УИД34RS0003-01-2019-002060-39 Административное дело№ 2а-1688/2019
Судья Самсонова М.В. Дело № 33а-1686/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 5 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Камышниковой Н.М., Тертышной В.В.,
при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Голда В.Н. о взыскании задолженности по налогам и пени
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области
на решение Кировского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 г., которым отказано в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия по административным делам,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области обратилась в суд с иском к Голда В.Н. о взыскании налогов, пени, указывая, что административный ответчик в соответствии со ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога, плательщиком налога на имущество в соответствии со ст. 400 НК РФ, ст. 1 Закона РФ от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии со ст. 357 НК РФ, Законом Волгоградской области от 11.11.2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге» является плательщиком транспортного налога. Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств, административный ответчик в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.г. имел в собственности объекты налогообложения. Голда В.Н. направлялись требования об уплате налогов и пени, однако до настоящего времени требование не исполнено. Налог исчислен за период ДД.ММ.ГГГГ г.г. и пени по состоянию на дату требования от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>. Просит взыскать с Голда В.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек; по транспортному налогу с физических лиц в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области оспаривает законность судебного акта, в виду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить в части отказа во взыскании по транспортному налогу, принять по делу новое решение, в котором требования налогового органа в части неуплаченной суммы задолженности удовлетворить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя административного истца Ц.А.С., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В силу положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с Законом РФ от 9 декабря 2001 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1), действовавшем до 1 января 2015 года, уплата налога на имущество физических лиц, земельного налога производится не позднее 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
С января 2015 года уплата налогов производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог (ч. 1 ст. 397, ч. 1 ст. 409 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Закона № 2003-1, ст. 401 НК РФ, объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения.
Транспортный налог отнесен к региональным налогам и регламентирован главой 28 НК РФ.
На территории Волгоградской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 г. № 750-ОД «О транспортном налоге». Законом закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения (автомобили легковые, мотоциклы и мотороллеры, автобусы, автомобили грузовые и т.д.) и мощности двигателя.
Налогоплательщиками данного налога положениями ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статья 358 НК РФ в качестве объектов налогообложения признает автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленномпорядкев соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый орган.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно ст. 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введён налог (ст. 389 НК РФ).
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Голда В.Н. в налоговый период ДД.ММ.ГГГГ г.г. являлся собственником земельных участков, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, а также земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме этого, административный ответчик имел в собственности автомобили: <.......>№ <...>, <.......>№ <...>, а также строения, помещения и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно налоговому уведомлению № <...> от ДД.ММ.ГГГГ Голда В.Н. за вышеназванные объекты налогообложения начислен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в сумме <.......> рублей со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а также транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......> рублей, налог на имущество за этот период в сумме <.......> рублей, также со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ
По налоговому уведомлению № <...> от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику за вышеуказанные объекты налогообложения начислен за ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество физических лиц в размере <.......> рублей, земельный налог с учетом перерасчета в сумме <.......> рублей, транспортный налог в сумме <.......> рублей со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неуплатой налогов в установленный срок, налогоплательщику направлено требование № <...>, № <...> об уплате налога на имущество физических лиц в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек; транспортного налога в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек; земельного налога в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку в указанный в требовании срок административный ответчик задолженность в полном объеме не погасил, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей <.......> вынесен судебный приказ о взыскании с Голда В.Н. указанной задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рубля <.......> копеек; транспортному налогу в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рубля <.......> копеек; земельному налогу в размере <.......> рублей, пени в размере <.......> рублей <.......> копеек.
Определением того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ по заявлению административного ответчика был отменен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска суд первой инстанции, сославшись на представленные административным ответчиком платежные документы, исходил из того, что им исполнена обязанность по уплате задолженности по налогам в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом.
Согласно ст.ст. 14,15 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам, а земельный налог и налог на имущество физических лиц - к местным налогам. Поэтому указанные налоги подлежат перечислению в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В силу ст. 18 БК РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.
Приложением к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 г. № 85н утвержден «Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура, принципы назначения», согласно п.п. 5, 5.1 которого, назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно настоящему Порядку и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации. Принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При формировании кода бюджетной классификации Российской Федерации:
используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом общих требований к формированию кодов (отдельных составных частей кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, установленных настоящим Порядком;
обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации Российской Федерации с учетом общих требований, установленных настоящим Порядком.
Согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Голда В.Н. оплатил налоговые платежи в сумме <.......> рублей по КБК (коду бюджетной классификации) № <...>. Согласно требованию № <...> данный КБК отнесен к налогу на имущество физических лиц. Соответственно транспортный и земельный налоги имеют иной КБК.
Следовательно, налогоплательщиком оплачен только налог на имущество физических лиц. Задолженность по транспортному налогу и земельному налогу им не оплачена.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ г.г. по земельному и транспортному налогу следует отменить как необоснованное и вынесенное с нарушением норм материального права на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ и принять в этой части новое решение, которым в указанной части административные исковые требования удовлетворить, взыскав с административного ответчика в доход бюджета задолженность за ДД.ММ.ГГГГ г.г. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме <.......> рублей и по транспортному налогу с физических лиц в сумме <.......> рублей. В остальной части решение суда оставить без изменения (с учетом того, что задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, а также пени по налогам были оплачены административным ответчиком чеками-ордерами от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-62)).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Волгограда от 7 октября 2019 г. отменить в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Волгоградской области к Голда В.Н. о взыскании задолженности за период ДД.ММ.ГГГГ г.г. по земельному и транспортному налогу.
Взыскать с Голда В.Н. в доход бюджета задолженность за ДД.ММ.ГГГГ г.г. по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в сумме <.......> рублей, по транспортному налогу с физических лиц в сумме <.......> рублей.
Взыскать с Голда В.Н. в доход административного округа город-герой Волгоград государственную пошлину в сумме <.......> рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий судья
Судьи