Судья: Чередниченко О.В. 33А-4677/2021
Докладчик: Пронченко И.Е. (№ 2а-166/2021)
(42RS0016-01-2020-004022-70)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«02» июня 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Пронченко И.Е.,
судей: Тройниной С.С., Решетняка А.М.,
при секретаре: Климове И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области ФИО1 на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 февраля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Кемеровской области к ФИО2 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Кемеровской области обратилась в суд с административным иском, в котором просит взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5 600 руб., по пене за 2015 – 2017 годы в сумме 3 425,97 руб.
Требования мотивирует тем, что ФИО2 является собственником транспортных средств: ISUZU ELF (№), TOYOTA CARI№A (№), которые являются объектами налогообложения. Инспекцией в соответствии со ст. 362 НК РФ исчислен транспортный налог. Сумма транспортного налога за 2015 год составила – 6 400 руб.; за 2016 год – 6 200 руб.; за 2017 год – 5 600 руб.; за 2018 год – 5 600 руб.
В рамках ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлены налоговые уведомления: от 27.08.2016 №94317670 об уплате транспортного налога за 2015 г., срок исполнения до 01.12.2016; от 08.08.2017 № 46819422 об уплате транспортного налога за 2016, срок исполнения до 01.12.2017 г.; от 21.08.2018 № 38033141 об уплате транспортного налога за 2017, через личный кабинет налогоплательщика, срок исполнения до 03.12.2018; от 25.07.2019 № 39910143 об уплате транспортного налога за 2018, через личный кабинет налогоплательщика, срок исполнения по налоговому уведомлению до 02.12.2019.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не выполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику заказным письмом направлены требования об уплате налога и пени: от 23.12.2016 № 50991 на общую сумму задолженности 6 444,80 руб., срок исполнения по требованию до 14.02.2017; от 18.12.2017 № 24127 на общую сумму задолженности 6 227,28 руб., срок исполнения по требованию до 19.01.2018; требование об уплате налога и пени от 14.12.2018 № 53727 на общую сумму задолженности 5 614,00 руб., срок исполнения по требованию до 15.01.2019.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности в установленные сроки по требованиям об уплате налога и пени Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
В связи с тем, что налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога, в соответствии со ст.75 НК РФ начислена пеня. Задолженность по пене по транспортному налогу за 2015 – 2017 годы составляет 3 425,97 руб.
Налогоплательщику направлены требования об уплате пени: от 10.07.2019 года № 79434 об уплате задолженности по налогам и пени через личный кабинет налогоплательщика, срок исполнения по требованию до 25.10.2019; от 07.12.2019 года № 102251 об уплате задолженности по налогам и пени через личный кабинет налогоплательщика, срок исполнения по требованию до 10.01.2020; от 20.12.2019 № 104609 об уплате задолженности по налогам и пени через личный кабинет налогоплательщика, срок исполнения по требованию до 21.01.2020.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 февраля 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник Межрайонной ИФНС России № 4 по Кемеровской области ФИО1 просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым в заявленных требования удовлетворить. Доводы мотивирует тем, что п. 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним указано, что основанием для прекращения регистрации транспортного средства является, в том числе, заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства. Из изложенного следует, что неиспользование возможности прекращения учета не является основанием для освобождения от уплаты налога. Считает, что требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2015-2017 гг. выставлены в установленный законом срок, так как право налогового органа на обращение в суд возникает с момента истечения срока исполнения требования, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании суммы недоимки по нескольким налоговым требованиям подлежит исчислению со дня истечения добровольного срока исполнения последнего требования. Отмечает, что в судебном заседании Инспекцией представлены сведения из базы данных о наличии доступа ФИО2 к личному кабинеты налогоплательщика.
Представитель административного истца МИФНС №4 по Кемеровской области, административный ответчик ФИО2, о месте и времени рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 названного Кодекса).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Кемеровской области от 28.11.2002 г. №95-ОЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортных средств.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
В силу положений п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (абзац третий пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку ФИО2 автомобиль ISUZU ELF был продан 12.10.2015, то с момента передачи транспортного средства от ФИО2 к покупателю, у последнего, в соответствии с Правилами регистрации транспортных средств, возникла обязанность по регистрации транспортного средства. Между тем, в нарушение указанных Правил покупатель не исполнил обязанность по регистрации транспортного средства, следовательно, обязанность оплаты транспортного налога за 2018 год у ФИО2 отсутствует.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, так как он основан на неправильном применении норм права.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 25 сентября 2014 г. № 2015-О, определении от 24 апреля 2018г. № 1069-О, следует, что федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.
При этом, факт совершения налогоплательщиком сделки по отчуждению транспортного средства, в отсутствие данных о снятии с регистрационного учета транспортного средства и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства, не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период. Данные о снятии указанного транспортного средства с регистрационного учета в налоговой инспекции отсутствовали.
Как следует из материалов дела, в ОГИБДД УВД г. Новокузнецка на имя ФИО2 с 12.01.2013 и по настоящее время значится зарегистрированным автомобиль марки ISUZU ELF (№), что подтверждается карточкой учета транспортного средства.
На транспортное средство автомобиль марки ISUZU ELF (№) Межрайонной инспекцией ФНС России №4 по Кемеровской области ФИО3 был начислен транспортный налог за 2018 год в размере 5 600 руб.
Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 25.07.2019 года №39910143 об уплате транспортного налога за 2018 год, через личный кабинет налогоплательщика. Срок исполнения по налоговому уведомлению до 02.12.2019 года.
В связи с тем, что обязанность по уплате налога налогоплательщиком не исполнена Инспекцией в рамках ст. 69, 70 НК РФ направлено требование об уплате налога и пени от 20.12.2019 № 104609 об уплате задолженности по налогам и пени через личный кабинет налогоплательщика. Срок исполнения по требованию до 21.01.2020.
Мировым судьей судебного участка №3 Куйбышевского судебного района г. Новокузнецка от 20.05.2020 был вынесен судебный приказ по делу №2А-1040/2020 в отношении ФИО2, который определением от 05.06.2020 был отменен, в связи с поступлением возражений должника.
Таким образом, поскольку транспортное средство с регистрационного учета не было снято, его владельцем являлся ФИО2, вследствие чего оснований у МИФНС России №4 по Кемеровской области не начислять ему транспортный налог за период 2018 год, а суда не взыскивать данный налог, не имелось.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований МИФНС России №4 по Кемеровской области о взыскании с ФИО2 пени по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 года.
Материалами дела подтверждается, что ФИО4 являлся владельцем следующих транспортных средств:
В 2015 году - ISUZU ELF (№) и TOYOTA CARI№A (№), сумма транспортного налога за 2015 г. составила - 6400 руб.
В 2016 году - ISUZU ELF (№), TOYOTA CARI№A (№), сумма транспортного налога за 2016 г. составила – 6200 руб.
В 2017 году - ISUZU ELF (№), сумма транспортного налога за 2017 г. составила - 5600,00 руб.
В рамках п. 2 ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлены налоговые уведомления:
- налоговое уведомление от 27.08.2016 № 94317670 об уплате транспортного налога за 2015 год. Срок исполнения по налоговому уведомлению до 01.12.2016;
- налоговое уведомление от 08.08.2017 № 46819422 об уплате транспортного налога за 2016 год. Срок исполнения по налоговому уведомлению до 01.12.2017;
- налоговое уведомление от 21.08.2018 № 38033141 об уплате транспортного налога за 2017 год через личный кабинет налогоплательщика. Срок исполнения по налоговому уведомлению до 03.12.2018.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога:
- требование об уплате налога и пени от 23.12.2016 № 50991, срок исполнения по требованию до 14.02.2017;
- требование об уплате налога и пени от 18.12.2017 № 24127, срок исполнения по требованию до 19.01.2018;
- требование об уплате налога и пени от 14.12.2018 № 53727, срок исполнения по требованию до 15.01.2019.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности в установленные сроки по требованию об уплате налога и пени от 23.12.2016 № 50991 (за 2015 год), Инспекция обратилась в суд с заявлением, в рамках ст. 48 НК РФ о взыскании задолженности в сумме 6 444,80 руб. Мировым судьей судебного участка №1 Куйбышевского судебного района г. Новокузнецка 11.08.2017 был вынесен судебный приказ №941/2017 о взыскании вышеуказанной задолженности.
02.07.2018 года на основании указанного судебного приказа, возбуждено исполнительное производство №29367/18/42016-ИП. 30.08.2018 года исполнительное производство окончено, судебный приказ возвращен взыскателю. В рамках указанного исполнительного производства удержания не производились.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности, в установленные сроки по требованию об уплате налога и пени от 18.12.2017 №24127 (за 2016 год), Инспекция обратилась в суд с заявлением, в рамках ст. 48 НК РФ о взыскании задолженности в сумме 6 227,28 руб. Мировым судьей судебного участка № 1 Куйбышевского судебного района г. Новокузнецка 29.05.2018 был вынесен судебный приказ № 2А-653/2018 о взыскании вышеуказанной задолженности.
08.08.2018 года на основании указанного судебного приказа, возбуждено исполнительное производство №38003/18/42016-ИП. 30.08.2018 года исполнительное производство окончено, судебный приказ возвращен взыскателю. В рамках указанного исполнительного производства удержания не производились.
В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности в установленные сроки по требованию об уплате налога и пени 14.12.2018 №53727 (за 2017 год), Инспекция обратилась в суд с заявлением, в рамках ст. 48 НК РФ о взыскании задолженности в сумме 5 614 руб. Мировым судьей судебного участка № 3 Куйбышевского судебного района г. Новокузнецка 14.05.2019 был вынесен судебный приказ № 2А-702/2019 о взыскании вышеуказанной задолженности.
15.07.2019 года на основании указанного судебного приказа, возбуждено исполнительное производство №58047/19/42016-ИП. 29.08.2019 года исполнительное производство окончено, судебный приказ возвращен взыскателю. В рамках указанного исполнительного производства удержания не производились.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
На основании п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно п. 6 ст. 75 НК РФ пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 НК РФ.
Вышеуказанные положения закона дают основания для вывода о том, что налоговый орган вправе предъявлять ко взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате налога.
Положения п. 5 ст. 75 НК РФ в совокупности с разъяснениями, содержащимися в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ», направлены на регламентацию срока направления требования об уплате пени в том случае, если недоимка по налогу должником погашена (такой срок ограничен тремя месяцами - п. 1 ст. 70 НК РФ), однако не препятствуют налоговому органу направить должнику требование об уплате пени в любое время до тех пор, пока основное обязательство об уплате налога не прекращено.
В связи с тем, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то прекращение начисление пени возможно только в случае прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Также пени могут не начисляться в случаях, специально установленных НК РФ.
Из изложенного следует, что пени на недоимку начисляются с момента просрочки исполнения обязанности по уплате налога до фактического взыскания недоимки (уплаты задолженности по налогу). То есть, начисление пеней продолжается до момента, пока обязанность по уплате налога не будет исполнена. Так как транспортный налог за 2015-2017 года ФИО2 добровольно не уплачен и судебным приставом-исполнителем не взыскан, пени продолжают начисляться, следовательно, подлежат взысканию с административного ответчика.
Положения ст. 48 НК РФ о сроках предъявления требования о взыскании налога налоговым органом не нарушены.
Вывод суда о том, что ФИО2 не оформлял личный кабинет и не имеет в него доступ являются голословными, опровергаются представленными сведениями личного кабинета налогоплательщика.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение подлежащим отмене, с принятием нового решения о взыскании с ФИО2 задолженности по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5600 рублей, пени за 2015-2017 г. в размере 3 425,97 рублей.
Кроме того, с ФИО2 в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Взыскать с ФИО2 задолженность по транспортному налогу за 2018 год в сумме 5600 рублей, пени за 2015-2017 г. в размере 3 425,97 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: