Судья Арзуманова Т.А. 10 июля 2019 года Дело № 2а-1678/19-33а-1532
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Макаровой Л.В.,
судей Бобряшовой Л.П., Котовой М.А.,
при секретаре Гроцер Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июля 2019 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области к Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней в сумме 1961 рубль 30 копеек,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области (далее Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 10 рублей 27 копеек, пеней по транспортному налогу в сумме 73 рубля 43 копейки, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1849 рублей, пеней по налогу на имущество физических лиц в сумме 28 рублей 60 копеек, а всего 1961 рубль 30 копеек.
В обоснование административного иска Инспекция указала, что Ю., являясь собственником автомобилей <...>, государственный регистрационный знак <...>, и <...>, государственный регистрационный знак <...>, не исполнил предусмотренную законом обязанность по уплате транспортного налога. За 2016 год ему начислен транспортный налог в сумме 5219 рублей, 16 октября 2018 года он уплатил 5208 рублей 73 копейки, таким образом, его задолженность по транспортному налогу за 2016 год составила 10 рублей 27 копеек. Также в собственности Ю. в 2016 году находилась квартира, расположенная по адресу <...>. Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1849 рублей Ю. не исполнена. В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налогов и пеней, однако оно в добровольном порядке исполнено не было. Судебный приказ о взыскании с Ю. задолженности в общей сумме 6104 рублей 03 копейки отменен определением мирового судьи судебного участка № 14 Новгородского судебного района от 18 сентября 2018 года в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Инспекции отказано.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда первой инстанции как постановленное в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии у Инспекции оснований для обращения в суд за взысканием задолженности и о наличии оснований для признания безнадежных ко взысканию и подлежащих списанию сумм налогов за 2011-2013 годы, которые налогоплательщиком были выплачены, привели к принятию неправильного решения.
Представитель Инспекции, Ю., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представитель Инспекции просил рассмотреть дело в его отсутствие, Ю. о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в соответствии с частями 3, 4 статьи 310 КАС РФ являются несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Согласно части 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно статье 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
Подпункт 1 пункта 1 статьи 401 НК РФ к объектам налогообложения данным видом налога относит расположенные в пределах муниципального образования квартиры.
Налоговым периодом в целях исчисления указанных видов налога признается календарный год (статьи 360, 405 НК РФ).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363, пункт 2 статьи 409 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 409 НК РФ транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Ю. является собственником следующего имущества: квартиры с кадастровым номером <...>, расположенной по адресу <...> (в период с 03 декабря 2014 года по настоящее время), автомобиля <...>, государственный регистрационный знак <...> (в период с 15 сентября 2007 года по настоящее время), автомобиля <...>, государственный регистрационный знак <...> (в период с 19 февраля 2014 года по настоящее время), в связи с чем в 2016 году признавался плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Размер исчисленного Инспекцией за 2016 год транспортного налога составил 5219 рублей, налога на имущество физических лиц – 1849 рублей.
Инспекцией сформировано налоговое уведомление <...> от 21 сентября 2017 года с предложением уплатить, в том числе, налог на имущество физических лиц и транспортный налог в указанных выше размерах за 2016 год в срок не позднее 01 декабря 2017 года, которое 17 октября 2017 года направлено в адрес Ю.
В связи с не исполнением Ю. обязанности по уплате налогов в установленный срок Инспекцией в его адрес 14 февраля 2018 года направлено требование <...>, сформированное по состоянию на 06 февраля 2018 года, с предложением об уплате, в том числе, недоимки по налогу на имущество физических лиц в сумме 1849 рублей, пеней, начисленных за несвоевременную уплату данной недоимки, в сумме 28 рублей 60 копеек, недоимки по транспортному налогу в сумме 5219 рублей, пеней за несвоевременную уплату этой недоимки в сумме 73 рубля 43 копейки в срок до 27 марта 2018 года.
Факты направления налогового уведомления и требования подтверждаются соответствующими списками заказных писем.
В добровольном порядке указанное требование Ю. исполнено не было, что послужило поводом для обращения 27 июля 2018 года Инспекции к мировому судье судебного участка № 14 Новгородского судебного района Новгородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ю. задолженности по налогам и пеней, в том числе, по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пеней в указанном выше размере.
Выданный 27 июля 2018 года судебный приказ в связи с поступившими от Ю. возражениями относительно его исполнения был отменен определением мирового судьи судебного участка № 14 Новгородского судебного района Новгородской области от 18 сентября 2018 года.
16 октября 2018 года в счет погашения задолженности по транспортному налогу поступило 5208 рублей 73 копейки, в остальной части задолженность погашена не была, что явилось поводом для обращения Инспекции 26 февраля 2019 года в суд с настоящим административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции, суд первой инстанции исходил из того, что в результате неправильного распределения Инспекцией поступавших от Ю. в период с 01 января 2011 года по 03 декабря 2018 года денежных сумм в счет погашения недоимки и пеней Инспекцией необоснованно были зачтены неуплаченные Ю. транспортный налог за 2011 год в сумме 1408 рублей 14 копеек, за 2012 год - в сумме 1404 рублей, за 2013 год - в сумме 1404 рублей и пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2011, 2012 и 2013 годы в сумме 430 рублей, притом, что эта задолженность, как образовавшаяся до 01 января 2015 года, является безнадежной ко взысканию и подлежит списанию в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 436-ФЗ), вследствие чего у Ю. образовалась переплата по налогам на общую сумму 4205 рублей 87 копеек, пришел к выводу об отсутствии у него недоимки по налогам и пеней в предъявленном Инспекцией ко взысканию размере.
Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что у Инспекции также отсутствуют законные основания для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам и пеней в связи с тем, что общий размер предъявленной ко взысканию задолженности не превышает 3000 рублей и со дня окончания срока исполнения требования (27 марта 2018 года) не прошло три года.
С такими выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неверном толковании норм закона, регулирующих правоотношения сторон, и не соответствуют обстоятельствам дела.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 НК РФ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Частью 3 приведенной статьи предусмотрено, что решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 этой статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
В пункте 2 статьи 11 НК РФ установлено, что недоимка это сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Таким образом, в целях применения части 1 статьи 12 Федерального закона № 436-ФЗ под безнадежной к взысканию и подлежащей списанию задолженностью физических лиц понимаются недоимка, пени, штрафы, подлежавшие взысканию на 1 января 2015 года, но полностью или частично не погашенные в течение 2015 - 2017 годов, и возможность взыскания которой в принудительном порядке налоговым органом утрачена.
При этом недоимка, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, и/ или задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, не подлежат признанию безнадежными ко взысканию, если такая недоимка и/или задолженность по пеням погашены налогоплательщиком в добровольном порядке либо взысканы с налогоплательщика в принудительном (судебном) порядке.
Вместе с тем, из материалов дела видно, что в связи с неуплатой Ю. транспортного налога за 2011, 2012, 2013 годы в установленные законом сроки Инспекция 15 июля 2015 года обратилась к мировому судье судебного участка № 39 Новгородского судебного района с заявлением на выдачу судебного приказа о взыскании с Ю. недоимки, в том числе по данному виду налога за указанные периоды и пеней за несвоевременную уплату этой недоимки на сумму 4647 рублей 77 копеек. 29 июля 2015 года был выдан судебный приказ по делу <...> о взыскании с Ю. задолженности по имущественному налогу в сумме 158 рублей 12 копеек, по транспортному налогу в сумме 4647 рублей 77 копеек, судебный приказ не был отменен.
На основании данного судебного приказа 19 октября 2015 года возбуждено исполнительное производство, в ходе исполнения которого 15 декабря 2015 года на депозитный счет службы судебных приставов поступило в счет погашения задолженности 10 рублей 27 копеек, которые были перечислены в счет погашения задолженности по транспортному налогу.
Таким образом, возможность взыскания с Ю. вышеуказанной недоимки по транспортному налогу и задолженности по пеням в указанных выше размерах Инспекцией утрачена не была, а, следовательно, у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о том, что эта недоимка и задолженность по пеням как безнадежные к взысканию не подлежат оплате.
Согласно части 7 статьи 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации 12 ноября 2013 года № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплате налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее Правила), согласно пункту 3 которых распоряжение о переводе денежных cредств составляется только по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации. В одном распоряжении о переводе денежных средств по одному коду бюджетной классификации Российской Федерации может быть заполнено только одно значение основания платежа, указываемое в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, которое может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам; "АР" - платеж, поступивший со службы судебных приставов в счет погашения задолженности по исполнительному документу; "TP" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); "PC" - погашение рассроченной задолженности.
В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("О") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Из представленной карточки расчета с бюджетом Ю. по транспортному налогу усматривается, что:
03 мая 2011 года - срок уплаты транспортного налога за 2010 год - начислено 1404 рублей;
30 апреля 2011 года - платеж в размере 1404 рублей, поступивший от налогоплательщика по налоговому уведомлению на уплату налога за 2010 год (целевой платеж);
02 ноября 2012 года - срок уплаты транспортного налога за 2011 год - начислено 1408 рублей 14 копеек;
05 ноября 2013 года - срок уплаты транспортного налога за 2012 год - начислено 1404 рублей;
05 ноября 2014 года - срок уплаты транспортного налога за 2013 год - начислено 1404 рублей;
01 октября 2015 года - срок уплаты транспортного налога за 2014 год - начислено 4901 рублей;
22 сентября 2015 года - платеж в размере 4901 рублей, поступивший от налогоплательщика по налоговому уведомлению на уплату налога за 2014 год (целевой платеж);
24 марта 2016 года - платеж в размере 1150 рублей, поступивший от налогоплательщика: квитанция на уплату текущей задолженности по пени (т. е. задолженность по пени, образовавшуюся на 24 марта 2016 года, (не целевой платеж) за неуплату налога за 2011, 2012, 2013 годы - значение платежа «ЗД»;
24 марта 2016 года - платеж в размере 4216 рублей 14 копеек. поступивший от налогоплательщика: квитанция на уплату текущей задолженности по налогу (т. е. задолженность по налогу, образовавшуюся на 24 марта 2016 года, (не целевой платеж) - (задолженность за 2011, 2012, 2013 годы) значение платежа «ЗД»;
25 августа 2016 года - платеж по налогу в размере 10 рублей 27 копеек, поступивший от службы судебных приставов (целевой платеж по судебному приказу <...>) значение платежа «АР»;
06 декабря 2016 года - срок уплаты транспортного налога за 2015 год - начислено 5219 рублей;
17 октября 2017 года - платеж в размере 430 рублей, поступивший от налогоплательщика: квитанция на уплату текущей задолженности по пени (т. е. задолженность по пени, образовавшуюся на 16 октября 2017 года, (не целевой платеж) за неуплату налога за 2011, 2012, 2013 годы) значение платежа «ЗД»;
17 октября 2017 года - платеж в размере 5208 рублей 73 копейки, поступивший от налогоплательщика: квитанция на уплату текущей задолженности по налогу (т. е. задолженность, образовавшуюся на 16 октября 2017 года, (не целевой платеж) значение платежа «ЗД»;
15 марта 2018 года - платеж по налогу в размере 1262 рублей, поступивший от службы судебных приставов (целевой платеж по судебному приказу № <...>) (значение платежа «АР») о взыскании с Ю. задолженности по налогам за 2016 год и пени за несвоевременную оплату транспортного налога и налога на имущество за 2016 год, который впоследствии был отменен;
25 апреля 2018 года - платеж по налогу в размере 3946 рублей 73 копейки, поступивший от службы судебных приставов (целевой платеж по судебному приказу № <...>) значение платежа «АР».
Задолженность по транспортному налогу за 2016 год составила 10 рублей 27 копеек.
Согласно карточке расчета с бюджетом Ю. по налогу на имущество физических лиц:
06 декабря 2016 года - срок уплаты налога на имущество за 2015 год (начислено 925 рублей);
17 октября 2017 года - платеж в размере 50 рублей, поступивший от налогоплательщика, квитанция на уплату текущей задолженности по пени (т.е. задолженность по пеням, образовавшуюся на 16 октября 2017 года, (не целевой платеж) (за несвоевременную уплату налога за 2015 год), значение платежа «ЗД»;
17 октября 2017 года - платеж в размере 925 рублей, поступивший от налогоплательщика: квитанция на уплату текущей задолженности по налогу (т. е. задолженность по налогу, образовавшуюся на 16 октября 2017 года, (не целевой платеж) значение платежа «ЗД»;
02 декабря 2017 года - срок уплаты налога на имущество за 2016 год (начислено 1849 рублей).
Задолженность по налогу на имущество за 2016 год составила 1849 рублей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что платежные поручения об уплате транспортного налога и пени от 24 марта 2016 года и 16 октября 2017 года и налога на имущество от 16 октября 2017 года, от 17 октября 2017 года не содержали налогового периода, за который налогоплательщик уплачивает данные суммы, в связи с невозможностью точно идентифицировать платеж налоговый орган воспользовался правом самостоятельно отнести поступившие денежные средства в счет погашения недоимки по налогам и задолженности по пеням за предыдущие налоговые периоды в хронологическом порядке, что не противоречит законодательству о налогах и сборах.
Нельзя согласиться и с выводом суда первой инстанции о том, что у Инспекции также отсутствуют законные основания для обращения в суд за взысканием недоимки по налогам и пеней в связи с тем, что общий размер задолженности не превышает 3000 рублей и со дня окончания срока исполнения требования (27 марта 2018 года) не прошло три года.
Как предусмотрено статьей 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (пункт 2).
Из материалов дела следует, что на момент обращения Инспекции к мировому судье судебного участка № 14 Новгородского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ю. задолженности ее общий размер составлял 6104 рубля 03 копейки.
В связи с частичным погашением Ю. задолженности на момент обращения в суд с данным административным иском размер непогашенной задолженности составил 1961 рубль 30 копеек.
Таким образом, у Инспекции имелись основания для обращения в суд с настоящим административным иском.
Как следует из материалов дела, расчет налогов и пеней произведен в соответствии с законом, оснований ставить его под сомнение у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, подтверждающих уплату недоимки по налогам и пеней в указанном выше размере, как того требуют положения статьи 62 КАС РФ, Ю. суду представлено не было,
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что сроки и порядок обращения в суд за взысканием задолженности Инспекцией соблюдены, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных Инспекцией требований.
Таким образом, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно в соответствии с пунктом 2 статьи 309 КАС РФ на основании пункта 4 части 2, части 4 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 20000 рублей размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, исходя из суммы удовлетворенных исковых требований, с Ю. в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области удовлетворить.
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Новгородской области к Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пеней в сумме 1961 рубль 30 копеек удовлетворить.
Взыскать с Ю., проживающего по адресу <...>, в доход соответствующего бюджета недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 10 рублей 27 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 73 рубля 43 копейки, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1849 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 28 рублей 60 копеек, а всего 1961 рубль 30 копеек.
Взыскать с Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Председательствующий: Л.В. Макарова
Судьи: Л.П.Бобряшова
М.А.Котова