ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-167/2020УИД240003-01-2020-000218-11 от 30.09.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Лябзина Т.Г. Дело № 33-10105/2020 2.095

Дело № 2а-167/2020 УИД 24RS0003-01-2020-000218-11

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 сентября 2020 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего: Киселевой А.А.,

судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.

гражданское дело по иску ФИО1 к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным отказа в получении сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала, понуждении к выдаче сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала, признании права на получение краевого материнского (семейного) капитала,

по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2,

на решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 15 июля 2020 года, которым постановлено:

« Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать за ФИО1, <дата> года рождения, уроженцем г. Красноярска, право на получение краевого материнского (семейного) капитала в связи с рождением третьего ребенка.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать».

Заслушав докладчика, истца ФИО1 и представителя ответчика - КГКУ «Управление социальной защиты населения» ФИО3 (на основании доверенности от 20.07.2020г.), судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением (с учетом заметы надлежащего ответчика и уточнения требований) к КГКУ «Управление социальной защиты населения», Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным отказа в получении сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала, понуждении к выдаче сертификата на получение краевого материнского (семейный) капитала, ссылаясь на то, что находится в официально-зарегистрированном браке с ФИО4 В браке рождены пять совместных детей: ФИО5 <дата> года рождения, ФИО6 <дата> года рождения, ФИО6 <дата> года рождения, ФИО7 <дата> года рождения, ФИО7 <дата> года рождения. Местом регистрации истца, супруги и их несовершеннолетних детей, является с. Большие Сыры, Балахтинского района, Красноярского края. В 2017 году истцом было направлено письменное обращение в отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района Красноярского края по вопросу выдачи сертификата на краевой и федеральный материнский капитал. Федеральный материнский капитал истцом был получен, однако в получении краевого материнского капитала ему было отказано, со ссылкой на то, что супруга истца ФИО4 лишена родительских прав в отношении двоих старших несовершеннолетних детей, в связи с чем, право на получение краевого материнского капитала у супруги истца отсутствуют. Аналогичные обращения были направлены истцом в Министерство социальной политики Красноярского края и прокуратуру Красноярского края. В ответе истцу Министерство социальной политики края также было отказано в получении краевого материнского капитала по аналогичным основаниям. Поскольку супруга истца ФИО4 была лишена родительских прав в отношении двух старших детей, родившихся в предыдущем гражданском браке и не являющихся их совместными с истцом детьми, полагает, что в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Красноярского края № 12-5937 от 09.06.2011 право на материнский капитал прекращается при лишении матери родительских прав только в отношении совместных детей, в связи с чем, правом на получение краевого материнского капитала возникло у ФИО8 при рождении третьего ребенка в браке с истцом. В этой связи просил признать незаконным отказ Министерства социальной политики Красноярского края № 80-1379/19 от 26.09.2019 г. в получении сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала; понудить отдел социальной защиты населения администрации Балахтинского района Красноярского края выдать истцу сертификат на получение краевого материнского (семейного) капитала по его обращению от 14.08.2017 года; признать за ФИО1 право на получение краевого материнского (семейного) капитала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2 просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, поскольку право истца, как отца третьего и последующих детей ФИО8 производно от права матери, вместе с тем, супруга истца не имела данного права в связи с лишением ее родительских прав в отношении двух детей, рожденных ранее до брака с ФИО1

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, не заявивших об уважительной причине неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела, выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики края и истца, согласного с решением суда, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно преамбуле Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае" настоящий Закон устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае, в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детей.

В соответствии со ст. 1 названного Закона Красноярского края действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства на территории Красноярского края.

Исходя из положений п. 1 ст. 3 Закона Красноярского края, право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан: а) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 июля 2011 года; б) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 июля 2011 года.

Право женщин, указанных в п. 1 в ст. 3 Закона Красноярского края, на дополнительные меры поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации и место жительства на территории Красноярского края, в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения ее родительских прав, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры поддержки. Право на дополнительные меры поддержки у указанного лица не возникает, если он является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с п. 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав, совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры поддержки, его право на дополнительные меры поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации, за исключением организаций дополнительного образования, до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет. (п. 4 ст. 3 Закона Красноярского края).

Положениями п. 7 ст. 5 Закона Красноярского края предусмотрено, что в случае несогласия с решением об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, истец ФИО1, <дата> года рождения, состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, <дата> года рождения с 10.01.2014, что подтверждается свидетельством о заключении брака .

От брака супруги имеют несовершеннолетних детей: ФИО5, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения, ФИО7, <дата> года рождения, ФИО7, <дата> года рождения, ФИО9, <дата> года рождения, что подтверждено документально.

Согласно справке о составе семьи, ФИО1, <дата> года рождения, по адресу: Большие Сыры, <адрес> состоит на учете с <дата> и имеет право на льготы как «многодетная семья», является инвалидом 2 группы, состав семьи: ФИО8 – жена, ФИО5 – дочь, ФИО6 – дочь, ФИО6 – дочь, ФИО7 – сын, ФИО7 – дочь.

Согласно свидетельствам о регистрации по месту жительства на регистрационном учете по адресу: <адрес> состоят: ФИО7, <дата> года рождения, ФИО7, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения, ФИО5, <дата> года рождения, ФИО6, <дата> года рождения.

Решением Канского городского суда от <дата> ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО10, <дата> года рождения, ФИО10, <дата> года рождения.

По заявлению ФИО8 ОСЗН администрации Балахтинского района было отказано в выдаче сертификата на краевой материнский (семейный) капитал, в связи с лишением ее родительских прав в отношении указанных детей.

В ответах Министерства социальной политики Красноярского края на обращения ФИО1 указано, что поскольку его супруга лишена родительских прав в отношении старших 2 детей, а он не является единственным родителем в отношении совместных детей, в выдаче сертификата ему и его супруге отказано обоснованно.

Согласно ответам администрации Балахтинского района Красноярского края от 12.03.2020, Министерства социальной политики Красноярского края от 17.03.2020, ФИО1 с заявлением на выдачу сертификата на краевой материнский (семейный) капитал в КГКУ «УСЗН» по Балахтинскому району не обращался.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у ФИО1 права на получение краевого материнского (семейного) капитала с учетом положений п.3 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.06.2011 №12-5937, устанавливающих, что право женщин, указанных в п. 1 настоящей статьи, на дополнительные меры поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка, имеющего гражданство РФ и место жительства на территории Красноярского края, в том числе в случае лишения женщины родительских прав.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, как основанных на системном толковании норм Закона Красноярского края от 09.06.2011 №12-5937, установившего последовательный переход права на краевой материнский капитал к отцу детей, а затем к самим детям, при прекращении данного права соответственно у их матери и отца. При этом по смыслу краевого закона, лишения права семьи, имеющей детей, после рождения третьего и последующих детей на указанный капитал не предусмотрено.

Доводы ответчика об отсутствии у ФИО1 права на краевой материнский (семейный) капитал, в силу производности данного права от права матери, которое у ФИО8 не возникло, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку такое толкование ставит в неравное положение отца и самих детей при лишении ранее матери родительских прав по сравнению с другими семьями, имеющими трех и более детей в Красноярском крае.

При этом истец состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, супруги имеют от брака шестерых несовершеннолетних детей, рожденных после 01.07.2011, в связи с лишением ФИО8 родительских прав в отношении старших детей, у ФИО1 возникло право на предоставление краевого материнского капитала.

Из буквального толкования положений ч.3 ст. 3 Закона Красноярского края от 09.06.2011 №12-5937 следует, что право отца ребенка на дополнительные меры поддержки возникает в случае лишения матери родительских прав на любого из ее детей, а не только совместных.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения Закона Красноярского края от 09 июня 2011 года N 12-5937, который устанавливает дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае, в целях повышения качества жизни семей после рождения третьего и последующих детей, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, о признании за ФИО1 права на получение краевого материнского (семейного) капитала.

Решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в получении сертификата на получение краевого материнского (семейного) капитала, а также о понуждении отдела социальной защиты населения выдать указанный сертификат, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ для проверки решения суда в полном объеме.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в определении от 23.06.2015г. № 1518-О, поскольку предметом толкования Конституционного суда являлись положения иного нормативного акта - Федерального закона от 29.12.2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Законом Красноярского края от 09 июня 2011 года N 12-5937 "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, в Красноярском крае" установлено самостоятельное правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки семей, имеющих детей в крае в целях, установленных данным законом.

Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Балахтинского районного суда Красноярского края от 15 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: