ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1689/2022 от 21.06.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Копылова Е.М. Дело № 33а-5018/2022

УИД 22RS0011-02-2022-001845-73

№ 2а-1689/2022 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2022 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Бугакова Д.В., Соболевой С.Л.,

при секретаре Нечай А.В.,

с участием прокурора Осиповой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2022 года по делу по административному иску Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Рубцовский» к ММ о продлении административного надзора, установлении дополнительного административного ограничения.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

приговором Рубцовского городского суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года, вступившим в законную силу 4 июля 2013 года, ММ признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 162, частью 1 статьи 162, пунктом «г» части 2 статьи 161, пунктами «а», «г», части 2 статьи 161, частью 1 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, с назначением наказания окончательно в виде 7 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима.

Постановлением Рубцовского городского суда от 20 января 2017 года, вступившим в законную силу 7 февраля 2017 года, приговор изменен, ММ признан осужденным по части 1 статьи 162, части 1 статьи 162, пункту «г» части 2 статьи 161, пунктам «а», «г», части 2 статьи 161 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания окончательно в виде 6 лет 11 месяцев 20 дней.

ММ освобожден по отбытии срока лишения свободы 15 августа 2018 года.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 октября 2018 года, вступившим в законную силу 23 октября 2018 года, в отношении ММ установлен административный надзор на 3 года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения с административными ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 до 6 часов, запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 10 февраля 2021 года, вступившим в законную силу 26 февраля 2021 года, в отношении ММ продлен срок административного надзора на 6 месяцев, начиная со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора, установлено дополнительное административное ограничение в виде дополнительной явки один раз в месяц (всего три раза в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Приговором мирового судьи судебного участка Рубцовского района Алтайского края от 22 июля 2021 года, вступившим в законную силу 2 августа 2021 года, ММ признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением наказания в виде 10 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 10 месяцев, на ММ возложена обязанность в течение испытательного срока один раз в месяц являться на регистрацию в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, не менять постоянного места жительства без уведомления данного органа.

Постановлением Рубцовского городского суда от 17 декабря 2021 года, вступившим в законную силу 28 декабря 2021 года, ММ продлен испытательный срок, установленный приговором мирового судьи судебного участка Рубцовского района Алтайского края от 22 июля 2021 года, на 1 месяц с дополнением ранее возложенной обязанности обязанностью два раза в месяц являться для регистрации в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденных, в установленные данным органом дни в течение 3 месяцев с момента вступления постановления в законную силу, далее - по прежнему графику.

МО МВД России «Рубцовский» обратился в суд с административным иском к ММ о продлении срока административного надзора на 6 месяцев, то есть до 25 декабря 2022 года, установлении дополнительного административного ограничения в виде явки один раз в месяц (всего четыре раза в месяц) в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

В обоснование заявленных требований указано на то, что в период нахождения под административным надзором после установления дополнительного административного ограничения ММ совершил преступление, предусмотренное частью 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, за которое осужден вступившим в законную силу приговором мирового судьи к лишению свободы условно. По месту жительства последний характеризуется удовлетворительно. В этой связи, учитывая, что срок погашения судимости истечет 15 октября 2024 года, имеются основания к продлению срока административного надзора и установлению заявленного дополнительного административного ограничения.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично, в отношении ММ продлен срок административного надзора на 6 месяцев с исчислением со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора, то есть до 25 декабря 2022 года, в остальной части административного иска отказано.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит решение суда изменить с исключением указания на дату истечения срока административного надзора, а в части отказа в удовлетворении требования об установлении дополнительного административного ограничения - отменить с принятием нового решения об удовлетворении требования, ссылаясь на то, что указание даты окончания срока административного надзора действующему законодательству не соответствует, основания для установления дополнительного ограничения имелись, исходя из данных об образе жизни и поведении, тогда как осуществление контроля за поведением условно осужденных, предусматривающего ежемесячную явку для регистрации в уполномоченный орган, не имеет значения для объема ограничений в рамках административного надзора.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение представления в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, выслушав заключение прокурора О, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор, городской суд пришел к выводам о том, что после установления административного надзора и дополнительного ограничения административный ответчик совершил преступление, за которое осужден в лишению свободы условно с испытательным сроком и возложением обязанности явки для регистрации в орган, осуществляющий контроль за условно осужденными, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, официально трудоустроен, состоит в зарегистрированном браке, содержит двоих несовершеннолетних детей, по месту работы характеризуется положительно, а потому имеются основания к продлению срока административного надзора в переделах срока погашения судимости на 6 месяцев, тогда как заявленное дополнительное ограничение установлению не подлежит, поскольку не является необходимым, исходя из задач административного надзора.

Данные выводы основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения и установленных обстоятельствах при надлежащей оценке доказательств.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Частью 3 той же статьи предусмотрено, что суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Постановление), суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона). Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений (например, увеличение количества мест, запрещенных для посещения поднадзорному лицу). В целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при рассмотрении дела о дополнении ранее установленных административных ограничений суд вправе установить административные ограничения, на введение которых не указано в заявлении органа внутренних дел, и одновременно принять решение об отмене административных ограничений, о снятии которых не просит административный истец (статья 9, часть 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно пункту 21 Постановления в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п. При определении времени суток, в период которого лицо не вправе находиться вне места жительства или пребывания, суд принимает во внимание график выполнения лицом его трудовых обязанностей и (или) учебы и другие имеющие значение обстоятельства при условии представления соответствующих доказательств.

В силу части 2 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в случае осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления.

Как разъяснено в пункте 29 Постановления, положения Федерального закона № 64-ФЗ не препятствуют неоднократному продлению административного надзора на срок до шести месяцев в пределах срока погашения судимости при наличии соответствующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, ответчик осужден условно за совершение им в период нахождения под административным надзором преступление, а потому городской суд пришел к верному выводу о наличии основания к продлению срока административного надзора в пределах срока погашения судимости на 6 месяцев.

Согласно характеристике УУП ОУУП и ПДН ОП «Северный» МО МВД России «Рубцовский» от 30 марта 2022 года административный ответчик официально трудоустроен в пекарне «Виталий», соседями и родственниками характеризуется положительно, проживает с супругой и малолетним ребенком М, ДД.ММ.ГГ года рождения.

Согласно характеристике МУП «Рубцовский водоканал» от ветчик с 15 июня 2021 года работает слесарем АВР участка водопроводных сетей цеха ВКС, трудовую дисциплину соблюдает, в отношениях с сотрудниками спокоен, отзывчив, работает добросовестно, проживает с супругой и двумя детьми.

Кроме того, согласно ответ Филиала по г.Рубцовску ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю от 17 июня 2022 года, ММ состоит на учете с 10 августа 2021 года, испытательный срок истекает 21 июня 2022 года.

В соответствии с пунктом 21 Постановления назначение по приговору суда наказания, не связанного с лишением свободы, либо осуждение лица к лишению свободы условно не отнесены Законом к основаниям прекращения административного надзора, поэтому данные обстоятельства подлежат учету при разрешении дела об административном надзоре.

Таким образом, с учетом подтвержденных документально и не оспоренных сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, основания к дополнению ограничений с установлением административного ограничения в виде возложении обязанности в четвертый раз в месяц являться для регистрации отсутствуют.

Доводы представления об отсутствии основании к суммированию количества явок для регистрации в порядке административного надзора и контроля за условно осужденными не опровергают правильных выводов суда о достаточности продления срока надзора с ранее установленными ограничениями, исходя из баланса публичных и частных интересов, для выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, оказания воспитательного воздействия в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.

Между тем, как верно указано в апелляционном представлении, указание в резолютивной части решения суда конкретной даты, до которой продляется административный надзор, не в полной мере соответствует положениям Федерального закона № 64-ФЗ.

Согласно пункту 23 Постановления в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). В случае продления срок административного надзора начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора. На это обстоятельство должно быть указано в резолютивной части решения суда.

В этой связи решение подлежит уточнению с исключением из резолютивной части указания на дату окончания срока административного надзора.

С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное представление прокурора удовлетворить частично.

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, уточнить резолютивную часть решения, исключив из абзаца 2 слова «т.е. до 25.12.2022».

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (кассационного представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: