ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1674/2021 от 26.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Голубева Н.О. Дело №33а-4178/2022

дело 1 инстанции:№2а-1674/2021

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича к Территориальной избирательной комиссии города Алушты, Участковым избирательным комиссиям города Алушты №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, заинтересованные лица Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Симферополя Республики Крым, избирательное объединение «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» об отмене решений об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от 19 сентября 2021 года, об отмене решений и протоколов участковых избирательных комиссий №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от 19 сентября 2021 года, о признании действий участковых избирательных комиссий №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 незаконными,

по дополнительно поданной апелляционной жалобе кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителей Территориальной избирательной комиссии города Алушты - Доля Л.П., Пименова М.А., представителя Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Симферополя Республики Крым - Стельмак И.В., заключение прокурора - Алескерова Д.А., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Кандидат в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, член Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихин А.Е. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) города Алушты, в котором просил: отменить решения, протоколы, сводные таблицы Территориальной избирательной комиссии города Алушты об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от 19.09.2021; отменить решения, протоколы Участковых избирательных комиссий №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14,15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 об итогах голосования по одномандатному и федеральному избирательным округам Республики Крым от 19.09.2021; признать бездействие Территориальной избирательной комиссии города Алушты о неосуществлении надлежащего контроля за проведением выборов и соблюдением избирательных прав граждан на территории муниципального образования г. Алушта, не принятие мер по недопущению нарушения законодательства о выборах в Российской Федерации Участковыми избирательными комиссиями №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 незаконными; признать действия Участковых избирательных комиссий №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14,15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 о нарушении правил составления списков избирателей голосующих вне помещения для голосования, о нарушении порядка голосования и установления итогов голосования, о воспрепятствовании наблюдению за проведением голосования и подсчётом голосов избирателей незаконными.

Требования мотивированы тем, что в период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному и федеральному избирательным округам Республика Крым допущены существенные нарушения законодательства о выборах Российской Федерации, правил составления списков избирателей, порядка голосования и установления итогов голосования, воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, в результате которых невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Указано, что наблюдателем от Коммунистической партии Российской Федерации Исламхузиновой Е.С., присутствовавшей в Участковой избирательной комиссии (далее - УИК) №1, выявлено, что сведения об избирателях, внесенных в специальный реестр и голосовавших вне помещения для голосования, не совпадают с информацией, внесенной в списки избирателей, а именно: фамилии имена отчества граждан, место их регистрации.

Таким образом, в нарушение части 5 статьи 64 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ), членами УИК №1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 бюллетени выдавались избирателям, не включенным в список избирателей, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Также административным истцом указано, что УИК №1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 нарушены положения Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах Депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 01 июля 2021 года №13/108-8:

- отметки в графе списка избирателей, где предусмотрена подпись избирателя за полученный бюллетень, напротив данных избирателей не внесены (абзац 1 пункта 4.1.8 Инструкции);

- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования от избирателей не принимались (абзац 2 пункта 4.1.8 Инструкции);

- после прибытия в помещение для голосования не перенесены из письменных заявлений избирателей в соответствующую графу списка избирателей серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, проголосовавшего вне помещения для голосования. Отметки «Голосовал вне помещения для голосования», номер переносного ящика, дата голосования, подписи соответствующих членов участковой комиссии не проставлены (абзац 3 пункта 4.1.8 Инструкции);

- заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избирателей не приложены к списку избирателей (абзац 5 пункта 4.1.8 Инструкции);

- после окончания работы со списком избирателей перед непосредственным подсчетом голосов титульный лист книги списка избирателей, книги списка избирателей по порядку нумерации, книга (книги) списка избирателей со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения, вкладные листы списка избирателей, а также последний лист списка избирателей с итоговыми данными в перечисленном порядке в один том не сброшюрованы (не прошиты), печатью участковой комиссии и подписью ее председателя не скреплены (пункт 4.1.18 Инструкции);

- работа со списком избирателей проводилась в момент подсчета голосов до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол участковой комиссии об итогах голосования. Список избирателей на это время в сейф либо в металлический шкаф в помещении, где ведется подсчет голосов не убирался. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, не обеспечено (пункт 4.1.19 Инструкции).

Кроме того, председателем УИК №1, в нарушение части 5 статьи 83 Федерального закона №67-ФЗ, объявление о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящих выездов (выходов) для проведения такого голосования не сообщалось. Аналогичные нарушения установлены в УИК № 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18.21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35.

Вышеуказанные нарушения, допущенные участковыми избирательными комиссиями, не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Кроме того, указано, что 17.09.2021 примерно в 19 часов 15 минут в помещение УИК №1 в нарушение части 13 статьи 63 Федерального закона №67-ФЗ председателем Алуштинского городского совета, председателем политической партии Единая Россия Егоровым Б.Б. предано, а УИК №1 получено и использовано 500 бюллетеней для голосования, что не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

ТИК города Алушты, по мнению административного истца, допущены следующие нарушения:

- не проведены предварительные проверки правильности составления протоколов участковыми избирательными комиссиями об итогах голосования, в связи с чем, установленные итоги голосования не соответствуют волеизъявлению избирателей;

- при наличии жалоб, сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования, и до окончания подсчета голосов избирателей, жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0.

Указано, что согласно итогам голосования по федеральному избирательному округу ТИК города Алушты УИК выдан 1 лишний бюллетень, а по итогам голосования по одномандатному избирательному округу ТИК города Алушты результаты голосования по 16 выданным гражданам бюллетеням не известны.

17.09.2021 Исламхузинова Е.С. обращалась в УИК №1 и в Избирательную комиссию Республики Крым по вопросу законности предоставления председателем Алуштинского городского совета, председателем политической партии Единая Россия Егоровым Б.Б. и принятием УИК №1 бюллетеней для голосования в количестве около 500 штук.

В связи с чем, административный истец считает, что допущенные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах влекут нарушение его права и права политической партии Коммунистической партии Российской Федерации быть избранными, предусмотренное пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

Определением Алуштинского городского суда города Симферополя Республики Крым от 13 октября 2021 года к участию в административном деле в качестве соответчиков привлечены Участковые избирательные комиссии города Алушты №№ 1, 2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35, в качестве заинтересованных лиц - Территориальная избирательная комиссия Центрального района города Симферополя Республики Крым, избирательное объединение «Крымское республиканское отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Решением Алуштинского городского суда города Симферополя Республики Крым от 12 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска Кочеихину А.Е. отказано.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2022 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года по административному делу №2а-1674/2021 оставлено без изменения, апелляционную жалобу кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича - без удовлетворения.

24 января 2022 года, то есть до принятия вышеуказанного апелляционного определения, от представителя административного истца Оськина А.А. поступило дополнение к ранее поданной краткой апелляционной жалобе на решение от 12 ноября 2021 года.

Дополнительно поданная апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка всем доводам, изложенным в административном исковом заявлении. В связи с чем, в нарушение части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неправильно применены нормы материального права, а именно: не применены нормы части 5 статьи 64, части 2, части 10 статьи 66 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 8 статьи 16, части 5 статьи 83 Федерального закона от 22.02.2014 №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», абз. 1, 2, 3, 5 пункта 4.1.8., пункта 4.1.19 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 01.07.2021 №13/108-8. Кроме того, судом неверно в решении утверждается о пропуске срока обращения с иском в суд.

Представители административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Алушты: законный - Доля Л.П. и по доверенности - Пименов М.А. считали доводы дополнительно поданной апелляционной жалобы несостоятельными, а решение суда первой инстанции - законным и обоснованным.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Центрального района города Симферополя Республики Крым - Стельмак И.В. возражала против удовлетворения дополнения к апелляционной жалобе, считая их необоснованными.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся лиц, заключение прокурора прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что решение городского суда подлежит оставлению без изменения, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы дополнительно поданной апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, до вступления в законную силу решения по административному делу суд, принявший решение, по заявлениям лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе может принять дополнительное решение в случае, если по какому-либо требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, не было принято решение суда.

Указанная норма, с учетом применяемых по аналогии разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», предусматривает возможность суда апелляционной инстанции по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в деле, при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 201 ГПК РФ, вынести дополнительное апелляционное определение.

Вопрос о вынесении дополнительного апелляционного определения рассматривается судом апелляционной инстанции в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, за исключением тех категорий дел, которые в суде апелляционной инстанции рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле, и (или) без проведения судебного заседания.

При этом дополнительное апелляционное определение может быть вынесено не позднее установленного законом срока на кассационное обжалование апелляционного определения в кассационный суд общей юрисдикции, то есть в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Как следует из материалов дела и подтверждается представленными доказательствами, вынося апелляционное определение от 26 января 2022 года, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оставив решение суда первой инстанции без изменения.

Проанализировав материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу, что дополнительно поданная апелляционная жалоба может быть рассмотрена путём вынесения дополнительного апелляционного определения, которое согласно ранее указанному пункту 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года №16 может быть вынесено по требованию, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения по делу, но по которому не было принято определение суда.

Из материалов дела следует, что одномандатный избирательный округ «Республика Крым - Симферопольский одномандатный избирательный округ №19» образован Федеральным законом от 03.11.2015 №300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

В указанный одномандатный избирательный округ входят: городской округ Симферополь: Центральный район; городской округ Алушта; городской округ Судак; городской округ Феодосия; городской округ Ялта; Бахчисарайский район; Белогорский район; Симферопольский район: Добровское сельское поселение, Кольчугинское сельское поселение, Новоселовское сельское поселение, Перовское сельское поселение, Пожарское сельское поселение, Чистенское сельское поселение.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» на Территориальную избирательную комиссию Центрального района города Симферополя Республики Крым возложены полномочия Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу Республики Крым – Симферопольский одномандатный избирательный округ №19.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года №367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва были назначены на 19 сентября 2021 года.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VIII созывапрошли 17 - 19 сентября, завершившись вединый день голосования 19 сентября 2021 года.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, кандидат в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, член Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихин А.Е. указывал на допущенные, по его мнению, административными ответчиками нарушения законодательства о выборах Российской Федерации, в результате которых невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, чем нарушены его права и права политической партии Коммунистической партии Российской Федерации быть избранными.

По доводу административного истца о передаче УИК №1 дополнительных бюллетеней, установлено, что за период с 15 по 17 сентября 2021 года УИК №1 было передано:

- 500 избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу Республика Крым - Симферопольский одномандатный округ №19, из которых: 200 передано 15 сентября 2021 года в соответствии с Решением территориальной избирательной комиссии от 30 августа 2021 года №46/342-2 и 300 дополнительно в соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии от 17 сентября 2021 года №122/805-2 «Об увеличении количества избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатному избирательным округам для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, передаваемых участковым избирательным комиссиям Республики Крым»;

- 500 избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу, из которых: 200 передано 15 сентября 2021 года в соответствии с Решением территориальной избирательной комиссии от 30 августа 2021 года №46/342-2 и 300 дополнительно выдано в соответствии с решением Территориальной избирательной комиссии от 17 сентября 2021 года №122/805-2 «Об увеличении количества избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатному избирательным округам для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, передаваемых участковым избирательным комиссиям Республики Крым».

Избиратели, находящиеся в дни голосования вне места своего жительства, вправе подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в соответствии с Порядком подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утверждённым Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 25 мая 2021 г. №7/51-8 «О Порядке подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» (далее Порядок).

Согласно п. 3.2 Порядка, избиратели, подавшие заявления, включаются в список избирателей по месту нахождения. Данный список, накануне голосования передается территориальной избирательной комиссией в каждую участковую избирательную комиссию с внесенными сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения на соответствующем участке.

По состоянию на 30 августа 2021 года число избирателей на УИК №1 составляло 238. Решением территориальной избирательной комиссии города Алушты Республики Крым от 30 августа 2021 года №46/342-2 было определено передать УИК №1 200 избирательных бюллетеней по одномандатному избирательному округу Республика Крым Симферопольский одномандатный округ №19 и 200 избирательных бюллетеней по федеральному избирательному округу.

В соответствии с Порядком в вышеуказанную участковую избирательную комиссию поступило 279 заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения. На основании данных из Реестра избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей по месту жительства в УИК №1 подлежали исключению 11 избирателей.

В соответствии с частью 14 статьи 79 Федерального закона от 22 февраля 2014 года №20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», пунктом 4.5 Порядка изготовления и доставки избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года №4/30-8, ТИК города Алушты Республики Крым ходатайствовала перед Избирательной комиссией Республики Крым об увеличении числа, передаваемых из территориальной избирательной комиссии города Алушты Республики Крым избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, в участковую избирательную комиссию избирательного участка №1 в количестве, превышающем число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке на 262 штуки по одномандатному избирательному округу Республика Крым - Симферопольскому одномандатному избирательному округу №19 и 262 штуки по федеральному избирательному округу.

Избирательной комиссией Республики Крым было принято постановление от 17 сентября 2021 года №122/805-2 «Об увеличении количества избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатному избирательным округам для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, передаваемых участковым избирательным комиссиям Республики Крым».

В связи с чем, ТИК города Алушты Республики Крым 17 сентября 2021 года приняла решение №50/355-2 «О дополнительном распределении бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва в дни голосования 17, 18 и 19 сентября 2021 года, передаваемых участковым избирательным комиссиям» и согласно акту от 17 сентября 2021 года передала УИК №1 избирательные бюллетени, которые были доставлены членом ТИК города Алушты Республики Крым в УИК №1.

24 сентября 2021 года в ТИК города Алушты Республики Крым поступило заявление гражданки Исламхузиновой Е.С. от 21 сентября 2021 года, как наблюдателя от КПРФ на избирательном участке №1 с 17 по 19 сентября 2021 года, в котором указано, что в ходе проведения выборов заявителем выявлено, что сведения об избирателях, подавших заявления в УИК №1 о включении в список избирателей по месту своего нахождения не совпадают с информацией, внесенной УИК №1 в списки избирателей, а именно: фамилии, имена, отчества граждан, место их регистрации. В связи с чем, просила провести проверку законности выдачи бюллетеней избирателям, проголосовавших вне помещения для голосования по месту своего нахождения в УИК №1. При этом, к заявлению было указано приложение нарушения: один лист (т.1 л.д. 171-172).

На листе приложения заявителем указано, что 17.09.21 примерно в 19 часов 15 минут на участок №1 председателем Алуштинского городского совета, представителем Единой России Егоровым Б.Б. был привезен сверток. При обращении в ТИК Республики Крым сообщено, что на данный участок привезены дополнительные бюллетени в связи с нехваткой, о чём решение было принято накануне 16.09.2021. Вместе с тем, как указывает заявитель, доставка бюллетеней осуществлена неуполномоченным лицом.

28 сентября 2021 года в адрес Исламхузиновой Е.С. ТИК города Алушты Республики Крым направлен ответ, в соответствии с которым разъяснены Порядок подачи заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения, обработки таких заявлений и вышеприведенные причины дополнительной передачи избирательных бюллетеней в УИК №1. Одновременно сообщено, что факт передачи дополнительных избирательных бюллетеней Егоровым Б.Б. не нашёл своего подтверждения, поскольку бюллетени были доставлены членом ТИК города Алушты Республики Крым (т.1 л.д. 168-170).

При этом, как установлено, жалоб, заявлений, иных документов ни в участковую избирательную комиссию №1, ни в территориальную избирательную комиссию города Алушты от кандидата в депутаты в Государственную Думу Российской Федерации по Симферопольскому одномандатному округу № 19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина А.Е., наблюдателя Исламхузиновой Е.С. в период с 17 по 19 сентября 2021 года не поступало.

Протоколами УИК №№2, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 29, 30, 31, 33, 34, 35 также подтверждается отсутствие жалоб (заявлений) лиц до окончания подсчёта голосов (т.1 л.д. 120 – 167).

Довод административного истца о наличии одного лишнего бюллетеня также проверялся судом первой инстанции.

Как установлено, один выданный бюллетень был унесен избирателем с собой, в связи с чем, отражён в протоколе как утраченный (т.2 л.д. 7).

Аналогичным образом ТИК города Алушты Республики Крым в судебном заседании апелляционной инстанции пояснено наличие разницы в Протоколе №1 между числом выданных бюллетеней (графа 4) и содержащихся в стационарных ящиках для голосования (графа 8) (т.1 л.д. 118).

При этом, как следует из проколола №1 ТИК города Алушты Республики Крым об итогах голосования по одномандатному избирательному округу Республика Крым, зарегистрированный кандидат Кочеихин А.Е. набрал 1 582 голоса избирателей, наибольшее же количество голосов избирателей за зарегистрированного кандидата (графа 20) составило 12 653 (л.д. 118 об.).

Из протокола №2 ТИК города Алушты Республики Крым об итогах голосования по федеральному избирательному округу на территории Республика Крым следует, что Политическая партия «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» набрала 2 617 голосов избирателей, тогда как наибольшее количество голосов избирателей за иную политическую партию (графа 17) составило 15 681.

Остальные указанные административным истцом в обоснование административного иска имевшиеся, по его мнению, массовые нарушения в ходе голосования, подсчета голосов, составления итогов голосования, носят декларативный и предположительный характер, без указания конкретных сведений об их выявлении и наличии.

Кроме того, согласно части 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Административное исковое заявление Кочеихина А.Е. об оспаривании решений, действий (бездействия) территориальной и участковых избирательных комиссий об оспаривании итогов голосования поступило в суд 04 октября 2021 года (т.1 л.д. 1), то есть с пропуском установленного процессуальным законом срока.

В соответствии с частью 7 этой же статьи, сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Согласно части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Таким образом, административный иск Кочеихина А.Е. не подлежал удовлетворению по вышеприведенным основаниям.

Ссылки административного истца на соблюдение им общего трёхмесячного срока на обращение в суд с настоящим административным иском в части оспаривания действий и бездействия территориальной и участковых избирательных комиссий являются несостоятельными, учитывая, что доводы административного истца о существенных нарушениях, допущенных, по его мнению, непосредственно при голосовании, относятся к обстоятельствам его проведения и подлежат проверке в порядке оспаривания итогов голосования.

Таким образом, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 183 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

вынести дополнительное апелляционное определение по настоящему административному делу, которым решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 12 ноября 2021 года по административному делу №2а-1674/2021 оставить без изменения, дополнительно поданную апелляционную жалобу кандидата в депутаты в Государственную Думу России по Симферопольскому одномандатному округу №19, члена Коммунистической партии Российской Федерации Кочеихина Андрея Евгеньевича - без удовлетворения.

Дополнительное апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Дополнительное апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

А.А. Тимофеева