ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1684/20 от 12.01.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Ленинский районный суд г. Махачкалы судья Т.Э. Чоракаев

№ дела первой инстанции 2а-1684/20

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 января 2021 года, по делу № 33а-284-2021 (33а-5925/2020), г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики
Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,

судей Хаваева А.Г. и Абдулхалимова М.М.,

при секретаре судебного заседания Яхьяеве Т.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Р.И. к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации г. Махачкалы о признании незаконным бездействия по отказу в постановке на учет по Федеральной государственной программе «Обеспечение жильем молодых семей в РД в отношении семьи истца, состоящей из 5 человек, признании административного истца в составе семьи из 5 человек нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в указанной программе, обязании включить административного истца и членов его семьи в список потенциальных участников указанной программы с даты подачи заявления 18.09.2019, обязании выдать выписку с указанием номера в списке участников указанной программы, взыскании судебных расходов в размере 406 руб.,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшения жилищных условий» Администрации г. Махачкалы по доверенности П.М. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 09.09.2020, которым постановлено:

«Административный иск Р.И. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Махачкалы и Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации г. Махачкалы при формировании очередности по списку молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан на 2019-2021 гг.», утвержденному приложением 4 к Постановлению администрации ГОсВД «Город Махачкала» от 22.06.2020 № 450, считать датой подачи заявления Р.И. - 03.10.2019.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать».

Заслушав доклад судьи Хаваева А.Г., судебная коллегия

установила:

Р.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и Управлению по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации г. Махачкалы.

Судом первой инстанции 9 сентября 2020 года вынесено решение, резолютивная часть

которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшения жилищных условий» Администрации г. Махачкалы по доверенности П.М. ставит во­прос об отмене решения суда, приводя доводы о его незаконности.

В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Р.И.. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшения жилищных условий» Администрации г. Махачкалы – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Р.И. и его представитель по доверенности М.М. апелляционную жалобу признали необоснованной и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Извещённые в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились и причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

На территории Российской Федерации с 2010 года (Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050) действует программа «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Действующая версия программы осуществляется на основании Постановления Правительства от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Указанным постановлением также предусмотрена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», реализация которой осуществлялась в рамках федеральной целевой программы «Жилище», и которая была направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных.

Решением Городского собрания г. Махачкалы от 20.06.2019 утверждено положение об МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», согласно которому на Управление возложены функции осуществления в установленном законодательством порядке учета граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, категорий муниципальной подведомственности и граждан отдельных категорий; осуществления в установленном законодательством порядке учета граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; участия в реализации национальных проектов Российской Федерации, федеральных, республиканских и муниципальных программ и подпрограмм в области жилищных отношений.

Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан" на 2019-2021 гг.» утвержден Постановлением Администрации г. Махачкалы от 20.04.2020 № 286.

Указанным административным регламентом установлен круг заявителей для участия в подпрограмме, порядок предоставления заявителям услуги, в том числе перечень документов, порядок их рассмотрения, основания для возврата документов и отказа в предоставлении муниципальной услуги, а также иные необходимые вопросы.

Из копии Постановление Администрации г. Махачкалы от 22.06.2020 № 450 «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» усматривается, что в качестве приложения 4 к указанному постановлению утвержден список молодых семей, признанных нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан» государственной программы Республики Дагестан «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан на 2019-2021 гг.». В указанном приложении под значится Р.И., З.М. в составе семьи из 4 человек. Датой подачи заявления указано 04.02.2020.

Таким образом, к моменту рассмотрения административного дела административный истец Р.И.. в составе семьи из 4 человек принят на учет для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в Республике Дагестан».

При указанных обстоятельствах факт нуждаемости и обоснованности заявления Р.И. о его участии в подпрограмме не являются спорными. Постановка заявителя с членами его семьи на соответствующий учёт означает, что он действительно входит в круг лиц, имеющих право на участие в подпрограмме, им представлены все необходимые документы.

Вместе с тем, спорной по настоящему делу является дата подачи заявления об участии в программе.

Согласно позиции истца он подлежит постановке на учет с 18.09.2020, когда было составлено первое заявление об участии в подпрограмме, а согласно позиции административного ответчика заявление административного истца установленной формы было подписано и поступило в Администрацию г. Махачкалы только 04.02.2020.

В обоснование своей позиции административным ответчиком представлена заверенная копия заявления Р.И. на типовом бланке, на котором проставлен штамп Администрации г. Махачкалы с входящей датой 04.02.2020. Эта же дата отражена в Постановлении Администрации г. Махачкалы от 22.06.2020 № 450.

При этом копия заявления, на которую ссылается административный ответчик и на котором проставлен штамп о приеме <дата>, представлена не полностью, второй лист с датой его подписания отсутствует.

Между тем, административным ответчиком не отрицалось, что заявление об участии Р.И. и членов его семьи в соответствующей подпрограмме составлялось и поступило в Администрацию г. Махачкалы еще осенью 2019 года. Сам административный истец датирует первое заявление 18.09.2019. Вместе с тем, на основании штампа входящей корреспонденции достоверно подтверждено поступление заявления Р.И. в Администрацию г. Махачкалы <дата>.

На тот момент административный регламент рассмотрения такого рода заявлений еще не был принят, однако заявление Р.И. подлежало рассмотрению в любом случае.

Непосредственно административным ответчиком суду представлена копия ответа врио начальника Управления Ш.М.. на обращение Р.И. В указанном ответе заявителю разъясняется порядок и условия участия в подпрограмме, а также сообщается, что в период с июня по сентябрь 2019 года проводятся штатные мероприятия по актуализации нормативных актов. В заключении заявителю сообщается, что утверждение административного регламента будет завершено в ближайшее время, после чего будет принято решения о предоставлении указанных материалов для рассмотрения жилищной комиссией администрации г. Махачкалы.

Из приведенного ответа не следует, что заявление Р.И.. составлено ненадлежащим образом и с приложенными документами возвращается заявителю, либо в постановке на учет отказано.

Напротив, из указанного ответа следует, что материалы будут переданы на рассмотрение жилищной комиссии после утверждения административного регламента.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что, представленным административным истцом заявлением с отметкой о принятии (проставлении на заявлении штампа с входящим номером и датой) достоверно подтверждается факт обращения его с пакетом приложенных документов за постановкой на учет для участия в подпрограмме 03.10.2019.

Довод административного ответчика о том, что указанное заявление являлось ненадлежащее составленным, в связи с чем, не было рассмотрено, а надлежащее заявление поступило только 04.02.2020 судом первой инстанции отвергнут обоснованно.

В случае, если административный ответчик полагал, что заявление Р.И.. составлено не по установленной форме и не подлежит рассмотрению, указанное заявление с приложенными документами подлежало возвращению заявителю с указанием на выявленные недостатки.

Административными ответчиками не представлены допустимые достоверные доказательства того, что указанное заявление от 03.10.2019 было рассмотрено с принятием решения о возврате заявления и приложенных документов по какому-либо основанию, либо об отказе в удовлетворении заявления.

Из Постановления Администрации г. Махачкалы от 22.06.2020 № 450 также следует, что первые участники списка молодых семей обратились с заявлениями еще октябре 2019 года, чем подтверждается, что документы заявителей, поданные еще на тот момент, впоследствии успешно рассмотрены административным ответчиком.

Принимая во внимание, что административными ответчиками не представлены доказательства рассмотрения первоначального заявления р.И. от 03.10.2019, а также обоснованные сомнения в том, что заявление Р.И. установленного образца поступило только 04.02.2020, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что датой поступления заявления Р.И.. о постановке на учет для участия в подпрограмме следует считать именно 03.10.2019.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, решение является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 09.09.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Управления по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшения жилищных условий Администрации г. Махачкалы П.М. - без удовлетворе­ния.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Махачкалы РД.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 января 2021 года.