. Комплексная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В региональную автоматизированную систему центрального оповещения населения включены муниципальные автоматизированные системы центрального оповещения, которые должны быть сопряжены на программном и аппаратном уровне с региональной системой оповещения. На региональном уровне комплексная система оповещения создана и готова к присоединению новых муниципальных образований. На территории автономного округа обеспечение бесперебойного функционирования региональной системы оповещения и комплексной системы оповещения населения осуществляют департамент гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО, ГКУ «Ямалспас» и Главы муниципальных образований в округе. Следовательно, обеспечение указанных в п.2 предписания от 12 мая 2023 года населенных пунктов средствами комплексной системы оповещения населения входит в полномочия органов местного самоуправления, на территории которых они расположены. Тем самым ответчиком неверно определен орган, уполномоченный на обеспечение населенных пунктов средствами оповещения, а потому в ходе проверки Управление вышло за пределы ее предмета и вторглось в компетенцию органов местного самоуправления.

Протокольным определением суда от 18 августа 2023 года на основании ст.41 КАС РФ в качестве соистца привлечено Правительство ЯНАО.

В судебном заседании представители административного истца Томчук Д.И. и Сыч В.В., действующие на основании доверенностей, поддержали доводы, изложенные в административном иске в редакции с учетом уточнений, и просили удовлетворить его в полном объеме.

Представитель соистца Демин Д.А., действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в административном иске в редакции с учетом уточнений, поддержал, просил его удовлетворить, указав на незаконность вынесенного предписания.

Представители административного ответчика Малахов А.С, и Сусьев А.Е., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного иска, полагали оспариваемое предписание законным, обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С этим решением не согласны Департамент и Правительство ЯНАО. В апелляционных жалобах по доводам административного иска в редакции с учетом уточнений просят оспариваемое решение отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагают, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Доводам стороны административного истца о нарушении порядка проведения проверки судом оценка не дана в обжалуемом решении. Управление проводило проверку в отношении Правительства ЯНАО. При этом уведомление о проведении проверки направлено члену Правительства ЯНАО - заместителю Губернатора автономного округа, директору Департамента Бессонову А.Л., в то время как, Правительство ЯНАО возглавляет Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа. Заместитель Губернатора автономного округа, директор Департамента Бессонов А.Л. не имел полномочий действовать от имени всего Правительства ЯНАО при проведении данной проверки. Также при проведении проверки со стороны Правительства ЯНАО участвовали неуполномоченные на то сотрудники Департамента Рогов А.А. и Ахмедзянов И.З. Фактически ответчиком выдано две редакции акта проверки и предписания, которые 22 мая 2023 года были направлены для ознакомления директору Департамента Бессонову А.Л. Кроме того в п.1 предписания ответчик указал на несоответствие нормативного правового акта Правительства автономного округа правовому акту Правительства Российской Федерации, регулирующего иные правоотношения. Исходя из акта проверки, недостаточность резерва материальных ресурсов не подтверждается. Доводы стороны административного истца об отсутствии нормативно закрепленных критериев достаточности резервов материальных ресурсов судом первой инстанции не рассмотрены. Обжалуемым решением суда разрешен вопрос необоснованного ограничения полномочий исполнительных органов округа в части самостоятельного определения объема резерва материальных средств. К компетенции Правительства ЯНАО суд первой инстанции неверно отнес обязанности по оборудованию населенных пунктов, приведенных в предписании от 12 мая 2023 года, сегментами комплексной системы экстренного оповещения населения. Создание в указанных выше населенных пунктах сегментов комплексной системы экстренного оповещения отнесено к полномочиям муниципальных образований, на территории которых они расположены. Между тем вопрос о привлечении их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом первой инстанции не разрешен. Суд первой инстанции применил Методические рекомендации по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденные МЧС России. Вместе с тем этот акт не является нормативным и обязательным к применению. Позиция ответчика сводится к несоответствию постановления Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П нормам большей юридической силы, однако Правительство ЯНАО самостоятельно в осуществлении своих правотворческих полномочий. В акте проверки и предписании административного органа не определен способ устранения инкриминируемых нарушений. При этом оценка этому обстоятельству судом первой инстанции в оспариваемом судебном акте не дана.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительства ЯНАО представитель административного ответчика просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений административного ответчика, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл.22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч.9, 11 ст.226, ст.62 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, распоряжением Управления от 11 апреля 2023 года №3 утверждено задание на внеплановую выездную проверку Правительства ЯНАО по реализации полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По результатам внеплановой выездной проверки 12 мая 2023 года должностными лицами Управления был составлен акт о выявлении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций №3.

Так, в акте внеплановой выездной проверки №3 от 12 мая 2023 года ГУ МЧС России по ЯНАО со ссылкой на подп. «г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Постановление РФ №304 от 21 мая 2007 года) указано, что постановлением Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера» (далее по тексту Постановление Правительства ЯНАО №851-П от 8 июля 2020 года) предусмотрен объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, недостаточный для обеспечения 500 человек (п.1). Помимо этого в данном акте со ссылкой на постановление Правительства ЯНАО от 7 мая 2020 года №554-П «Об утверждении границ зон экстренного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа», п.п.5, 11 постановления Правительства ЯНАО от 1 апреля 2021 года №242-П, п.п.8, 15 приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года №578/365, подп. «г», «п» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» приведено о том, что граница зоны в пределах дачного некоммерческого товарищества «Дружба» г. Муравленко, а также границы зоны в пределах населенных пунктов: пос. Горнокнязевск, пос. Зеленый Яр, с. Катравож, с. Харсаим, пос. Лонгъюган, пос. Приозерный, пос. Ягельный, с. Антипаюта не оснащены сегментами комплексной системы экстренного оповещения населения (п.2).

Предписанием №3 от 12 мая 2023 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выданным должностными лицами Управления, на Правительство ЯНАО возложена обязанность предусмотреть объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера достаточным для обеспечения 500 человек в срок до 1 мая 2024 года, и оснастить в срок, как следует из текста - до 1 июля 2023 года границы зон в пределах названных населенных пунктов сегментами комплексной системы экстренного оповещения населения.

Не согласившись с результатами проверки, директор Департамента обращался с возражением и жалобой к начальнику ГУ МЧС России по ЯНАО, главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, решениями, принятыми в порядке подчиненности в удовлетворении жалоб по нарушениям, явствующим из п.п.1, 2 предписания, отказано. При этом срок исполнения п.2 предписания перенесен на 1 мая 2024 года и сообщено об актуальной редакции акта проверки и предписания от 12 мая 2023 года на дату ознакомления - 22 мая 2023 года.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для применения последствий, предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, в сложившихся правоотношениях не имеется.

С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера в числе полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено положениями п. «ж» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту Федеральный закон №68-ФЗ).

Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями (ч.1 ст.25 Федерального закона №68-ФЗ).

Порядок создания и использования указанных в ч.1 ст.25 Федерального закона №68-ФЗ резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (ч.2 ст.25 Федерального закона №68-ФЗ).

В свою очередь постановлением Правительства РФ от 25 июля 2020 года №1119 утверждены Правила создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее по тексту Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

В силу п.п.4, 5, 6 Правил, резервы материальных ресурсов создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов, а также контроль за созданием, использованием и восполнением резервов материальных ресурсов устанавливаются создавшим их органом. Резервы материальных ресурсов используются при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания пунктов временного размещения и питания пострадавших граждан, а также для других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением федерального органа исполнительной власти при решении задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В рамках приведенных законоположений Правительством ЯНАО 8 июля 2020 года принято постановление №851-П «О резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера».

Данный нормативный правовой акт регулирует отношения по созданию, хранению, использованию и восполнению резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. Этим актом также утверждена номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов, в том числе продукты питания, вещевое имущество, медикаменты и медицинское оборудование, средства связи и средства спасения.

Определение порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и порядка восполнения использованных средств этих резервов является полномочием органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое в свою очередь должно осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку реализация субъектом Российской Федерации полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не может является произвольной.

При этом одним из принципов создания и использования резерва материальных ресурсов является принцип его достаточности, определяемый как величина резерва, его структура и ассортимент, качественные показатели и характеристики, которые должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайной ситуации в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой региона или объекта, а также видом чрезвычайной ситуации.

Чрезвычайная ситуация регионального характера в силу подп. «г» п.1 постановления Правительства РФ №304 от 21 мая 2007 года - чрезвычайная ситуация, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью, составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 12 млн. рублей, но не более 1,2 млрд. рублей.

В Методических рекомендациях по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных МЧС России 19 марта 2021 года №2-4-71-5-11, субъектам Российской Федерации рекомендовано рассчитывать объемы создаваемых резервов с учетом первоочередного жизнеобеспечения населения не менее 500 человек и оснащения АСФ и АСС, участвующих в ликвидации ЧС регионального (межмуниципального) характера.

В рассматриваемом случае обжалуемым предписанием от 12 мая 2023 года административному истцу вменяется, что Постановление Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П в нарушение подп. «г» п.1 постановления Правительства РФ №304 от 21 мая 2007 года предусматривает объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, недостаточный для обеспечения 500 человек.

Из изложенного следует, что приведенная административным органом в предписании формулировка квалификации сложившихся правоотношений фактически сводится к выводу о несоответствии положений акта регионального законодательства нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Между тем проверка правовых предписаний Постановления Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П в таком случае должна быть предопределена рамками судебного контроля по правилам гл.21 КАС РФ, что соответствует принципам административного судопроизводства, закрепленным в ст.6 КАС РФ.

Однако судебной ревизии Постановление Правительства ЯНАО от 8 июля 2020 года №851-П не подвергалось, при этом действующее правовое регулирование не допускает возможности подмены установленного законодателем порядка судебного нормоконтроля акта регионального законодательства на иной способ его проверки на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе посредством вынесения административным органом предписания.

Такая мера реагирования как предписание административного органа не применима в целях установления легитимности нормативного правового акта, исключительной компетенцией предписание административного органа в указанных правоотношениях не обладает. В противном случае неоправданно ограничиваются полномочия высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание в приведенной части (п.1) является законным и не нарушает права и законные интересы Правительства ЯНАО.

Вместе с тем в предписании от 12 мая 2023 года №3 Правительству ЯНАО вменено в нарушение, что граница зоны в пределах дачного некоммерческого товарищества «Дружба» г. Муравленко, а также границы зоны в пределах населенных пунктов: пос. Горнокнязевск, пос. Зеленый Яр, с. Катравож, с. Харсаим, пос. Лонгъюган, пос. Приозерный, пос. Ягельный, с. Антипаюта не оснащены сегментами комплексной системы экстренного оповещения населения (п.2).

Пунктами «г», «п» ч.1 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

В силу ст.5 Федерального закона №68-ФЗ границы зон экстренного оповещения населения определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в полномочия которых входит решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также с органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Согласно п.п.2, 5-8, 10-12, 27 постановления Правительства ЯНАО от 7 мая 2020 года №554-П, действовавшего до 26 августа 2023 года, приведенные выше населенные пункты находятся в границах зон экстренного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

В силу п.5 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России №578, Минкомсвязи России №365 от 31 июля 2020 года, (далее по тексту Положение о системах оповещения населения) комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения (п.8 Положения о системах оповещения населения).

В соответствии с п.5 Положения о региональной автоматизированной системе оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 1 апреля 2021 года №242-П, в региональную автоматизированную систему центрального оповещения населения (РАСЦО) включены муниципальные автоматизированные системы центрального оповещения (МАСЦО).

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях (п. «в» ч.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ); финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. «г» ч.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ); создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п. «м» ч.2 ст.11 Федерального закона №68-ФЗ).

По правилам п.28 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Как видно из дела и никем не оспаривалось, на региональном уровне КСЭОН создана и готова к присоединению новых муниципальных сегментов.

При этом в контексте указанных выше норм, создание технических средств оповещения (сегментов КСЭОН) в муниципальных образованиях автономного округа относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены указанные в п.2 предписания населенные пункты.

Возложение такой обязанности на Правительство ЯНАО противоречит его компетенции, определенной Федеральным законом №68-ФЗ.

При таком положении вменение Правительству ЯНАО нарушений, приведенных в п.2 оспариваемого предписания, не основано на законе.

Тем самым в сложившихся правоотношениях судебная коллегия приходит к выводу об установлении совокупности условий для удовлетворения требований административного иска в части признания оспариваемого предписания административного ответчика от 12 мая 2023 года №3 незаконным.

Установленные по административному делу фактические обстоятельства, оцениваемые судебной коллегией применительно к вышеприведенным нормам, не подтверждают правомерность вывода суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска в названной части, он сделан при не правильно определенном характере правоотношений, возникших между сторонами по делу, и неверном определении юридически значимых обстоятельств по делу, без надлежащей оценки собранных по делу доказательств, а потому оснований согласиться с таким выводом суда не имеется.

Следовательно, обжалуемый судебный акт подлежит частичной отмене с принятием по делу нового решения, которым требования административного иска о признании незаконным предписания административного органа об устранении выявленных нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций от 12 мая 2023 года №3 надлежит удовлетворить.

При этом доводы апелляционных жалоб заявителей о несоблюдении административным органом порядка проведения внеплановой, выездной проверки в рамках государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не нашли фактического подтверждения.

Так, постановлением Правительства РФ от 15 июня 2022 года №1086 «О государственном надзоре за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» утверждены Правила государственного надзора за реализацией органами государственной власти полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее по тексту Правила).

Применительно п.28 Правил уполномоченным на то должностным лицом Управления во исполнение п.2.3 протокола оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности, снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период, а также эффективности проводимых мероприятий по ликвидации их последствий» от 8 февраля 2023 года, утвержденного Президентом Российской Федерации от 14 февраля 2023 года №Пр-267, было издано распоряжение о проведении Управлением внеплановой выездной проверки от 11 апреля 2023 года №3 в отношении Правительства ЯНАО в период с 18 апреля 2023 года по 18 мая 2023 года.

В соответствии с п.37 Правил контролируемым лицом по состоянию на 11 апреля 2023 года получено уведомление Управления о проведении в указанный период внеплановой выездной проверки. Подтверждением указанного являются копии уведомления от 11.04.2023 исх.№ИП-230-218, распоряжения от 11 апреля 2023 года №3 с входящими штампами Правительства ЯНАО, датированными 11 апреля 2023 года (том 1 л.д.147-148, 149-152), а потому ссылка в апелляционной жалобе на направление уведомления о проведении проверки должностному лицу, не имеющему полномочий действовать от имени Правительства ЯНАО, не состоятельна.

Также доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении данной проверки присутствовали неуполномоченные сотрудники контролируемого лица, материалами дела не подтверждены, следовательно, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению.

Выездная внеплановая проверка проводилась по месту нахождения резерва материальных ресурсов Ямало-Ненецкого автономного округа (складское здание по адресу: ЯНАО, г. Лабытнанги, Обской причал, база ООО «УК «Обской причал», оказывающего услуги по хранению и обслуживанию материально-технических средств резерва по государственному контракту от 27 декабря 2022 года) (п.47 Правил).

Согласно п.55 Правил акт внеплановой выездной проверки с приложением к нему предписания от 12 мая 2023 года №3 направлены административным органом контролируемому лицу и получены последним по состоянию на 12 мая 2023 года. О чем явствует штамп входящей корреспонденции Правительства ЯНАО от 12.05.2023 вход.№89/01-04/8041 на уведомлении о направлении материалов проверки.

22 мая 2023 года контролируемым лицом были получены акт внеплановой выездной проверки и предписание от 12 мая 2023 года с учетом внесенных административным органом в них изменений на основании направленных Правительством ЯНАО возражений (том 1 л.д.50-58, 106-109, 153-177, 178-181) (п.68 Правил), в том числе касающихся субъектного состава настоящего спора.

Результаты судебного контроля в контексте примененных средств правовой квалификации, предусмотренных действующим законодательством, не демонстрируют об обратном.

В связи с чем, следует согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в части признания незаконными действий Управления при проведении внепланового надзорного мероприятия.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2023 года отменить в части, принять по делу в указанной части новое решение, которым административный иск удовлетворить частично, признать незаконным предписание Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12 мая 2023 года №3.

В остальной части решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 сентября 2023 года оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

Судья (подпись) Е.Г. Зотина